Справочник по ГОСТам и стандартам
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
   ГОСТы, стандарты, нормы, правила
 

ВСН 363-76
Инструкция по монтажу шинопроводов напряжением до 1000 В. (взамен МСН 228-70, ВСН 298-72, МСН 213-69)

ВСН 363-76. Инструкция по монтажу шинопроводов напряжением до 1000 В. (взамен МСН 228-70, ВСН 298-72, МСН 213-69)

 

МИНИСТЕРСТВОМОНТАЖНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ СССР

МинмонтажспецстройСССР

 

УТВЕРЖДАЮ:

зам.министра монтажных

испециальных строительных

работСССР

30июня 1976 г.

Ведомственныестроительные нормы

 

ИНСТРУКЦИЯ

ПОМОНТАЖУ ШИНОПРОВОДОВ НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 1000 В

 

ВСН363-76

ММСССССР

 

Сроквведения 1 января 1977 г.

 

ВнесеныВНИИпроектэлектромонтажем

 

 

Изложенатехнология монтажа комплектных шинопроводов переменного и постоянного тока,выпускаемых заводами Главэлекромонтажа, а также вопросы монтажа открытыхшинопроводов (магистралей из алюминиевых шин).

Даны указанияпо монтажу шинопроводов при конвейерном методе сборки блоков покрытияпроизводственных зданий.

С выходомнастоящей инструкции отменяются «Инструкция по монтажу магистральныхшинопроводов» МСН 228-70/ММСС СССР; «Временная инструкция по монтажу троллейныхшинопроводов ШТМ70» ВСН 298-72/ММСС СССР; «Временная инструкция по монтажуосветительных шинопроводов ШОС67» МСН 213-69/ММСС СССР.

Инструкцияразработана ВНИИпроектэлектромонтажем и предназначена для инженерно-техническихработников и квалифицированных рабочих электромонтажных организацийМинмонтажспецстроя СССР.

Составители:Г. Л. Родионов, В. Л. Томашпольский

 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Внастоящей инструкции изложены указания по монтажу:

цеховыхэлектрических сетей переменного тока напряжением до 1000 В, выполняемыхкомплектными магистральными и распределительными шинопроводами (ГОСТ 6815-70),комплектными троллейными и осветительными шинопроводами, а также открытымишинопроводами (магистралями из алюминиевых шин);

электрическихсетей общепромышленных установок постоянного тока напряжением до 1200 В,выполняемых комплектными шинопроводами постоянного тока (ГОСТ 19263-73).

1.2. Винструкции учтены комплектные шинопроводы постоянного и переменного тока всехмодификаций, освоенные и выпускаемые заводами треста ЭлектромонтажконструкцияГлавэлектромонтажа Минмонтажспецстроя СССР, по состоянию на 1 января 1975 г.

1.3. В связи сотсутствием различий в технологии монтажа комплектных магистральных шинопроводовпеременного и постоянного тока указания по монтажу этих шинопроводов объединеныв подразделе «Магистральные шинопроводы переменного и постоянного тока» (пп.2.16-2.53).

 

2. МОНТАЖ КОМПЛЕКТНЫХШИНОПРОВОДОВ НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 1000 В ПЕРЕМЕННОГО ТОКА И 1200 В ПОСТОЯННОГО ТОКА

 

Общие положения

2.1.Комплектным шинопроводом называется устройство, предназначенное для передачи ираспределения электроэнергии, состоящее из голых или изолированных шинразличного профиля, заключенных в защитную оболочку, со всеми относящимися кнему ответвительными устройствами, поддерживающими и крепежными конструкциями.

2.2. Поназначению комплектные шинопроводы подразделяются на следующие группы:

магистральные,предназначенные для передачи электроэнергии от цеховых подстанций дораспределительных шинопроводов и силовых распределительных пунктов;

распределительные,предназначенные для передачи электроэнергии к электроприемникам;

троллейные*,предназначенные для передачи электроэнергии к подвижным электроприемникам;

осветительные,предназначенные для передачи электроэнергии к светильникам и электроприемникаммалой мощности.

______________

* Закрытые троллейные шинопроводы с пластмассовымиизоляторами всех серий необходимо применять в помещениях с нормальной средой,не содержащей токопроводящей пыли, с температурой не выше 40 °С.Длина непрерывной линии троллейных шинопроводов должна быть не более 100 м. Длятрасс большей длины необходима установка компенсационной секции, которая должнабыть предусмотрена в проекте для компенсации линейных расширений.

 

2.3. Вкомплект поставки шинопроводов в соответствии с заказной спецификацией должнывходить поддерживающие и крепежные конструкции для крепления шинопроводов кстроительным основаниям.

2.4. Условияхранения поступающих с завода-изготовителя шинопроводов должны соответствоватьгруппе С ГОСТ 15150-69. 

2.5. Вскрыватьящики допускается только со стороны, отмеченной надписью «верх»,непосредственно перед сборкой секций магистральных шинопроводов в блоки вмастерской электромонтажных заготовок (МЭЗ) или остальных видов шинопроводов взоне монтажа.

2.6. Приизвлечении из ящиков и переноске секций подъемными механизмами следуетприменять траверсы и чалочные приспособления, что обеспечит сохранностьшинопроводов.

2.7.Распакованные секции следует укладывать на деревянные настилы или бруски неболее чем в пять рядов по вертикали. Между рядами помещают прокладки в видедеревянных брусков или картона. При этом все шинопроводы, кромераспределительных, следует укладывать в положение, соответствующее рабочему.

2.8. Транспортировать блоки и секции от места сборки до зонымонтажа следует на автомобилях с прицепом или удлиненным кузовом (полуприцепом)в специальных контейнерах (приложение 1, рис. 1), предохраняющих их отмеханических повреждений.

2.9. Монтажкомплектных шинопроводов выполняют в соответствии с рабочим проектом. Призначительных объемах работ (на цех, корпус) разрабатывают проект производстваэлектромонтажных работ (ППР).

2.10. Рабочийпроект цеховых электрических сетей, выполняемых комплектными шинопроводами,должен предусматривать монтаж шинопроводов индустриальными методами и содержатьследующие данные:

план сетишинопроводов объекта;

необходимыеразрезы с нанесением трассы прокладки шинопроводов, указанием отметок, видовпрокладки (по стенам, колоннам и т.д.) и типовых крепежных конструкций,изготовляемых заводами Главэлектромонтажа.

В тех случаях,когда шинопровод устанавливают на нетиповые конструкции, необходимо датьчертежи установки узла шинопровода и рабочие чертежи крепежной конструкции.Проект должен содержать заявочные спецификации только на комплектные линии покаждому отдельному объекту (линия, цех, корпус). При прохождении линиймагистральных шинопроводов по сложным трассам, в нескольких плоскостях, следуетвыдавать аксонометрические чертежи этих линий с указанием привязочных размеров.

2.11.Проектная документация должна иметь штамп с грифом «Разрешено к производствуработ» и подпись ответственного представителя предприятия-заказчика.

2.12. Вопросы организации и технологии монтажа комплектныхшинопроводов должны быть детально разработаны в ППР, в котором необходимопредусмотреть комплекс мероприятий, направленных на снижение трудозатрат привыполнении подготовительно-заготовительных и монтажных работ.

Состав ППРдолжен соответствовать руководству [12].

2.13. ППР помонтажу магистральных шинопроводов должен состоять из двух частей:

1)подготовительно-заготовительные работы, выполняемые в МЭЗ;

2) работы,выполняемые в монтажной зоне.

ППР по монтажуостальных видов комплектных шинопроводов должен состоять из одной части.

2.14. Приразработке ППР необходимо пользоваться действующими альбомами типовых рабочихчертежей деталей и узлов промышленных электроустановок ГПИ Тяжпромэлектропроектим. Ф. Б. Якубовского.

2.15. Монтажкомплектных шинопроводов производят при строительной готовности помещения вусловиях, полностью обеспечивающих защиту шинопроводов от механическихповреждений и загрязнений при производстве дальнейших строительно-монтажныхработ.

Приемкупомещений под монтаж следует оформлять актом.

 

Магистральные шинопроводыпеременного и постоянного тока

2.16. Монтаж магистральных шинопроводов выполняют в два этапа:

подготовительныеработы;

монтажныеработы.

2.17. Впроцессе подготовительных работ в соответствии с п. 2.12 настоящей инструкцииразрабатывают ППР, выполняют заготовку блоков шинопровода, а также нетиповыхкрепежных и других изделий в условиях МЭЗ, подготавливают необходимые длямонтажа шинопровода механизмы и приспособления.

2.18. Сборку секций шинопровода в блоки следует производить натехнологических линиях МЭЗ, имеющих в своем составе:

кантователисекций, позволяющие поворачивать блоки длиной до 13,5 м и свариватьстыки шин с двух сторон;

стенды дляизолирования стыков и установки крышек;

сварочныепосты с кондукторами для сварки стыков шин;

грузоподъемныемеханизмы и чалочные приспособления (траверсы, захваты);

стеллажи-накопителидля складирования готовых блоков шинопровода.

Примероснащения технологической линии сборки секций магистрального шинопровода вблоки приведен на рис. 1.

