Справочник по ГОСТам и стандартам
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
   ГОСТы, стандарты, нормы, правила
 

ТОИ Р-15-024-97
Типовая инструкция по охране труда для машинистов-крановщиков кранов всех типов

ТОИ Р-15-024-97. Типовая инструкция по охране труда для машинистов-крановщиков кранов всех типов

 

Департамент лесного комплекса

Министерства экономики Российской Федерации

 

Согласовано

ЦК профсоюза работников лесных отраслей Российской Федерации

 

17 декабря 1997 г.

 

Утверждено

Департаментом лесного комплекса Министерства экономики Российской Федерации

15 декабря 1997 г.

 

 

Типовая инструкция по охране труда

для машинистов-крановщиков кранов всех типов

 

ТОИ Р-15-024-97

 

Инструкция вводится в действие с01.01.1998 г.

 

1. Общие требования безопасности

 

1.1. Общие требованиябезопасности изложены в инструкции "Общие требования безопасности поохране труда для рабочих, занятых на лесоскладских работах".

1.2. Машинист-крановщик при переводе на кран другоготипа или в случае перерыва в работе более 6 месяцев должен пройти повторноеобучение и стажировку.

1.3. Машинист-крановщик, допущенный к самостоятельнойработе, должен:

знать требования,предъявляемые к подкрановым путям, их содержанию, заземлению и грузоподъемностькрана;

уметь подсчитать массуподнимаемого груза;

знать факторы, влияющие наустойчивость крана и причины потери устойчивости;

уметь определять пригодностьканатов и съемных грузозахватных приспособлений (стропов, траверс, тары);

знать ассортимент иназначение смазочных материалов, применяемых для смазки трущихся частей крана;

знать безопасные способыстроповки и зацепки грузов;

выполнять правилабезопасного перемещения грузов кранами;

соблюдать порядок обменасигналами со стропальщиком.

1.4. Перемещение груза надпомещениями и транспортными средствами, где находятся люди, не допускается.

1.5. Места погрузки иразгрузки должны быть ограждены знаками безопасности и предупреждающиминадписями.

1.6. Не допускаются работына грузоподъемном кране при скорости ветра, превышающей значение, указанное вруководстве по эксплуатации крана, а также при снегопаде, тумане, дожде,снижающих видимость в пределах рабочей зоны и при температуре окружающеговоздуха ниже значения, указанного в руководстве по эксплуатации.

 

2. Требования безопасности перед началом работы

 

2.1. Машинист-крановщикдолжен ознакомиться с записями в вахтенном журнале, принять кран, убедившись висправности его и подкранового пути.

Для этого машинист-крановщикдолжен осмотреть:

подкрановые пути и концевыеупоры;

заземляющие проводники и ихсоединения с рельсами, гибкий токоведущий кабель (осмотр проводить приотключенном рубильнике, подающем напряжение на кабель);

ходовую часть ипротивоугонные захваты; 

механизмы крана, ихкрепление, тормоза;

наличие и исправностьограждений механизмов и электрооборудования (без снятия кожухов и разборки);

наличие в кабинедиэлектрических ковриков;

металлические конструкциикрана (башню, стрелу, портал) и состояние соединений отдельных секций башни,стрелы и элементов ее подвески (канаты, растяжки, блоки, серьги и т. д.);

состояние канатов и ихкрепление на барабане, стреле или в других местах, а также в ручьях блоков ибарабанов;

вместе со стропальщикомосмотреть:

крюк, его крепление кблочной обойме и замыкающее устройство на нем или другой сменный грузозахватныйорган, установленный вместо крюка, наличие на них клейм или бирок с указаниемгрузоподъемности, даты испытания и номера;

исправность освещения;

наличие приборов и устройствбезопасности на кране (конечных выключателей, указателя грузоподъемности взависимости от вылета стрелы, сигнального прибора, аварийного рубильника,ограничителя грузоподъемности и др.);

наличие проходов междукраном и штабелями и другими грузами, уложенными вдоль подкрановых путей навсем их протяжении.

2.2. Осмотр крана долженосуществляться только при неработающих механизмах и при отключенном рубильникев кабине машиниста.

2.3. При осмотре кранамашинист-крановщик при необходимости должен пользоваться переносной лампойнапряжением не свыше 42 В.

2.4. Устранениенеисправности в электрооборудовании и замена перегоревших плавких предохранителейдолжны выполняться только электриком.

2.5. Перед пуском крана вработу крановщик обязан проверить на холостом ходу все механизмы крана,электрооборудование, звуковой сигнал, концевые выключатели, приборыбезопасности и блокирующие устройства, тормоза и противоугонные средства. Приобнаружении неисправностей и невозможности их устранения своими силамикрановщик обязан доложить механику или мастеру. Работать на неисправном кранезапрещается.

 

3.Требования безопасности во время работы

 

3.1. Крановщик не долженотвлекаться от выполнения своих прямых обязанностей. Запрещается допускать накран посторонних лиц и передавать кому-либо управление краном без специальногона это разрешения.

3.2. При наличии на кране стажера крановщик и стажерне должны оставлять кабину крана даже на короткое время, не предупредив об этомдруг друга.

В отсутствие крановщикастажеру управлять краном запрещается.

3.3. При производствепогрузочно-разгрузочных работ машинист-крановщик должен выполнять следующиетребования безопасности:

поднимать и перемещать грузтолько по сигналу стропальщика, предварительно дублируя поданный сигнал до еговыполнения;

приостановить немедленноработу по сигналу "стоп" независимо от того, кем подан сигнал;

перед подъемом грузагрузовые канаты должны находиться в вертикальном положении;

перед подъемом груза и передкаждым передвижением крана дать звуковой сигнал;

убедиться в отсутствиистропальщиков и других лиц при подъеме и опускании груза, находящегося вблизиштабеля, железнодорожного сцепа, вагона, автомобиля с полуприцепом, междугрузом и перечисленными объектами, а также в невозможности задевания грузом илигрейфером за них;

выполнять плавно без рывковвсе действия погрузочных механизмов (подъем, опускание груза и стрелы, поворот,перемещение тележки с грузом по ездовой балке и самого механизма, а такжеторможение во всех перемещениях);

расстояние между обоймамикрюка и блоками на стреле при подъеме груза должно быть не менее 0,5 м;

поднимать груз во времяперемещения не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.

3.4. Масса поднимаемогогруза с учетом такелажных приспособлений и тары не должны превышатьгрузоподъемности крана.

Во избежание авариизапрещается поднимать груз неустановленной массы.

При подъеме груза массойблизкой к предельно допустимой грузоподъемности крана поднять груз на высоту200-300 мм и опустить на землю, убедившись в устойчивости крана и исправностидействия тормоза.

3.5. При уходе с крана дажена короткий срок отключить рубильник и закрыть кабину.

3.6. Опускать перемещенный груз только напредназначенное для этого место, где исключается возможность падения,опрокидывания или сползания устанавливаемого груза.

3.7. При использовании грейферных захватов следить затем, чтобы при захвате пачек древесины не было зависших стволов и бревен,которые могут самопроизвольно выпасть при перемещении грейфера.

3.8. При движении крана по площадке без грузаустановить стрелку крана в транспортное положение вдоль продольной оси пути, акрюк поднять в предельно-верхнее положение.

3.9. При возникновении неисправности опустить груз(грейфер, захват с грузом) и прекратить работы до их устранения.

3.10. Погрузку лесоматериалов и пиломатериалов вжелезнодорожный транспорт производить в соответствии с техническими условиями ируководствами Министерства путей сообщения СССР.

3.11. При погрузке кранами, грузоподъемность которыхдостаточна для поднятия "шапки" целиком на вагон (от 5 т и выше),формирование ее должно производиться только на земле (погрузочной площадке) сиспользованием специальных приспособлений. Краны для погрузки "шапки"должны быть снабжены приспособлениями, позволяющими поднять и уложить ее наподвижной состав.

3.12. При погрузке кранами малой грузоподъемности (до5 т) формирование "шапки" должно производиться на полувагоне илиплатформе, при этом до начала погрузки в верхней части вагона должны бытьустановлены приспособления для формирования "шапки".

3.13. При погрузке леса кранами не разрешается:

поднимать груз массой болееустановленной паспортом крана;

поднимать, опускать иперемещать груз, когда люди находятся под ним и в зоне возможного опусканиястрелы;

во время работы кранавходить и сходить с него;

поворачивать стрелу,поднимать и опускать груз при движении крана;

отрывать крюком (захватом)грузы, засыпанные землей или примерзшие к земле, заложенные другими грузами илипривернутые болтами;

поднимать неправильнозастропованный груз;

поднимать груз на одномкрюке без поперечной траверсы, на консольно-козловых кранах;

поднимать груз до упоракрюковой обоймы в рычаге ограничителя высоты подъема;

перемещать грузы наконсольных частях крана;

перемещать зависшие бревна,захваченные грейфером за один конец;

оставлять груз и грейфер вподнятом положении или на наклонной поверхности, с которой они могут сорватьсяпод действием собственного веса, во время перерывов и по окончании работы;

подтаскивать груз крюкомкрана при косом натяжении каната;

переводить механизмы спрямого хода на обратный до полной их остановки, за исключением тех случаев,когда необходимо предотвратить аварию или несчастный случай;

изменять вылет стрелы сподвешенным грузом;

полностью сматывать канат сбарабана;

включать рубильник идопускать работу механизмов при нахождении людей на кране. Исключениядопускаются для слесарей и электромонтеров при осмотре механизмов крана. В этомслучае включить рубильник и механизмы крана можно лишь по указанию лица,производящего осмотр и имеющего допуск;

допускать раскачивание ивращение груза;

передвигать по рельсамжелезнодорожный подвижной состав крюком крана;

разгружать лесовозныйтранспорт, если в его кабине на площадке или прицепе находятся люди;

набирать пачку из штабеля сперекошенными (закострившимися) хлыстами и бревнами;

выполнятьпогрузочно-разгрузочные работы:

на двух соседних штабеляххлыстов или деревьев с расстоянием между ними менее 50 м, сортиментов - менее25 м;

на обоих концах одногоштабеля;

на смежных платформах иполувагонах, в сцепленном виде;

эксплуатировать кран беззахватов (ветровых противоугонов) для закрепления на период стоянки между работой.

3.14. Машинист-крановщикобязан прекратить работу крана и уведомить об этом мастера в случаевозникновения или обнаружения следующих неисправностей:

повреждениеметаллоконструкций крана, поломка механизмов или найдены трещины в их деталях;

перегорание предохранителей,повреждение гибкого кабеля;

многократно повторяющеесязакручивание канатов грузового полиспаста;

спадание стального каната сбарабанами или блоков, образование петель или повреждение канатов;

проседание или перекосподкранового пути;

неисправность тормозовлюбого механизма крана;

отказ в действииограничителей и звукового сигнала;

отсутствие освещения приработе в ночное время;

отсутствиепредохранительного щитка на торцах ходовых тележек, охватывающих головку рельсас зазором не более 20 мм;

отсутствие упоров на концахездовой балки, заземления подкрановых путей.

3.15. При прекращении подачиэлектроэнергии крановщик обязан опустить груз, поставить маховички всехконтроллеров в нулевое положение, выключить аварийный рубильник в кабине управления.

3.16. Работа стреловых кранов непосредственно подпроводами действующих электропередач любого напряжения запрещается.

 

4. Требования безопасности в аварийной ситуации

 

4.1. Крановщик обязанпрекратить работу, опустить груз и уведомить об этом мастера, если корпусаэлектродвигателя и контроллера, кожуха аппаратов и механизмов, крюк и тросы илиметаллические конструкции крана находятся под напряжением.

4.2. В случае необходимостиэкстренной остановки груза или крана во время движения стропальщик долженнемедленно обесточить кран путем выключения рубильника, подающего напряжение наглавные троллейные провода или гибкий кабель крана.

4.3. Крановщик обязанпрекратить работу, если во время подъема груза произошел обрыв прядей тросов.

4.4. Работа должна бытьпрекращена при внезапном возникновении ветра силой более указанной вдокументации на кран, сильном снегопаде, густом тумане (видимость менее 50 м),ливневом дожде, когда крановщик плохо различает сигналы или плохо видит груз.При явных признаках приближения грозы, бури крановщик должен принять меры кповышению устойчивости крана.

4.5. При возникновении накране пожара крановщик должен немедленно отключить главный рубильник, поставитькран на противоугонные захваты, сообщить о пожаре или вызвать пожарную командуи приступить к тушению пожара.

4.6. О каждом несчастномслучае пострадавший или очевидец должен известить мастера или соответствующегоруководителя работ.

4.7. Каждый рабочий долженуметь оказывать доврачебную помощь. Такая помощь оказывается немедленно,непосредственно на месте происшествия и в следующей последовательности: сначаланужно устранить энергоисточник травмирования (выключить двигатель, остановитьмеханизм, извлечь пострадавшего из-под хлыста и др.). Оказание помощи надоначинать с самого существенного, что угрожает здоровью или жизни человека (присильном кровотечении наложить жгут, а затем перевязать рану; при подозрениизакрытого перелома наложить шину; при открытых переломах сначала следуетперевязать рану, а затем наложить шину; при ожогах наложить сухую повязку, приобморожении пораженный участок осторожно растереть, используя мягкие илипушистые ткани).

При поражении электрическимтоком немедленно освободить пострадавшего от действия тока (выключитьрубильник, перерубить провод, оттянуть

или отбросить его сухойпалкой, шестом). При этом нельзя прикасаться к пострадавшему, пока он находитсяпод действием тока. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии,немедленно приступить к массажу сердца и искусственному дыханию до прибытияврача.

После оказания доврачебнойпомощи пострадавший должен быть направлен в ближайшее лечебное учреждение.

При подозрении поврежденияпозвоночника транспортировать пострадавшего только в положении лежа на жесткомосновании.

 

5. Требования безопасности по окончании работы

 

5.1. Машинист-крановщикобязан опустить груз на землю, снять стропы, поднять крюк в верхнее положение.

5.2. Поставить кран на местостоянки.

5.3. Поставить штурвалы внулевое положение и выключить рубильники крановой панели и главный.

5.4. Совместно состропальщиком осмотреть, очистить, смазать все механизмы крана, тросо-блочнойсистемы, грузозахватных приспособлений и очистить погрузочную площадку от хвои,коры, бревен и прочих захламляющих предметов.

5.5. Укрепить кранпротивоугонными захватами.

5.6. Записать в журналеприема и сдачи смены замеченные при работе и осмотре крана неисправности идоложить о них мастеру или соответствующему руководителю работ.


   
Справочник ГОСТов, ТУ, стандартов, норм и правил. СНиП, СанПиН, сертификация, технические условия

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: