ТОИ Р-218-26-94
Типовая инструкция по охране труда для машиниста автополивочной машины
ТОИ Р-218-26-94. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автополивочной машины
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральный дорожный департамент
Центр организации труда и экономических методов управления
ТИПОВАЯИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТА АВТОПОЛИВОЧНОЙ МАШИНЫ
ТОИ Р-218-26-94
Дата введения 1994-07-01
СОГЛАСОВАНА Центральным комитетом профсоюза работниковавтомобильного транспорта и дорожного хозяйства, январь 1994 г.
УТВЕРЖДЕНА Федеральным дорожным департаментом Министерстватранспорта РФ 24 марта 1994 г.
ОБЩИЕТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1. К работе и управлению автополивочными машинамидопускаются водители, достигшие 18 лет, признанные годными к данной работемедицинской комиссией, прошедшие обучение безопасным методам и приемам труда, атакже инструктажи по безопасности труда, имеющие удостоверение на правоуправления машиной и производства работ машиниста автополивочной машины.
2. Вновь поступающий на работу машинист допускается ксамостоятельной работе только после прохождения им вводного инструктажа побезопасности труда, экологическим требованиям и первичного инструктажа нарабочем месте, о чем должны быть сделаны записи в соответствующих журналах собязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
3. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится скаждым машинистом автополивочной машины индивидуально с практическим показомбезопасных приемов и методов труда.
Все машинисты после первичного инструктажа на рабочем местеи проверки знаний в течение 2-5 смен (в зависимости от стажа, опыта и характераработы) выполняют работу под наблюдением бригадира или мастера, после чегооформляется допуск их к самостоятельной работе. Допуск к самостоятельной работефиксируется датой и подписью инструктирующего в журнале регистрацииинструктажа.
4. Повторный инструктаж машиниста автополивочной машиныпроводится не реже одного раза в 3 месяца.
5. Машинист должен проходить периодическую проверку знанийпо безопасности труда один раз в 12 месяцев, о чем делается соответствующаяотметка в удостоверении.
Результаты проверки знаний требований безопасности оформляютсяпротоколом заседания комиссии.
6. При изменении технологического процесса, замене илимодернизации оборудования, приспособлений, инструмента, при нарушениимашинистом автополивочной машины требований безопасности, которые могутпривести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, а также при перерывахв работе более, чем на 30 календарных дней, по требованию органов надзорапроводится внеплановый инструктаж.
7. При выполнении работ в опасных и особо опасных условиях,а также других несвойственных работ, проводится целевой инструктаж и выдаетсянаряд-допуск (ГОСТ 12.0.004-90).
8. О проведении повторного и внепланового инструктажапроизводится соответствующая запись в журнале регистрации инструктажа нарабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
При регистрации внепланового инструктажа указываетсяпричина, вызвавшая его проведение.
9. Знания, полученные при инструктаже, проверяет работник,проводивший инструктаж.
Машинист, получивший инструктаж и показавший неудовлетворительныезнания, к работе не допускается. Он обязан вновь пройти инструктаж.
10. После зачисления на работу машинист обязан принятьавтополивочную машину по акту и выполнять только ту работу, которая емупоручена администрацией.
11. Машинист автополивочной машины обязан знать:
- инструкцию завода-изготовителя по устройству иэксплуатации автополивочной машины;
- действующие "Правила дорожного движения";
- инструкции по охране труда для водителя грузовогоавтотранспорта и машиниста автополивочной машины, разработанных на основетиповых инструкций и с учетом местных условий;
- технологию производства поливомоечных работ наавтомобильных дорогах;
- способы обнаружения и устранения неисправностей в работедвигателей и механизмов автополивочной машины, щеток для мойки бруса и очисткидорог.
12. Эксплуатация автополивочной машины в неисправномсостоянии запрещается.
13. Автополивочная машина должна быть оборудованапроблесковым маяком желтого цвета и исправным освещением.
14. Машинист обязан работать в средствах индивидуальнойзащиты, предусмотренных отраслевыми нормами и коллективным договором исодержать их в исправном состоянии, иметь опрятный вид, быть собранным ивнимательным во время работы.
С пониманием относиться к пешеходам, предупреждая ихсигналами о производстве поливомоечных работ и очистке дорожных покрытий.
15. За невыполнение требований инструкции по охране труда,разработанной на основе данной типовой инструкции, машинист автополивочноймашины несет ответственность согласно правилам внутреннего трудового распорядкаи действующему законодательству об охране труда.
ТРЕБОВАНИЯБЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
16. Перед выездом на место производства работ, машиниставтополивочной машины должен:
- пройти предрейсовый медосмотр и получить соответствующуюотметку в путевом листе;
- надеть спецодежду. Спецодежда не должна иметь свисающих иразвевающихся концов, обшлага рукавов должны быть застегнуты или завязаны;
- получить у администрации задание, ознакомиться смаршрутом движения;
- совместно с механиком проверить техническую исправность иукомплектованность автомобиля. При осмотре особое внимание обратить на:
исправность аккумуляторной батареи, стартера, тормозов,рулевого управления, водяного насоса, освещения, сигнализации, дверей кабины,крепления цистерны, глушителя и плотность его соединения и т.д.;
отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости;
давление воздуха в шинах и их исправность;
надлежащую укомплектованность автомобиля необходимымиинструментами, приспособлениями, инвентарем и их исправность.
17. Машинист автополивочной машины должен знать, чтонаиболее опасными факторами, воздействующими на него в процессе выполненияработ являются:
- горячая вода и пар - попадая на кожный покров человека,вызывают ожоги;
- легковоспламеняющиеся и ядовитые газообразные вещества(пропан, бутан, окись углерода и другие), которые, попадая через органы дыханияв организм человека, приводят к тяжелым последствиям;
- этилированный бензин - ядовитое вещество, воздействуетотравляюще на органы дыхания, пищеварения, кожные покровы.
18. Машинист автополивочной машины должен помнить, чтоместо производства его работы - автомобильная дорога, является также источникомповышенной опасности.
19. Машинист должен соблюдать правила личной гигиены. Передприемом пищи, курением необходимо мыть руки с мылом, а после работы с деталямиили узлами автомобиля, работающего на этилированном бензине, необходимопредварительно мыть руки керосином.
20. Машинист автополивочной машины должен соблюдать правилавнутреннего распорядка предприятия, режим труда и отдыха.
ТРЕБОВАНИЯБЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
21. Перед выездом на линию машинист автополивочной машинысовместно с механиком, должен проверить техническую исправность иукомплектованность автомобиля, исправность емкости, работу кранов и вентилей,инструмента и приспособлений.
22. Пуск двигателя производить только с помощью стартера.Использовать пусковую рукоятку только при временной неисправности стартера илипри пуске двигателя после ремонта.
23. При пуске двигателя пусковой рукояткой необходимособлюдать следующие требования:
- не брать рукоятку в обхват;
- проворачивать пусковую рукоятку "снизу вверх";
- при ручной регулировке опережения зажигания устанавливатьпозднее зажигание.
24. Пуск двигателя производить только с установленнымвоздушным фильтром.
25. При пуске двигателя автомобиль должен быть заторможенстояночным тормозом, а рычаг переключения передач должен быть поставлен внейтральное положение.
26. В случае обнаружения неисправности газовой системыгазобаллонных автомобилей необходимо немедленно закрыть расходные имагистральные вентили, а затем проветрить подкапотное пространство и другиеотсеки, где проходит газопровод.
27. При обнаружении утечки газа перед выездом на линию изарматуры баллона, выпустить или слить газ из баллона в специально отведенномместе с соблюдением необходимых мер безопасности под наблюдением специалиста.
28. При выпуске сжатого природного газа или сливасжиженного нефтяного газа запрещается: курить, пользоваться открытым огнем,выполнять другие работы, не имеющие отношения к сливу или выпуску газа.
29. Перед пуском двигателя автомобиля необходимо отключатьи отсоединять элементы подогрева.
30. Машинисту запрещается:
- производить пуск двигателя путем буксировки;
- подогревать двигатель, коробку передач, картер, задниймост открытым огнем;
- оставлять в промежуточном состоянии расходные вентили(они должны быть полностью открыты или закрыты);
- ударять по газовой аппаратуре и арматуре, находящейся поддавлением;
- останавливать газобаллонный автомобиль ближе 5 м от местработы с открытым огнем;
- пользоваться открытым огнем ближе 5 м от газобаллонногоавтомобиля;
- проверять герметичность соединений газопроводов, газовойаппаратуры и арматуры огнем;
- эксплуатировать автомобиль со снятыми фильтрующимиэлементами.
31. Около гидранта для заправки автополивочной машины водойдолжен быть установлен предупреждающий дорожный знак, а в ночное время -красный фонарь.
32. Подавать автополивочную машину задним ходом к гидрантуможно только убедившись, что около гидранта и на пути следования нетпосторонних лиц и опасность никому не угрожает.
33. Отъезжая от гидранта, машинист обязан убедиться, чтозаправочный шланг отсоединен от машины и уложен на место.
34. Открывать люк колодца для установки гидранта без специальногоинструмента - запрещается.
35. Машинисту автополивочной машины запрещается:
- проводить заправку машины водой при работающем двигателемашины;
- проверять уровень масла в редукторе насоса во время егоработы;
- производить смазку и подтягивание сальника центробежноговодяного насоса во время его работы;
- эксплуатация машины со снятыми пли плохо закрепленнымиволнорезами цистерны.
36. При остановке газобаллонного (газодизельного)автомобиля на длительную стоянку (более 10 минут) необходимо перекрытьмагистральный вентиль.
37. Пробку радиатора на горячем двигателе открывать врукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку открывать осторожно, недопуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
38. Перед заправкой автомобиля газовым топливом остановитьдвигатель и закрыть расходные вентили.
39. После наполнения баллонов газом сначала закрыть вентильна заправочной колонке, а затем - наполнительный вентиль на автомобиле.
Отсоединять газонаполнительный шланг после того, как обавентиля закрыты.
Если во время заправки газонаполнительный шланг случайноразгерметизируется, немедленно закрыть выходной вентиль на газонаполнительнойколонке, а затем - наполнительный вентиль на автомобиле.
40. При вынужденной остановке автомобиля на обочине илипроезжей части дороги для проведения ремонта выставить на расстоянии 25-30 мпозади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь,включить аварийное освещение и проблесковый фонарь.
41. При работе под автомобилем располагаться таким образом,чтобы ноги не находились на проезжей части дороги.
42. При накачивании или подкачивании снятых с автомобилейшин в дорожных условиях в окна диска колеса установить предохранительную вилкусоответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.
43. В случае, когда машинист автомобиля не в силахсправиться самостоятельно с поломкой, он обязан оповестить администрациюпредприятия.
ТРЕБОВАНИЯБЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
44. При возникновении аварии (дорожно-транспортногопроисшествия), причастный к ней машинист обязан:
- без промедления остановиться и не трогать с местатранспортное средство, а также другие предметы, имеющие отношение кпроисшествию;
- поставить в известность ГАИ и немедленно приступить коказанию пострадавшим первой медицинской помощи. В случае необходимости вызвать"Скорую помощь", а если это невозможно, отправить пострадавших напопутном или отвезти на своем транспорте в ближайшее лечебное учреждение исообщить там свою фамилию, номерной знак транспортного средства (спредъявлением водительского удостоверения или другого документа,удостоверяющего личность, и регистрационного документа на транспортноесредство), после чего возвратиться к месту происшествия;
- сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адресаочевидцев происшествия и ожидать прибытия работников милиции или следственныхорганов;
- если невозможно движение других транспортных средств,освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение транспортногосредства и относящихся к дорожно-транспортному происшествию предметов и следов.
45. При невозможности устранения утечки газа из баллоновгазобаллонных автомобилей через вентиль, предохранительный клапан илисоединения, необходимо эвакуировать автомобиль в безопасное место вдали от людейи источников огня, где выпустить газ в атмосферу.
ТРЕБОВАНИЯБЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
46. Закончив работу, следует:
- осмотреть и проверить газовую аппаратуру на герметичностьи исправность на контрольном посту;
- поставить автополивочную машину в специально отведенноеместо;
- прекратить подачу топлива;
- выключить двигатель;
- затормозить машину;
- опустить рабочее оборудование на грунт или специальныеподставки;
- принять меры, исключающие возможность пуска двигателяавтополивочной машины посторонними лицами.
47. Принять душ или вымыть лицо и руки теплой водой смылом.
Мыть руки в масле, бензине, керосине и вытирать ихзагрязненной ветошью запрещается.
48. Машинист автополивочной машины совместно с механикомдолжен проверить автомобиль. В случае необходимости машинист должен оставитьзаявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.