 

Рис.1. Технологическая линия сборки магистральных шинопроводов ШМА68 и ШМА73:

1- контейнер; 2 - тележка; 3 - рольганг; 4 -стеллаж-накопитель; 5 - стойка; 6 - кантователь секций; 7- баллон; 8 - агрегат ВСК-300; 9 - полуавтомат ПРМ-4; 10 -зона консервации; 11 - зона окончательной сборки; 12 - зонасварки; 13 - зона предварительной сборки; 14 - зона заготовок

 

2.19. Длиныблоков шинопровода определяют в ППР в зависимости от места и условий прокладки;наиболее целесообразно комплектовать блоки длиной до 12 м.

Блоки,состоящие из прямых и угловых секций, следует комплектовать таким образом,чтобы угловые секции были расположены на концах блока.

2.20. Передсборкой секций шинопровода в блоки их необходимо очистить от пыли, проверитьсостояние кожуха и отдельных деталей шинопровода, зачистить кромки концов шинметаллической щеткой и обезжирить ацетоном (ГОСТ 2603-71) или авиационнымбензином (ГОСТ 1012-72), после чего уложить на кантователь.

2.21. Шины секций магистральных шинопроводов соединяют болтовымисжимами или сваркой.

Болтовые сжимыустанавливают на присоединительных и тройниковых секциях, а также в местах, гдепо каким-либо причинам невозможно производство сварочных работ. При этомнеобходимо учитывать, что болтовые сжимы поставляют в объеме, не превышающем 30% общего числа прямых и специальных секций, поступающих с завода. Во всехостальных случаях шины секций следует соединять сваркой.

2.22. Присоединении секций следует контролировать положение концов шин: внутренняяповерхность крайней шины с большим плечом изгиба («уткой») одной секции должнаприлегать к наружной поверхности крайней шины с меньшим плечом изгиба другойсекции (рис. 2).

Шиныподгоночных секций обрезают с концов, не имеющих изгибов (вразбежку).

 

 

Рис.2. Расположение шин при соединении секций магистрального шинопровода:

1- секция с меньшим плечом изгиба; 2 - секция с большим плечом изгиба

 

2.23. Сваркушин производят в соответствии с инструкцией [8]. Рекомендуется применятьполуавтоматическую сварку в защитном газе плавящимся электродом сиспользованием полуавтомата ПРМ, а в случае отсутствия этого автомата сварку взащитном газе неплавящимся (вольфрамовым) электродом с использованием установокУДАР или УДГ промышленного изготовления либо сварочных постов, собираемых силамимонтажных организаций из стандартного сварочного оборудования.

Применениесварки угольным электродом с присадкой под слоем флюса ВАМИ допускается лишь висключительных случаях при отсутствии названного сварочного оборудования. Приэтом после окончания сварки особое внимание необходимо обратить на удалениеостатков флюса, которые при наличии влаги могут вызвать коррозию алюминия ипривести к частичному или полному разрушению сварных соединений.

2.24.Сваривать изолированные шины на ребро в целях предотвращения перегрева шин ипорчи изоляции следует при минимальном нагреве. Длительность сварки одногосоединения не должна превышать 1 мин. Следует применять специальный сварочныйкондуктор с формующими графитовыми пластинами (рис. 3) для возможностиустановки в месте сварного стыка ответвительной секции. Для предотвращениястекания расплавленного алюминия места у концов шин следует защищать влажнымасбестом.

2.25.Свариваемые шины в процессе сварки и застывания металла не должны подвергатьсясотрясениям, так как это может привести к разрыхлению металла и появлениютрещин, что резко снижает механическую прочность и электропроводностьсоединения.

2.26. Сваркушин установленных блоков и секций выполняют с одной стороны. Обязательнымусловием при этом является создание наплавленного (контролируемого) шва, неуменьшающего сечения шин в месте соединения, т.е. равного по высоте толщинешины (выше кромки шины) и имеющего длину не менее ширины шины (рис. 4).

2.27. Опорныеуголки, являющиеся нулевыми проводниками шинопроводов ШМА68, должны бытьприварены внахлест на длину, равную сумме сторон уголка; при этом унакладываемого уголка полки срезают на 8-10 мм (рис. 5, 6).

У шинопроводовШМА73 несущие боковины, являющиеся нулевыми проводниками, соединяют накладкойна шести болтах (рис. 7).

 

 

Рис.3. Кондуктор для сварки шин:

1- свариваемые шины; 2 - рамка кондуктора; 3 - формующиеграфитовые пластины;

4- центрующий шкворень с зажимным эксцентриком

 

2.28.Электрическую изоляцию стыка шин при установке шинопроводов в помещениях снормальной средой осуществляют полимерным изоляционным кожухом (рис. 8, 9).

2.29. Приотсутствии таких кожухов допускается изолировать стыки шин стеклолакотканью:для изоляции сварных соединений без ответвлений оголенную часть шин обматываютстеклолакотканью в два слоя; для изоляции сварных соединений с ответвлениемпоследовательно наклеивают два полотна стеклолакоткани длиной L,как показано на рис. 10-12; при этом кромки полотен, выходящие за пределы шин,склеивают между собой, а места примыкания вновь наложенной и заводской изоляциидополнительно покрывают полоской стеклолакоткани шириной 40 мм; приклеиватьстеклолакоткань к шинам и склеивать слои между собой следует клеем № 88 приположительной температуре, что обеспечит прочность соединения.

Размерыизоляции сварных стыков прямых секций, секций с ответвлениями и концов шинкрайней секции приведены соответственно в табл. 1, 2, 3.

2.30.Противокоррозионная защита и электрическая изоляция стыка шин при установкешинопровода ШМА68Х-Н в помещениях с химически активной средой и токопроводящейпылью осуществляется стеклолакотканью на клее № 88 наносимом на прилегающую кшинам поверхность стеклолакоткани.

2.31. После изолирования стыков места соединения следует закрытькрышками.

2.32. Блокишинопровода, устанавливаемые на объектах с незаконченной строительнойготовностью, где возможно попадание влаги, краски и пыли в процессе дальнейшихстроительно-монтажных работ, должны быть обернуты полиэтиленовой пленкой.

 

Рис.4. Сварное соединение алюминиевых шин магистрального шинопровода:

1- прямая секция; 2 - ответвительная или тройниковая секция; 3- шины ответвительной или тройниковой секции


 

Рис.5. Подготовка и стыковка перед сваркой уголка и перемычки на смонтированномшинопроводе:

1- перемычка; 2 - уголок секции

 

 

Рис.6. Сварка опорных уголков шинопроводов серии ШМА:

1- накладка; 2 - стяжная шпилька стяжного ярма; 3 - опорныйуголок секции; 4 - шины

 

 

Рис.7. Соединение нулевых проводников при стыковке секций:

1- алюминиевая накладка; 2 - стальная накладка; 3 - нулевойпроводник (боковой профиль); 4 - центральная часть, выбиваемая присоединении шин болтовым сжимом

Рис.8. Полимерный изоляционный кожух для сварных соединений без ответвлений:

1- верхняя половина кожуха; 2 - охватывающий замковый элемент; 3- нижняя половина кожуха

 

 

Рис.9. Установка полимерного изоляционного кожуха

 

 

Рис.10. Сварное соединение прямых секций, изолированное стеклолакотканью:

1- полотно из стеклолакоткани; 2 - лента из стеклолакоткани0,15×40×L; 3 - изоляция шин;

4- изоляционные вкладыши (уплотнения)

 

 

Рис. 11. Сварное соединение секций сответвлением, изолированное стеклолакотканью:

1 - пакет из трех шин; 2 - два слоя полотна; 3 -пакет из шести (пяти) шин; 4 - лента из стеклолакоткани0,15×40×L; 5 - изоляционные вкладыши(уплотнения)

 

 

Рис.12. Концы шин крайней секции, изолированные стеклолакотканью:

1- склеиваемые кромки полотна; 2 - изоляционные вкладыши(уплотнения); 3 - лента из стеклолакоткани

 

Таблица1

 

Тип шинопровода

Номинальный ток, А

Размеры (см. рис. 10), мм

А

В

полотна

L

ШМА68-Н

ü

1600

260

40

0,15×260×450

500

ШМА68Х-Н

ý

ШМА68У-Н

þ

ШМА73

1600

290

45

0,15×290×500

500

ШМА68-Н

2600

300

60

0,15×300×600

680

ШМА59-Н

4000

300

80

0,15×300×750

870

 

Таблица2

 

Тип шинопровода

Наименование ответвления

Размеры полотна (см. рис. 11), мм

Размер L, мм

для пакета из пяти-шести шин

для пакета из трех шин

Г

Д

К

Л

Г

Д

К

Л

ШМА68-Н

Секция тройниковая вертикальная

-

-

-

-

-

160

280

250

-

ШМА68У-Н

Секция ответвительная

260

130

250

220

260

130

300

270

250

ШМА68Х-Н

Секция ответвительная

-

130

-

-

-

130

400

370

-

ШМА59-Н

Секция тройниковая вертикальная

-

300

160

360

330

210

350

320

350

Секция ответвительная

-

-

130

-

-

130

-

-

-

 

Таблица3

 

Тип шинопровода

Номинальный ток, А

Размеры (см. рис. 12), мм

h

полотна

ленты

ШМА68-Н

ü

1600

40

170×450

40×500

ШМА68У-Н

ý

ШМА68Х-Н

þ

ШМА73

1600

45

210×500

35×500

ШМА68-Н

2500

60

190×60

40×680

ШМА59-Н

4000

80

200×750

40×790

 

2.33.Доставлять на объект заготовленные в МЭЗ блоки шинопровода следуетцентрализованно полностью скомплектованными линиями (включая крепежные изделия)в соответствии с графиком производства работ.

При этомнаиболее целесообразно доставлять блоки шинопровода в монтажную зону к моментуначала работ и вести монтаж «с колес», что позволит исключить промежуточноескладирование.

Транспортировкаблоков шинопровода должна осуществляться в соответствии с п. 2.8 настоящейинструкции.

2.34. В техслучаях, когда монтаж «с колес» невыполним блоки или секции шинопровода следуетскладировать на свободной площадке в зоне монтажа.

2.35. Монтаж шинопроводов следует начинать с разметки осей имест установки крепежных конструкций. Разметку выполняют в соответствии спроектной документацией или ППР от отметок чистового пола или от осей зданий.

2.36.Расстояние по горизонтали между крепежными конструкциями для магистральныхшинопроводов всех модификаций кроме ШМА73, не должно превышать 3 м. ШинопроводыШМА73 рассчитаны на крепление с шагом в 6 м.

Длинывертикальных участков шинопроводов не должны превышать 20 м, а расстояния междуточками крепления - 4 м.

2.37.Магистральный шинопровод в зависимости от места установки крепится на различныхконструкциях (табл. 4).

Примерыпрокладки магистрального шинопровода даны на рис. 13-18.

 

Таблица4

 

Конструкция

Тип конструкций для крепления шинопроводов

Место установки шинопроводов

ШМА73, 1600 А

ШМАД70, ШМАДК70, 1600 и 2500 А

ШМА68-Н, 2500 А; ШМА59-Н, 4000 А; ШМАД70, 4000 А; ШМАДК70, 6300 А

Настенный кронштейн

У2191

К881-1

К881-2

На стенах и колоннах

Напольная стойка

У2192, У2195

К882-1

К882-2

Над полом

Кронштейн

-

К883-1

К883-2

На нижнем поясе железобетонных ферм, параллельно ферме

Кронштейн

-

К884-1

К884-2

На нижнем поясе металлических ферм, параллельно ферме

Стойка

У2194

К885-1

К885-2

На нижнем поясе металлических ферм, перпендикулярно ферме

Тросовый подвес

У2193

К886-1

К886-2

На тросах или катанке (струнах)

 

 

Рис.13. Прокладка магистрального шинопровода вдоль стены:

1- дюбель с распорной гайкой; 2 - шинопровод; 3 - настенныйкронштейн К881; 4 – стена

 

 

Рис14. Прокладка магистрального шинопровода вдоль железобетонных колонн:

1- настенный кронштейн К881; 2 - стальная проволока ПСО-4; 3 -муфта натяжения НМ-100; 4 - тросовый подвес К886; 5 - колонна

 

2.38. Секции скомпенсаторами и гибкие секции следует монтировать на двух опорныхконструкциях, симметрично расположенных по обе стороны компенсатора.

2.39. В местахпрохода шинопровода сквозь стены или перекрытия следует устанавливатьасбоцементные плиты.

2.40. Монтаж секций шинопровода следует начинать только послеустановки всех крепежных конструкций. В первую очередь следует монтироватьблоки, имеющие углы или ответвления, после чего устанавливать и стыковатьпрямые секции.

Порядок монтажа, отличный от приведенногов пп. 2.35-2.40 инструкции, вызывает дополнительные подгоночные работы и нерекомендуется.

2.41.Поднимать блоки или секции шинопровода на крепежные конструкции следует спомощью мостовых или автомобильных кранов, электрических или ручных рычажныхлебедок, самоходных выдвижных подмостей, гидравлических платформ илиподъемников, автопогрузчиков со специальными приставками.

При подъемеблоков шинопровода следует использовать специальные траверсы (приложение 1,рис. 2).

2.42. Подъемблока или секций шинопровода на проектную отметку лебедкой выполняют следующимобразом (рис. 19):

лебедкуустанавливают в месте, с которого можно вести монтаж нескольких участков линиишинопровода;

подъемныйролик закрепляют по центру над местом установки шинопровода; при невозможностижесткого крепления ролик должен быть подведен в это положение оттяжками;

тяговый тросзакрепляют по центру траверсы с блоком шинопровода и пропускают через подъемныйролик;

к концамтраверсы привязывают веревки, которыми с нулевой отметки корректируют положениетраверсы с блоком, обход препятствий и т.д.

2.43. Монтажшинопроводов на высоте до 8,5 м в помещениях со стесненными условиями(например, насыщенных технологическим оборудованием) рекомендуется выполнять сподъемника «Темп».

 

Рис.15. Прокладка магистрального шинопровода вдоль нижнего пояса железобетонныхферм:

1- шинопровод; 2 - кронштейн К883; 3 - нижний поясжелезобетонной фермы

 

Рис.16. Прокладка магистрального шинопровода вдоль нижнего пояса металлическихферм:

1- кронштейн К884; 2 - шинопровод; 3 - нижний пояс металлическойфермы

 

 

Рис.17. Прокладка магистрального шинопровода поперек нижнего пояса металлическихферм:

1- шинопровод; 2 - стойка К885; 3 - нижний пояс металлическойфермы

 

 

Рис.18. Прокладка магистрального шинопровода на напольных стойках:

1- напольная стойка К882 (или У2132); 2 – шинопровод

 

Рис.19. Монтаж блоков магистрального шинопровода с использованием лебедки:

1- крепежная конструкция; 2 - подъемный ролик; 3 - траверса; 4- электромонтажники третьего и четвертого разрядов; 5 - веревочнаяоттяжка (пеньковый канат диаметром 11 мм);

6- электромонтажник шестого разряда; 7 - автогидроподъемник АГП-12А(АГП-15);

8- двухосный прицеп; 9 - контейнер; 10 - электромонтажник третьегоразряда; 11 - рама для установки лебедки; 12 - электромонтажникшестого разряда; 13 - лебедка с электроприводом

Рис.20. Монтаж блоков шинопровода с использованием самоходных выдвижных подмостейПВС-8 (ПВС-12):

1- автопогрузчик; 2 - электромонтажник второго разряда; 3 -веревочная оттяжка (пеньковый канат диаметром 7 мм); 4 - траверса; 5- контейнер; 6 - электромонтажник шестого разряда;

7- крепежная конструкция; 8 - электромонтажники третьего и четвертогоразрядов;

9- козлы; 10 - самоходные выдвижные подмости ПВС-8 (ПВС-12); 11 -электромонтажник третьего разряда; 12 - двухосный прицеп

 

2.44. Монтажшинопроводов на высоте до 6 м в помещениях с нестесненными условиями производятс самоходных выдвижных подмостей ПВС (рис. 20) или телескопических катучихподмостей ПТК.

2.45. Приналичии в Монтажной зоне автокрана его следует использовать для монтажашинопровода (рис. 21).

 

 

Рис.21. Монтаж блоков магистрального шинопровода с использованием автокрана АК-7,5(МКА-10):

1- автокран АК-7,5 (МКА-10); 2 - электромонтажник второго разряда; 3- лестница Л-312;

4- электромонтажник четвертого разряда; 5 - траверса; 6 -электромонтажник третьего разряда; 7 - электромонтажник шестого разряда;8 - крепежная конструкция; 9 - контейнер;

10- двухосный прицеп; 11 - электромонтажник третьего разряда; 12 -веревочная оттяжка (пеньковый канат диаметром 11 мм)

 

2.46. Примонтаже опорных конструкций и вертикальных участков шинопровода наряду суказанными средствами механизации можно использовать автопогрузчик соспециальной монтажной площадкой (рис. 22, 23).

2.47. Сборку стыков, сварку, изолирование, установку крышек икрепление шинопроводов после их подъема и установки на проектной отметкеследует производить с мостовых кранов, автогидроподъемников, платформ,подмостей, лестниц.

2.48. Операциипо стыковке смежных секций (блоков), установленных на проектной отметке,следует выполнять аналогично изложенному в пп. 2.21-2.31 настоящей инструкции.При этом в отверстие для стяжного болта необходимо с целью фиксации вставлятьоправку, представляющую собой отрезок трубы соответствующего диаметра.

2.49. Секциишинопровода можно стыковать также болтовыми сжимами в соответствии с п. 2.21настоящей инструкции.

Перед сборкойболтового сжима следует подготовить контактные поверхности шин в соответствии стребованиями инструкции [7].

2.50. Сборку болтового сжима осуществляют в следующем порядке(рис. 24):

послеподготовки контактных поверхностей шин совмещают концы стыкуемых секций,обеспечив точное совпадение отверстий и правильное положение изгибов. Этуоперацию выполняют стальным направляющим стержнем с конусной заточкой;

трубчатыйизолятор вставляют в отверстия двух крайних шин, а два круглых изолятора ишайбы (рис. 25) - в просвет между этими двумя шинами и следующей группой шин;

трубчатыйизолятор продвигают в отверстия шайб, круглых изоляторов и следующей группышин;

на концытрубчатого изолятора надевают гетинаксовые прокладки и изоляторы с шайбами;

подготовляютконтактную поверхность у отверстия для присоединения заземляющей перемычки(рис. 26); на цилиндрическую часть малой гайки, предварительно навернутой нашпильку и раскерненной, надевают заземляющую перемычку и опорную шайбу, послечего шпильку вставляют в отверстие трубчатого изолятора;

на свободныйконец шпильки надевают вторую опорную шайбу;

нацилиндрическую часть большой гайки надевают тарельчатые пружины, затемнавертывают гайку на шпильку.

Собранныйболтовой сжим изолируют полимерными кожухами, а при их отсутствии - аналогичноизложенному в п. 2.29 настоящей инструкции.

 

Рис.22. Монтаж опорных конструкций:

1- автопогрузчик; 2 - монтажная площадка; 3 -электромонтажники пятого и второго разрядов; 4 - крепежная конструкция

 

2.51. Затяжкуболтового сжима следует контролировать, чтобы обеспечить необходимое давлениена контактные поверхности. Затяжку болтового сжима следует контролироватьмерительной скобой (рис. 27). Степень затяжки характеризуется зазором междускобой и наружными поверхностями тарельчатых пружин (рис. 28). При сжатиипружин до расчетного давления зазор должен отсутствовать.

Для болтовыхсжимов магистральных шинопроводов всех серий с тарельчатыми пружинами НС80×40×4×2 следует применять одну и ту же мерительную скобу.

2.52. Приустановке болтового сжима, соединяющего в месте стыка одновременно три секции(две прямые и ответвительную или тройниковую), сборку производят в соответствиис указаниями пп. 2.50-2.51 настоящей инструкции с той разницей, что часть шайбудаляют и на их место устанавливают концы шин ответвительной или тройниковойсекции.

2.53. Послесборки болтового сжима на шинопроводах ШМА68-Н устанавливают крышки иподсоединяют ушко заземления к несущим уголкам, выполняющим роль нулевыхпроводников.

 

Рис.23. Монтаж вертикальных участков магистрального шинопровода:

1- автопогрузчик; 2 - электромонтажник четвертого разряда; 3 -лебедка; 4 - монтажная площадка; 5 - подъемный ролик.

Рис.24. Болтовой сжим У1535 для шинопровода ШМА68-Н:

1- большая гайка; 2 - тарельчатая пружина НС 80×40×4×2;3 - опорная шайба;

4- дистанционная шайба; 5 - круглый изолятор; 6 - трубчатыйизолятор; 7 - шпилька;

8- ушко; 9 - малая гайка

 

Примечание. При установке сжима в месте соединенияответвительной секции удаляют шайбы, отмеченные звездочкой, и на их местоустанавливают концы шин этой секции; при установке в месте соединениятройниковой секции удаляют шайбы, отмеченные одной и двумя звездочками, и на ихместо устанавливают концы шин тройниковой секции.

 

Рис.25. Перемычка для заземления шпильки болтового сжима

 

После сборкиболтового сжима на шинопроводах ШМА73 заземляющую перемычку присоединяют двумяболтами к несущим боковинам, выполняющим роль нулевых проводников.

 

Рис.26. Шайбы болтового сжима

 

Рис.27. Мерительная скоба

 

 

Рис.28. Контроль затяжки болтового сжима:

а- неправильная затяжка (сжим недотянут); б - правильная затяжка (зазорыотсутствуют);

в- неправильная затяжка (сжим перетянут); 1 - контрольная скоба; 2- большая гайка;

3- тарельчатая пружина

 

Распределительные и троллейные шинопроводы

2.54. Работы по монтажу шинопроводов следует выполнять в однустадию непосредственно на объекте, что обусловлено простотой операций посоединению секций. Монтаж шинопроводов включает следующие этапы:

установкукрепежных конструкций;

сборку секцийшинопровода в блоки;

подъемшинопровода на проектную отметку и монтаж.

2.55. Разметку мест установки крепежных конструкций производят всоответствии с проектной документацией или ППР. Во всех случаях расстояниемежду крепежными конструкциями не должно превышать 3 м.

2.56. Прикреплении крепежных конструкций с помощью сварки к колоннам, балкам или другимнесущим строительным конструкциям сварные швы выполняют вдоль оси этихстроительных конструкций.

2.57. Шинопроводы в зависимости от проектных решений и местныхусловий монтируют блоками из нескольких секций или посекционно.

Болеепрогрессивным является первый способ. Посекционный монтаж следует применятьлишь в тех случаях, когда по каким-либо причинам блочный монтаж невыполним.

2.58.Распределительные шинопроводы следует комплектовать в блоки длиной до 30 м (10секций).

2.59.Троллейные шинопроводы следует комплектовать в блоки длиной 9-12 м (3-4секции). Подъем более крупных блоков не рекомендуется, так как это можетпривести к перекосу секций и образованию порогов между троллеями.

2.60. Сборкублоков шинопроводов производят на специальном стенде (козлах); при этом расстановкабригады должна обеспечивать поточность монтажа за счет последовательноговыполнения сборочных и монтажных работ.

2.61. Сборкураспределительных шинопроводов в блоки выполняют в следующем порядке:

передсоединением секций удаляют с контактных поверхностей оцинкованные накладки срезьбой и заводскую смазку, наносят тонкий (в пределах 0,5-1 мм) слойтехнического вазелина;

прямые концышин одной секции налагают на изогнутые концы шин другой секции; каждый стыксоединяют двумя болтами с оцинкованной накладкой со стороны головок болтов. Присоединении секций следует контролировать положение алюминиевых шин, так какограничители допускают некоторые перемещения вдоль оси, вследствие чего медныеконтактные накладки могут сместиться по отношению к местам установкиответвительных коробок (рис. 29);

затягиваютболты гаечным ключом нормальной длины с усилием не более 400 Н;

протираютчистой тряпкой, смоченной бензином, наружные поверхности соединений.

2.62. Сборкутроллейного шинопровода в блоки выполняют в следующем порядке:

проверяютразмеры выступающих концов троллеев в соответствии с рис. 30;

на длинныеконцы соединяемых троллеев надвигают соединительные зажимы и производятстыковку троллеев; к нулевому троллею (серия ШТМ70) прикрепляют заземляющуюперемычку;

устанавливаютсоединительную муфту, тщательно проверив стыковку рабочих плоскостей короба, покоторым перемещаются ролики каретки токосъема. После закрепления соединительноймуфты устанавливают пластмассовую крышку; короб троллейного шинопровода ШТМ70 вместе подвода питания и на концах линии соединяют заземляющей перемычкой снулевым троллеем. Для обеспечения цепи заземления короба стыкуемых секцийсоединяют заземляющими перемычками с верхней крышкой.

Цепьзаземления шинопровода ШТМ72 образуется установкой заземляющих перемычекнепосредственно между коробами секций (рис. 31).

 

 

Рис.29. Соединение секций распределительного шинопровода:

1- проводник сети заземления; 2 - лапки; 3 - соединительнаяпланка; 4 - отверстие для приварки планки к лапкам; 5 - концыстыкуемых секций; 6 - съемная крышка; 7 - прижим;

8- отверстия для крепления корпуса вводной коробки

 

 

Рис.30. Расположение шин при стыковке секций троллейного шинопровода:

1- шинопровод ШТМ70; 2 - зажимы соединительные; 3 - шинопроводШТМ72

 

 

Рис.31. Установка заземляющей перемычки на троллейном шинопроводе ШТМ-72:

1- заземляющая перемычка

 

2.63. Подъемблоков шинопроводов длиной 9-12 м выполняют с помощью траверсы средствамимеханизации в соответствии с пп. 2.41-2.47 настоящей инструкции.

Примерыиспользования различных средств механизации при монтаже шинопроводов приведенына рис. 32-34.

2.64. Примонтаже значительных по длине блоков распределительных шинопроводов (15-30 м)их следует поднимать лебедками через систему блоков (см. рис. 34).

2.65. В первуюочередь поднимают в проектное положение блоки шинопроводов, включающие угловыесекции, или (для распределительных шинопроводов) блоки с вводными коробками.

2.66. Поокончании подъема распределительных шинопроводов в проектное положение следует:

закрепить ихна крепежных конструкциях, проверить затяжку болтовых соединений шин иустановить крышки;

проверитьсохранность ответвительных коробок и исправность установленных в них аппаратови контактов;

установитьответвительную коробку, предварительно сняв крышку, закрывающую окно; протеретьчистой тряпкой, смоченной бензином, контактные поверхности шин. Ответвительнуюкоробку вставляют через окно, при этом втычные контакты соединяют с шинами икоробка фиксируется на шинопроводе.

 

Рис.32. Монтаж распределительного шинопровода с использованием автокрана:

1- автокран АК-7,5; 2 - стойка У2082; 3 - электромонтажниквторого разряда; 4 - лестница-стремянка Л-380; 5 -электромонтажник четвертого разряда; 6 - козлы; 7 -электромонтажник пятого разряда; 8 - траверса; 9 - пеньковыйканат диаметром 11 мм; 10 - электромонтажник третьего разряда; 11- электромонтажники пятого и третьего разрядов

 

Рис.33. Монтаж распределительного шинопровода с использованием автопогрузчикасамоходных выдвижных подмостей:

1- автопогрузчик 4003 (4006); 2 - электромонтажник второго разряда; 3- траверса;

4- распределительный шинопровод; 5 - электромонтажник четвертогоразряда; 6 - крепежная конструкция; 7 - козлы; 8 -электромонтажник пятого разряда; 9 - самоходные подвижные подмости ПВС-8(ПВС-12); 10 - электромонтажник третьего разряда; 11 - пеньковыйканат диметром 11 мм

 

 

Рис.34. Монтаж распределительного шинопровода с использованием лебедки:

1- электромонтажник второго разряда; 2 - отводной ролик; 3 -блок с подвеской;

4- пеньковый канат диаметром 11 мм; 5 - распределительный шинопровод;

6- электромонтажник третьего разряда; 7 - электромонтажник пятогоразряда; 8 - козлы;

9- лебедка с электроприводом грузоподъемностью 1,5 т; 10 -электромонтажник четвертого разряда

 

2.67. Вводныекоробки распределительного шинопровода устанавливают в местах соединения секций(рис. 35) или на концах линии.

2.68.Ответвления от распределительного шинопровода на длину не менее 0,5 м должныбыть гибкими, что обеспечивает возможность снятия и установки ответвительныхкоробок под напряжением (рис. 36).

2.69.Ответвления от распределительного шинопровода, расположенного на высоте 3 м иболее, выполняют свободным спуском.

2.70.Троллейные шинопроводы крепят к кронштейнам за соединительные муфты (шинопроводШТМ70) или с помощью промежуточных подвесок, установленных непосредственно накоробе (шинопровод ШТМ72). Промежуточные подвески применяют также и длявременного крепления (фиксации) в процессе монтажа.

После этогоустанавливают через вводные муфты каретки токосъема и проверяют легкость ихпрохождения по всей троллейной линии. Примеры установки и крепления троллейныхшинопроводов показаны на рис. 37-39.

2.71. Подводпитания к троллейному шинопроводу осуществляется через присоединительные зажимы,устанавливаемые вместо соединительных в местах, указанных в ППР.

 

 

Рис.35. Установка вводной коробки:

1- коробка с вводом снизу; 2 - присоединительные элементы вводнойкоробки; 3 - задняя стенка коробки; 4 - съемное дно коробки; 5- гибкая заземляющая перемычка коробки;

6- удлиненное отверстие для ввода сверху

 

 

Рис.36. Установка ответвительной коробки:

1- ответвительная коробка; 2 - лапка; 3 - заглушка; 4 -гибкий металлическим рукав;

5- труба; 6 - муфта; 7 - проводник заземления; 8 - специальныескобы; 9 - швеллерообразный элемент; 10 - контакт постоянногозаземления коробки; 11 - контакт, заземляющий коробку в процессе ееустановки

Рис.37. Варианты установки троллейного шинопровода ШТМ70:

а,б - на железобетонных и металлических подкрановых балках на кронштейнеК776; в - вдоль монорельса на кронштейне К775

 

Рис.38. Варианты крепления троллейного шинопровода ШТМ70:

а- при прокладке вдоль стены на кронштейне К776; б - при прокладке вдольстены с колоннами на нестандартном кронштейне; в - при прокладке вдольмонорельса на кронштейне К781

Рис.39. Варианты крепления троллейного шинопровода ШТМ72:

а,б - на железобетонных и металлических подкрановых балках на кронштейнеУ2220;

в- вдоль монорельса на кронштейне У2221; 1 - промежуточная подвеска У2223

 

Осветительные шинопроводы

2.72. Монтажосветительных шинопроводов, выполняемый аналогично изложенному в пп. 2.54-2.55и 2.57 настоящей инструкции, включает следующие операции:

установкукрепежных конструкций;

прокладкушинопровода;

подключениепитающей линии;

установкуосветительной арматуры.

2.73.Шинопроводы крепят на подвесках, кронштейнах, стойках, устанавливаемыхнепосредственно на строительных элементах зданий (рис. 40-43). При этомрасстояние между крепежными конструкциями не должно превышать 3 м.

В случае невозможности выполнения последнего условия для монтажаосветительного шинопровода применяют усиливающий профиль (стальнаяпрямоугольная труба 60×30×3 мм), прокладываемый параллельношинопроводу (рис. 44). Сборку блока шинопровод - профиль выполняют в зонемонтажа до подъема в проектное положение.

2.74. Подвескушинопровода в местах, где расстояния между точками жесткого крепления превышают3 м, допускается выполнять промежуточным креплением тросами, закрепляемыми кшинопроводам сдвоенными тросовыми подвесками К473 в местах соединений секций(муфт) (рис. 45).

2.75. Привозможности совмещения трасс прокладки осветительного и распределительногошинопроводов следует максимально использовать данное техническое решение; вэтом случае осветительные шинопроводы крепят непосредственно краспределительным по завершении монтажа последних. На распределительномшинопроводе устанавливают кронштейны для светильников, затем конструкциипромежуточного крепления, после чего монтируют осветительный шинопровод (рис.46, 47).

 

 

Рис.40. Шинопровод ШОС67, установленный на подвесках вдоль металлических ферм:

1- кронштейн К984; 2 - закреп для металлических ферм К928; 3 -подвеска к фермам К475а; 4 – шинопровод

 

 

Рис.41. Шинопровод ШОС67, проложенный на полосовых подвесках вдоль металлическихферм:

1- шинопровод; 2 - анкер КС150; 3 - подвес сечением 20´3 мм; 4 - хомут К544

 

 

Рис.42. Шинопровод ШОС67, проложенный по стене на кронштейнах с вылетом 70 мм:

1- шинопровод; 2 - кронштейн К984; 3 - трубный держатель К939; 4- кронштейн с вылетом 70 мм

 

 

Рис.43. Шинопровод ШОС67 на кронштейнах, установленных на трубопроводе сжатоговоздуха:

1- трубопровод сжатого воздуха; 2 - кронштейн К551; 3 – шинопровод

 

 

Рис.44. Шинопровод ШОС67, закрепленный к несущей стальной прямоугольной трубе,установленной на стойках поперек нижнего пояса металлических ферм:

1- шинопровод; 2 - несущая стальная прямоугольная труба сечением 60´30´3мм; 3 - стойка К1018 для прямоугольных труб; 4 - хомут К544; 5- хомут комбинированный К767

 

 

Рис.45. Шинопровод ШОС67, проложенный поперек железобетонных ферм, с жесткимкреплением через 6 м и промежуточным креплением с помощью поддерживающеготроса:

1- шинопровод; 2 - сдвоенная тросовая подвеска К473; 3 -поддерживающий трос

 

2.76. Примонтаже осветительных шинопроводов применяют средства механизации всоответствии с указаниями пп. 2.41-2.47 настоящей инструкции.

2.77.Соединение секций осветительных шинопроводов выполняют следующим образом (рис.48):

ослабляютчетыре винта, скрепляющих полумуфты, до образования зазора в 3-4 мм;

вывертывают на1,5-2 оборота сжимные винты штепсельной розетки;

вставляютвилку в розетку перемещением одной из двух секций. Правильность фиксации вилкив розетке контролируют головками винтов последней, которые при полном заходевилки располагаются напротив овального отверстия в нижней полумуфте;

через овальноеотверстие в нижней полумуфте затягивают два сжимных винта штепсельной розетки.

2.78. Коробаосветительных шинопроводов заземлять не следует, так как нулевой проводниккаждой секции соединен с коробом.

 

 

Рис.46. Шинопровод ШОС67, закрепленный на коробе распределительного шинопроводаШРА64:

1- труба диаметром 26 мм; 2 - светильник с люминесцентнымилампами; 3 - шинопровод ШРА64; 4 - комбинированный подвес К540; 5- шинопровод ШОС67; 6 - хомут К544;

7- штепсель на 25 А

 

 

Рис.47. Шинопровод ШОС67, проложенный совместно с распределительным шинопроводомШРА64:

1- кнопка К227 и лента К226; 2 - труба диаметром 20 мм; 3 -шинопровод ШРА64;

4- шинопровод ШОС67; 5 - штепсель на 25 А; 6 - светильник слюминесцентными лампами

 

Рис.48. Соединение двух секций осветительного шинопровода:

1- верхняя полумуфта; 2 - сжимные винты штепсельной розетки; 3 -штепсельная розетка;

4- овальное отверстие; 5 - винт, скрепляющий полумуфты; 6 - нижняяполумуфта

 

2.79.Осветительная арматура должна поступать из МЭЗ в зону монтажа укомплектованнойшнуром с ответвительным штепселем и проверенной на световой эффект.

2.80. Передприсоединением штепселя следует вынуть заглушку из окна шинопровода иориентировать штепсель относительно окна таким образом, чтобы имеющийся наодной стороне штепселя выступ совпал с прорезью в окне. При установке иизвлечении штепселя необходимо нажать на выступающую часть элемента крепления штепселяк коробу шинопровода.

2.81. В случаепоявления излишне протяженной петли шнура последний следует закрепить ккронштейнам, подвескам или коробу шинопровода лентой К226 на кнопках К227.

 

3. МОНТАЖ ОТКРЫТЫХШИНОПРОВОДОВ

 

3.1. Открытыешинопроводы выполняют голыми алюминиевыми шинами. Существуют два исполненияшинопроводов: с шинами, не защищенными от прикосновения или попадания на нихпосторонних предметов (незащищенное); с шинами, огражденными металлическойсеткой или перфорированными коробами (защищенное).

3.2. Открытыешинопроводы применяют в основном для выполнения магистральных цеховыхэлектрических сетей в случае отсутствия комплектных шинопроводов илиневозможности их применения.

3.3.Магистрали шинопроводов из алюминиевых шин в обоих исполнениях разрешаетсяприменять как в закрытом помещении, так и под навесом при условии защиты их отпрямого попадания влаги, а также в различных окружающих средах: сухой, влажной,сырой, пыльной, пожароопасной и химически активной при толщине шин не менее 5мм и защите их от коррозии в соответствии с проектом.

3.4. Открытыешинопроводы прокладывают по фермам, колоннам и стенам производственных зданийна высоте не менее 3,5 м от пола при незащищенном и не менее 2,5 м призащищенном исполнении.

3.5. Открытыешинопроводы в местах, где по условиям производства существует возможностьприкосновения к шинам, должны быть защищены коробами или металлической сеткой.

3.6.Расстояние между шинами разных фаз или полюсов и от них до стен зданий изаземленных конструкций определяется проектом и во всех случаях должно быть неменее 50 мм в свету.

3.7.Ответвления от открытых шинопроводов могут быть выполнены защищенными шинами,кабелями и изолированными проводами, а также секциями комплектныхраспределительных или магистральных шинопроводов.

3.8. Длявыполнения открытых шинопроводов следует применять алюминиевые шины АД31Т1 поГОСТ 15176-70, изготовленные из алюминиевого сплава АД31 по ГОСТ 4784-74.

3.9.Присоединение шин открытого шинопровода к медным контактам аппаратов следуетвыполнять в соответствии с требованиями инструкции [7] и указаниямитехнического циркуляра Главэлектромонтажа № 9-2-141/74 «Об изменении технологиивыполнения шинных болтовых контактных соединений».

В помещениях снормальной средой при токах до 400 А допускается непосредственное присоединениеалюминиевых шин к плоским контактам электрических аппаратов с обязательнымприменением специальных стальных шайб с увеличенным наружным диаметром итарельчатых пружин по ГОСТ 17279-71, а к стержневым контактам - с применениемувеличенных гаек из меди и медных сплавов. Размеры нормальных и увеличенныхшайб приведены в табл. 5, размеры «под ключ» - в табл. 6.

 

Таблица5

 

Диаметр болта, мм

Шайба

Диаметр, мм

Толщина, мм

Расчетная масса 1000 шт., кг

ГОСТ

внутренний

наружный

6

6,4

18

2

3,4

ГОСТ 6958-65

8

8,4

17,5

2,5

3,6

ГОСТ 11371-65

10

10,5

21*

3

6,1

ГОСТ 11371-65

10

10,5

30

3

14,6

ГОСТ 6958-65

12

13,0

24*

4

10,0

ГОСТ 11371-65

12

13,0

36

4

27,6

ГОСТ 6958-65

16

17,0

48

5

62,1

ГОСТ 6958-65

20

21,0

60

6

117,0

ГОСТ 6958-65

 

* Для уменьшенных расстояний между болтами.

 

Наружныйдиаметр тарельчатой пружины в сжатом состоянии не должен быть более наружногодиаметра шайбы, подкладываемой под пружину.

 

Таблица6

 

Диаметр штыревого зажима, мм

Размер «под ключ», мм

Диаметр штыревого зажима, мм

Размер «под ключ», мм

6

14

15

41

8

17

18

41

10

27

20

46

12

32

22

46

14

32

 

 

 

3.10.Шинодержатели при токе свыше 600 А не должны создавать замкнутого магнитногоконтура вокруг шин; для этого одна из накладок или один из болтов должны бытьвыполнены из немагнитного материала (латуни, алюминия).

3.11.Расстояние между натяжными конструкциями шинопровода не должно превышать шагамежду температурными швами здания. При расположении мест секционирования впромежутках между температурными швами здания натяжные конструкции следуетустанавливать по обе стороны секционного аппарата.

3.12. Шиныоткрытого шинопровода следует закреплять только на концах. На промежуточныхопорных изоляторах должна быть обеспечена возможность продольного перемещенияшин; между шиной и крепежной деталью (шайбой, планкой и т.п.) необходимооставлять зазор 1,5-2 мм.

3.13. Открытыйшинопровод, пересекающий температурный шов здания, должен быть жестко закрепленс обеих сторон границ шва. Пересечение температурного шва должно быть выполненоперемычками с компенсаторами.

3.14. Дляповышения жесткости многополосных шин и создания зазора, улучшающего условияохлаждения, между полосами в местах, определенных проектом, необходимоустанавливать прокладки.

3.15. Монтажоткрытых шинопроводов включает две стадии:

подготовительно-заготовительныеработы;

монтажныеработы.

В составподготовительно-заготовительных работ входят: разработка ППР, заготовка икомплектация шин, крепежных конструкций, блоков питания и секционированияшинопровода.

3.16. ППР намонтаж открытых шинопроводов разрабатывают в соответствии с п. 2.12 настоящейинструкции.

3.17.Предварительную заготовку шин рекомендуется производить на технологическихлиниях МЭЗ (рис. 49) в следующем порядке: отбор шин, правка, резка, гибка,обработка контактных поверхностей, соединение и окраска.

 

 

Рис.49. Технологическая линия заготовки алюминиевых шин для открытых шинопроводов:

1- приспособление для размотки рулона; 2 - вальцы для правки шинВПШ-140; 3 - стол-накопитель; 4 - кривошипный пресс К-124А; 5- сварочный пост; 6 - рабочий стол с приспособлениями для сварки; 7- преобразователь ПС-500; 8 - приспособление для намотки кассеты

 

3.18. Шинунеобходимо править, если она имеет кривизну более 2 мм на 1 м длины. Правку шинследует выполнять на вальцеправильном станке или тяжением лебедкой.

3.19. Резкушин производят на кривошипном прессе или пресс-ножницах. При незначительныхобъемах работ для этой цели можно применять ручные рычажные ножницы.

3.20. Впроцессе заготовки шины изгибают на плоскость и на ребро шинотрубогибом УШТМ-2;«штопором» с зажатием в тисках и поворотом на 90°; методом высадки конца шины«уткой» на прессе. Внутренний радиус изгиба шин прямоугольного сечения долженбыть при изгибании на плоскость не менее двойной толщины шины; при изгибании наребро не менее двойной ширины шины. Длина изгиба шин «штопором» должна быть неменее тройной ширины шины.

3.21.Обрабатывать контактные поверхности рекомендуется на прессе ГП-200,шинофрезерном станке или с помощью стальной щетки. При этом уменьшение толщинышины в месте контакта не должно превышать 2-3 %.

3.22. Стыковку(соединение) шин производят сваркой. Исключение составляют места, где требуетсяразъемное соединение. Сваривают шины в специальных приспособлениях в соответствиис требованиями инструкции [8].

3.23.Отверстия в шинах под болтовые соединения следует выполнять с применениемкондукторов на прессах или сверлильных станках. При этом отверстие должно бытьна 1-2 мм больше диаметра болта или шпильки.

3.24.Заготовленные шины подлежат окраске:

при переменномтоке фаза А - в желтый, В - в зеленый, С - в красный цвет;нулевая шина при изолированной нейтрали - в белый, при заземленной нейтрали - вчерный цвет;

при постоянномтоке положительная шина (+) - в красный, отрицательная (-) - в синий цвет.

Однополосныешины окрашивают со всех сторон, а многополосные - только по внешним сторонам иребрам.

3.25.Одновременно с заготовкой шин в МЭЗ следует изготовить концевые, промежуточныеи секционные опорные конструкции, ограждения и т.п., произвести ревизиюразъединителей, установить их на конструкции и укомплектовать тягами ипромежуточными передачами.

3.26. Открытыйшинопровод, замаркированный по фазам и свернутый в бухты или кассеты, а такжеопорные и крепежные конструкции следует централизованно доставлять в зонумонтажа.

3.27. Работы взоне монтажа включают две стадии:

установкукрепежных конструкций, секционных автоматов или разъединителей;

прокладку шини подключение аппаратуры.

3.28. Работыпо установке крепежных конструкций и прокладке шин в зависимости от конкретныхусловий зоны монтажа следует выполнять с лестниц Л-312 или Л-380, подъемника«Темп», самоходных выдвижных или телескопических катучих подмостей,автогидроподъемников, мостовых кранов. При этом в первую очередь следуетустановить концевые крепления, после чего между ними натянуть шнур илипроволоку диаметром 1-1,5 мм, по которой установить промежуточные крепежныеконструкции.

3.29.Промежуточные конструкции следует крепить к стенам дюбелями, к металлическимколоннам - сваркой, к железобетонным колоннам - обхватами. В межферменномпространстве шины закрепляют на конструкциях, устанавливаемых на нижнем поясеферм.

3.30.Прокладку шин для трех- или четырехпроводных шинопроводов следует начинать сосредних шин.

3.31. Монтажшин выполняют в следующем порядке:

напромежуточных конструкциях устанавливают раскаточные ролики (рис. 50);

с одного концамагистрали на полу устанавливают кассету с шиной (рис. 51), с другого -лебедку;

конец шинызакрепляют зажимом за трос, растянутый от лебедки по роликам и пропущенныйчерез первый направляющий ролик, который должен быть установлен таким образом,чтобы шина изгибалась под углом не менее 120°;

производятраскатку шины по конструкциям, выбирая трос лебедкой;

конец шины,сходящий, с кассеты, поднимают и закрепляют на конструкции концевого крепления,после чего подтягивают и закрепляют на конструкции концевого крепления другойконец шины;

после раскаткивсех шин магистрали снимают раскаточные ролики и вводят шины в шинодержатели;

производятокончательную регулировку шин натяжными муфтами концевых конструкций.

 

Рис.50. Промежуточные раскаточные ролики:

1- основание (профиль К237); 2 - стойка 80´54 мм (материал - сталь 3); 3 - ось диаметром 16мм (материал - сталь 3); 4 - ролик; 5 - ограничитель диаметром100 мм; 6 - изолятор; 7 - диск диаметром 60 мм (материал - сталь3); 8 - шайба 16 мм; 9 - труба водогазопроводная диаметром 2², длиной 59 мм

 

Рис.51. Кассета для размотки шинных магистралей:

1- кабельные домкраты

 

3.32.Натяжение шин не должно превышать значений, указанных в табл. 7.

3.33. Послеокончательной регулировки шин необходимо подкрасить места, поврежденные притранспортировке или монтаже.

 

Таблица7

 

Сечение шин, мм

Натяжение шин, кгс, при температуре, °С

Стрела подвеса, мм, при температуре, °С

-20

-10

0

+15

+25

-20

-10

0

+15

+25

8´100

142

120

102

82

72

49

56

63

74

81

6´100

150

125

104

84

73

40

47

54

56

74

6´80

150

124

102

77

65

33

39

40

59

67

6´60

158

128

101

72

59

24

29

36

49

58

6´50

156

123

95

65

53

21

26

32

45

55

5´50

153

122

95

63

49

18

22

28

42

51

4´40

125

96

71

43

33

15

19

25

40

51

4´30

125

98

71

41

29

11

14

19

32

44

3´25

122

98

74

43

28

7

9

12

20

30

3´20

110

89

68

39

24

6

8

10

18

28

 

Примечание Значения стрелы провеса и натяжениярассчитаны для пролета между точками опоры 6 м и расстояния между натяжнымиконструкциями 60 м.

 

4. КОНВЕЙЕРНЫЙ МЕТОД МОНТАЖА ШИНОПРОВОДОВ В МЕЖФЕРМЕННОМПРОСТРАНСТВЕ БЛОКОВ ПОКРЫТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ

 

4.1. Присоздании на строительстве крупных промышленных объектов строительно-монтажныхконвейеров укрупненной сборки блоков покрытия зданий и сооружений монтажшинопроводов, запроектированных в межферменном пространстве, следует вобязательном порядке производить на конвейере, что позволит резко снизить объемэлектромонтажных работ, выполняемых на высоте.

4.2. Длявыполнения работ по монтажу шинопроводов в соответствии с проектами организациистроительства (ПОС) или ППР вблизи строительно-монтажного конвейера следуетоборудовать участок (технологическую линию) для электромонтажных работ.

4.3. Настроительно-монтажном конвейере можно монтировать все виды комплектныхшинопроводов.

4.4.Предварительную заготовку блоков магистральных шинопроводов следует производитьв МЭЗ в соответствии с пп. 2.18-2.33 настоящей инструкции; при этом размерыблоков, зависящие от строительной части объекта, указываются в ППР.

Комплектныешинопроводы остальных видов следует укрупнять в блоки необходимых длиннепосредственно на участке (технологической линии) производстваэлектромонтажных работ на строительно-монтажном конвейере.

4.5. Сборкублоков распределительных, троллейных и осветительных шинопроводов следуетпроизводить в соответствии с изложенными выше требованиями настоящейинструкции.

4.6. Передустановкой в блок покрытия шинопроводы должны быть обернуты полутора-двумяслоями полимерной пленки, что предохранит их от попадания влаги, краски и пылив процессе производства дальнейших строительно-монтажных работ.

4.7. Послеподачи по направляющим рольгангам в блок покрытия шинопроводы следует надежнозакрепить в проектном положении, подготовив их к последующей стыковке сшинопроводами, размещаемыми в смежных блоках покрытия. Подготовка к стыковкезаключается в установке на одном конце шинопровода подгоночной секции.

4.8. Послеподъема и установки блока покрытия в проектное положение следует выполнитьстыковку шинопроводов, размещаемых в смежных блоках, и обернуть подгоночныйучасток шинопровода полимерной пленкой.

4.9. Приподготовке и производстве электромонтажных работ на конвейере рекомендуетсяпользоваться «Руководством по монтажу электротехнических устройств вмежферменном пространстве при заготовке металлоконструкций покрытияпроизводственных зданий на конвейере» (разработка Куйбышевского отделенияВНИИпроектэлектромонтажа, архивный номер К-738).

 

5. ПРОВЕРКА, ИСПЫТАНИЯ ИСДАЧА РАБОТ

 

5.1. Проверку,испытания комплектных и открытых шинопроводов, а также сдачу работ следуетвыполнять в соответствии с требованиями ПУЭ и СНиП III-33-76.

5.2. Контролькачества сварки шинопроводов следует производить до изолирования стыков всоответствии с методикой [9].

Сварные швыдолжны иметь чешуйчатую поверхность без наплывов и плавный переход к основномуметаллу. Швы не должны иметь трещин и непроваров шириной более 10 % толщинысвариваемых шин.

Если внешнийвид шва вызывает опасения за его качество, необходимо испытать шов намеханическую прочность и определить его структуру.

5.3. Изоляциясмонтированных распределительных, троллейных и осветительных шинопроводовдолжна быть испытана мегомметром на напряжение 1000 В; при этом сопротивлениедолжно быть не ниже 0,5 МОм.

Изоляциясмонтированных магистральных и открытых шинопроводов должна быть испытананапряжением 1000 В промышленной частоты в течение 1 мин. Данное испытание можетбыть заменено одноминутным измерением сопротивления изоляции мегомметром нанапряжение 2500 В; если сопротивление окажется ниже 0,5 МОм, испытаниенапряжением 1000 В промышленной частоты является обязательным.

5.4. Усмонтированных шинопроводов необходимо проверить:

правильностьфазировки;

надежностькрепления крепежных конструкций;

затяжкуболтовых (винтовых) соединений шин;

надежностьэлектрической связи заземленных элементов с общей сетью заземления.

Кроме того,комплектные шинопроводы дополнительно должны быть проверены на наличие крышеккожухов; торцевых заглушек на окнах; троллейные шинопроводы - на качествостыковки рабочих поверхностей троллеев и корпуса.

5.5. Для сдачишинопроводов в эксплуатацию следует обеспечить наличие документов:

титульноголиста;

ведомоститехнических документов, предъявляемых при сдаче объектов;

актасдачи-приемки электромонтажных работ в соответствии с формами сдаточнойдокументации [14];

акта передачипомещения под монтаж электрооборудования;

ведомостиизменений и отступлений от проекта;

перечнярабочих чертежей;

комплектарабочих чертежей с внесенными изменениями, заверенных печатью монтажнойорганизации с надписью «Исполнительный чертеж»;

протоколаизмерения сопротивления изоляции;

протоколафазировки шин, троллеев;

акта приемкиэлектрооборудования под монтаж;

ведомостисмонтированного оборудования;

ведомостинедоделок, не препятствующих нормальной эксплуатации оборудования.

 

6. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

 

6.1. Привыполнении работ по монтажу комплектных и открытых шинопроводов следует строгоруководствоваться требованиями правил техники безопасности [10].

6.2. К работампо монтажу шинопроводов допускаются рабочие, имеющие удостоверения о проверкезнаний правил техники безопасности и прошедшие производственный инструктаж нарабочем, месте.

Рабочие,занятые строповкой грузов, сваркой или работой со строительно-монтажнымпистолетом, должны иметь удостоверения на право выполнения указанных работ.

6.3. К работамна высоте более 5 м, если при этом основным предохраняющим средством являетсяпредохранительный пояс, допускаются только рабочие не моложе 18 лет и сразрядом не ниже третьего, имеющие в удостоверении отметку о допуске кверхолазным работам.

6.4.Передвижные платформы, подмости должны иметь ограждения высотой не менее 1 м ибортовую доску шириной не менее 150 мм.

6.5. Работу сферм и подкрановых балок разрешается выполнять только при наличии на нихограждений или натянутого троса, обеспечивающего закрепление цепипредохранительного пояса при передвижении.

6.6. Работу сдействующего мостового крана следует выполнять только при полной остановкекрана и принятии мер, исключающих непредвиденное его движение. На эти работыдолжен быть выдан наряд-допуск.

6.7. Насмонтированные шинопроводы запрещается вставать или использовать их в качествеопор для подмостей.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕХАНИЗМОВ,ИНСТРУМЕНТОВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

 

Наименование

Назначение

Завод-изготовитель (или организация-калькодержатель)

Автомобили грузовые:

ГАЗ-53А

ЗИЛ-130

Перевозка грузов в монтажную зону

-

Кран-автопогрузчик

ЛЗА-4030 (или

ЛЗА-4033)

Транспортные, погрузо-разгрузочные работы и монтаж шинопроводов на высоте 4 и 5 м

-

Автомобильные краны:

К-52,

АК-75

Погрузо-разгрузочные работы, монтаж блоков шинопроводов на высоте до 5 м

Одесский ордена Трудового Красного Знамени завод тяжелого краностроения, Балашихинский автокрановый завод

Автомобильный гидравлический подъемник АГП-12

Работа на высоте до 12 м

Туапсинский машиностроительный завод

Телескопические автовышки:

Работа на высоте:

 

ВИ-15

до 15 м

Завод электромонтажных изделий № 2, г. Харьков

ВИ-23

до 23 м

То же

ТВ-26

до 26 м

Зуевский механический завод

Самоходные выдвижные подмости ПВС-8

Работа на высоте до 8 м

Главстроймеханизация ММСС СССР

Подъемник «Темп»

Работа на высоте до 8,5 м

Новокузнецкий опытный завод электромонтажных механизмов

Телескопические подмости ПТК-8

Работа на высоте до 8 м

Михневский ремонтно-механический завод Главнефтемонтажа ММСС СССР

Телескопическая катучая вышка ВТК-9

Работа на высоте до 10,5 м

Куйбышевский механический завод Главстроймеханизации ММСС СССР

Лестницы:

Л-380

Л-312

Работа на высоте до 3 м

Новокузнецкий опытный завод электромонтажных механизмов треста Электромонтажконструкция Главэлектромонтажа ММСС СССР

Грузоподъемное приспособление ПГП-0,4

Подъем на проектную отметку блоков шинопровода массой до 400 кг

Московский опытный завод электромонтажной техники ВНИИпроектэлектромонтажа (МОЗЭТ)

Лебедки:

ЛБ-500,

ЛМ-1Н,

Т-224В

Подъем на проектную отметку блоков шинопроводов массой соответственно не более 500, 1000 и 1250 кг

МОЗЭТ, Березовский ремонтно-механический завод Минэнерго СССР, Саратовский завод строительных машин Минстройдормаш СССР

Блоки или ролики монтажные МР-250

Подъем блоков шинопровода

Горьковский завод электромонтажных инструментов

Контейнер (рис. 1)

Транспортировка блоков шинопровода в зону монтажа

Калькодержатель - Куйбышевское отделение ВНИИпроектэлектромонтажа

Траверса (рис. 2)

Подъем блоков шинопровода

Калькодержатель - Куйбышевское отделение ВНИИпроектэлектромонтажа

Сварочная установка ПРМ-4

Сварка шин секции магистральных шинопроводов

Московский опытный завод электромонтажной техники

Приспособления для сварки шин

Сварка открытых шинопроводов

Калькодержатель - ЛенПЭО ВНИИпроектэлектромонтажа

Электрический гайковерт с двойной изоляцией ИЭ-3107

Сборка резьбовых соединений «

Ростовский завод «Электроинструмент»

Электросверлильные машины с двойной изоляцией:

ИЭ-1019А,

ИЭ-1020А,

ИЭ-1022А

Установка крепежных конструкций

То же

Кондуктор для сварки

Сварка секций магистральных шинопроводов

Изготавливается монтажными организациями

Рулетка

Разметочные работы

-

Ножовка по металлу

Монтаж шинопроводов

-

Драчевый плоский напильник 300 мм

То же

-

Драчевый круглый напильник

То же

-

Монтерский пояс

Работа на высоте

-

Набор инструментов ИН-3

Монтаж шинопроводов

-

Перчатки резиновые

Испытание шинопроводов

-

Щетка стальная

Обработка контактных поверхностей

-

Мегомметр на напряжение 1000 В

Испытание изоляции

-

 

Примечание Номенклатура и количество необходимыхмеханизмов и инструментов уточняются в зависимости от местных условий монтажа.

 

 

Рис.1. Контейнер для перевозки секций шинопровода:

1- лист 6; 2 - хомутик; 3 - уголок равнополочный 50´50´5;4 - швеллер 12; 5 - лист 5;

6- швеллер 5; 7 - профиль К225; 8 - брус, сосна; 70´70; 9 - круг 16; 10 -лист 4; 11 - круг 40; 12, 13 - швеллер 8

 

 

Рис.2. Траверса для подъема блоков шинопровода:

1- круг 10; 2 - уголок равнополочный 40´40´4; 3 - лист 10´200´230,сталь 3; 4 - лист 10´100´150, сталь 3; 5 - труба 70; 6- лист 10´70´120, сталь 3

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ПРИМЕРТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАНИРОВКИ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫХ РАБОТ ПРИПРОДОЛЬНОМ РАСПОЛОЖЕНИИ БЛОКОВ ПОКРЫТИЯ НА КОНВЕЙЕРЕ (рис. 1-3)

 

 

Рис.1. Главный вид площадки:

1- площадка; 2 - продольный рольганг подачи контейнеров в помещение; 3- контейнеры с шести- или восьми-сменным запасом изделий; 4 - накопительдля магистрального шинопровода; 5 - продольный рольганг подачиосветительных шинопроводов в блок покрытия; 6 - площадка-мостик; 7- продольный рольганг подачи осветительных шинопроводов на склад


Рис.2. Сечение I-I:

1- монорельс тельфера; 2 - площадка; 3 - продольный рольгангподачи контейнера на склад; 4 - контейнер; 5 - продольныйрольганг подачи магистрального шинопровода в блок покрытия;

6- накопитель для магистрального шинопровода; 7 - продольный рольгангподачи контейнера с осветительным шинопроводом на склад

Рис.3. Сечение II-II:

1- продольный рольганг подачи контейнера на склад; 2 - контейнер; 3- продольный рольганг подачи магистрального шинопровода в блок покрытия; 4- площадка-мостик; 5 - продольный рольганг подачи осветительногошинопровода в блок покрытия; 6 - накопитель для коробов; 7 -продольный рольганг подачи контейнера с осветительным шинопроводом на склад


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Временнаяинструкция по монтажу осветительных шинопроводов ШОС67. МСН 213-69/ММСС СССРМ., 1973. (ЦБТИ ММСС СССР).

2. Временнаяинструкция по монтажу троллейных шинопроводов ШТМ70. ВСН 298-72/ММСС СССР М.,Энергия, 1973.

3. ЗевакинА.И. Монтаж комплексных шинопроводов до 1000 В. М., «Энергия», 1974.

4. Инструкцияпо использованию переходных пластин из алюминиевого сплава АД31Т1 дляприсоединения алюминиевых ошиновок к выводам электрических аппаратов. МСН131-66/ММСС СССР М., 1966. (ГПИ Тяжпромэлектропроект).

5. Инструкцияпо монтажу магистральных шинопроводов. МСН 228-70/ММСС СССР. М., «Энергия»,1972.

6. Инструкцияпо монтажу открытых магистралей из алюминиевых шин. МСН 30-64/ММСС СССР.

7. Инструкция по монтажу соединений шин иприсоединению их к контактным зажимам электрооборудования. МСН 164-67/ММСССССР. М., «Энергия», 1969.

8. Инструкция по электродуговой сварке шин из меди, алюминия иего сплавов. МСН 162-67/ММСС СССР М., «Энергия», 1968.

9. Методика и нормы определения качества сварных швов вэлектромонтажном производстве. МСН 92-65/ММСС СССР. М., «Энергия», 1968.

10. Правила техники безопасности при электромонтажных иналадочных работах. М., «Энергия», 1973.

11. Правилаустройства электроустановок. Изд. 4-е. М.-Л., «Энергия», 1966.

12. Руководство по организации подготовки производстваэлектромонтажных работ. М., 1974. (ВНИИпроектэлектромонтаж).

13.Строительные нормы и правила. III-И.6-67. М.,Стройиздат, 1968.

14. Строительные нормы и правила. III-33-76.М., Стройиздат, 1977.

15. Формысдаточной документации по электромонтажным работам. МСН 123-66/ММСС СССР. М.,1968. (ВНИИпроектэлектромонтаж).

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общие положения

2. Монтаж комплектных шинопроводов напряжением до 1000 В переменного токаи 1200 В постоянного тока

Общие положения

Магистральные шинопроводы переменного и постоянного тока

Распределительные и троллейные шинопроводы

Осветительные шинопроводы

3. Монтаж открытых шинопроводов

4. Конвейерный метод монтажа шинопроводов в межферменном пространствеблоков покрытия производственных зданий

5. Проверка, испытания и сдача работ

6. Техника безопасности

Приложение 1 Переченьосновных механизмов, инструментов и приспособлений

Приложение 2 Примертехнологической планировки площадки для производства электромонтажных работ припродольном расположении блоков покрытия на конвейере

Литература


   
Справочник ГОСТов, ТУ, стандартов, норм и правил. СНиП, СанПиН, сертификация, технические условия

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: