Справочник по ГОСТам и стандартам
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
   ГОСТы, стандарты, нормы, правила
 

ТОИ Р-15-023-97
Типовая инструкция по охране труда для стропальщиков

ТОИ Р-15-023-97. Типовая инструкция по охране труда для стропальщиков

 

Департамент лесного комплекса

Министерства экономики Российской Федерации

 

Согласовано

ЦК профсоюза работников лесных отраслей Российской Федерации

 

17 декабря 1997 г.

 

Утверждено

Департаментом лесного комплекса Министерства экономики Российской Федерации

15 декабря 1997 г.

 

 

Типовая инструкция по охране труда

для стропальщика

 

ТОИ Р-15-023-97

 

Инструкция вводится в действие с01.01.1998 г.

 

 

1. Общие требования безопасности

 

1.1. Общие требованиябезопасности изложены в инструкции "Общие требования безопасности поохране труда для рабочих, занятых на лесоскладских работах".

1.2. Стропальщики, допущенные к самостоятельнойработе, должны:

иметь общее представление обустройстве обслуживаемого крана;

знать грузоподъемность кранаи транспорта;

знать место расположениярубильника, подающего напряжение на главные троллейные провода или гибкийкабель электрического крана, и уметь отключить кран от сети в необходимыхслучаях;

уметь подбирать необходимыедля работы стропы по грузоподъемности, числу ветвей, длине и углу наклонаветвей строго к вертикали (и другие грузозахватные приспособления) взависимости от веса и характера перемещаемого груза;

знать нормы браковкистальных канатов и строп;

знать способы безопаснойстроповки груза;

знать и выполнять принятуюна подъемно-транспортном оборудовании сигнализацию между стропальщиком имашинистом.

1.3. При погрузкелесоматериалов на железнодорожный транспорт следует использовать специальныеэстакады.

1.4. Места постоянной погрузки и выгрузкилесоматериалов должны быть ограждены знаками безопасности и предупреждающиминадписями.

1.5. Работать на погрузочно-разгрузочных работах беззащитной каски не разрешается.

 

2. Требования безопасности перед началом работы

 

2.1. Стропальщик обязан:

ознакомиться с фронтомработ, штабелями, при обнаружении опасного состояния штабеля сообщить об этомлицу, ответственному за безопасное производство работ, или руководителю работ;

проверить состояниеплощадки, эстакады, где намечено выполнение погрузочно-разгрузочных работ,подштабельных мест и наличие прокладок;

подобрать грузозахватныеприспособления, соответствующие весу и характеру поднимаемого груза, стропыподбирать с учетом числа ветвей, такой длины, чтобы угол между ветвями непревышал 90°;

проверить исправностьстропов, цепей, захватов и других приспособлений, применяемых для зацепкигрузов.

2.2. Стропы не должны иметьузлов и скруток и должны состоять из цельной части каната. Цепи не должны иметьзаметно вытянутых или погнутых звеньев, а также стертых более, чем на 10%диаметра.  

2.3. При обнаружениидефектов или отсутствии бирок, грузозахватные приспособления сдать в ремонт.Пользоваться неисправными, изношенными грузозахватными приспособлениямизапрещается.

2.4. Перед работой стреловыхсамоходных кранов вблизи линий электропередач стропальщик должен получитьнаряд-допуск и изучить особенности работы, указанные в нем. Во избежаниепоражения электрическим током стропальщик перед каждой операцией, вызывающейнеобходимость соприкосновения с грузом, стропами, крюком или элементами крана(например, при установке крана на дополнительные опоры) должен убедиться, чтострела крана или канаты не находятся на опасном приближении к проводам линииэлектропередач.

2.5. Перед подъемом грузастреловыми самоходными кранами проверить по указателю грузоподъемности, чтоустановленный машинистом вылет стрелы соответствует весу поднимаемого груза.

 

3. Требования безопасности во время работы

 

3.1. Стропальщик долженследить за тем, чтобы на месте производства работ по строповке и подъему грузане находились посторонние лица.

3.2. Обвязку и зацепкугрузов производить в соответствии со схемами строповки грузов.

3.3. Перед погрузкой илиразгрузкой грузов убедиться в правильности установки автомобилей,железнодорожных вагонов, платформ и узкоколейных вагонов-сцепов, принеобходимости надежно закрепить их тормозами, башмаками, зарезными шпалами,исключающими самопроизвольное перемещение.

3.4. Перед каждой операциейпо подъему и перемещению подать крановщику соответствующий сигнал.

3.5. Производитьодновременно механизированную погрузку или разгрузку со смежных платформ,полувагонов, сцепов, комплектов автопоездов запрещается.

3.6. Стропальщики должны:

соблюдать правиласигнализации, застройки и отцепки грузов;

разбирать штабель бревен спомощью багров, находясь на земле сбоку штабеля,

застропливать пачку бревентолько при полной остановке грузового каната, его ослаблении, опущеннойкрюковой обойме или траверсе. Протаскивать стропы под пачкой бревен с помощьюспециальных приспособлений;

застропливать пачку двумястропами на одинаковом расстоянии от центра тяжести бревен (концы бревен впачке должны быть выровнены);

подниматься на штабель спомощью лестницы, приставив ее к торцевой части штабеля. Допускаетсяиспользовать наклонную поверхность головки или хвоста штабеля при условии,исключающем его раскатывание;

следить за тем, чтобы передподъемом груз находился вертикально под стрелой, не допуская подтаскиваниегруза при косом натяжении канатов;

при работе наконсольно-козловых кранах подвешивать груз только на крюк траверсы;

перемещая кассеты иконтейнеры с короткомерными лесоматериалами, следить, чтобы они не былизагружены выше бортов;

отцеплять стропы только придостаточном ослаблении каната, опущенной крюковой обойме и траверсе и поокончании произвольного перемещения (раскатывания, разваливания) лесоматериалови хлыстов;

при резком забегании впередодного портала или буксовании ведущего колеса ходовой тележки крана податьсигнал остановки, а после устранения неисправности -команду продолжатьпередвижение.

3.7. При подъеме грузамассой, близкой к предельно-допустимой грузоподъемности погрузочного механизманеобходимо поднять груз на высоту 200-300 мм, проверить правильность строповки,равномерность натяжения стропов, устойчивость крана и действие тормозов и толькопосле этого подать сигнал о подъеме груза на нужную высоту. При необходимостиисправления строповки груз должен быть опущен.

3.8. При перемещении грузастропальщики должны следить за тем, чтобы он был поднят над встречающимисяпрепятствиями на высоту не менее, чем на 0,5 м.

3.9. Стропальщик обязан:

на место установки грузапредварительно уложить подкладки соответствующей прочности, чтобы стропы легкои без повреждений извлечь из-под груза,

грузы укладывать отнаружного рельса на расстоянии не менее 2 м при их высоте в 1,2 м (считая отнаружной грани головки ближайшего к грузу рельса), а при большей высоте -неменее 2,5 м,

подавать сигнал крановщику овытаскивании строп из-под пачки только после отхода в безопасное место;

для разворота в воздухепачки бревен или других лесоматериалов пользоваться баграми или специальнымиоттяжками;

при передвижении кранаубрать с подкранового пути посторонние предметы.

3.10. Стропальщику в целяхличной безопасности и исключения аварии запрещается:

поднимать груз, масса которогопревышает грузоподъемность крана;

поднимать груз, засыпанныйземлей, примерзший к земле, заложенный другими грузами;

во время движения грузапоправлять стропы, крюк, бревна, хлысты, изменять направление движения груза,раскачивать его;

находиться на поднимаемомили перемещаемом грузе или под ним и допускать, чтобы это делали другие лица;

находиться на подкрановыхпутях в зоне передвижения груза и в местах его опускания;

находиться нажелезнодорожной платформе, в полувагоне и т.п. при погрузке или разгрузке ихгрейферными захватами;

находиться во времяподготовки штабеля для застропки впереди него, разбирать путем подкопа, а такжеоставлять штабель с нависшими, необрушенными бревнами;

работать у лесонакопителей,в которые идет сброска бревен с лесотранспортера (расстояние междулесонакопителями, в которых осуществляется застропка бревен, илесонакопителями, в которые идет сброска бревен с лесотранспортера, должно бытьне менее двукратной длины сваливаемых с лесотранспортера бревен);

набирать пачку из штабеля сзакострившимися бревнами, поправлять стропы, крюки, бревна, изменятьнаправление движения груза, отводя канат, и стоять рядом с ним при подъеме иперемещения груза;

выполнять одновременноработы на двух соседних штабелях хлыстов или деревьев с расстоянием между нимименее 50 м, сортиментов - менее 25 м и на обоих концах одного штабеля (головкеи хвосте);

поправлять наматываемый набарабан лебедки канат во время ее работы;

использовать стропы скрючьями и для торцевого захвата бревен; производить обвязку, зацепку иподвешивание груза на крюк крана на расстоянии ближе 30 м от крайнего проводалинии электропередачи без наряд-допуска и без присутствия ответственного лица,указанного в наряд-допуске.

3.11. При нахождении людей вопасной зоне стропальщик должен немедленно подать сигнал о прекращении подъема(перемещения) груза.

 

4. Требования безопасности в аварийной ситуации

 

4.1. При падении отдельныхчастей груза (бревна, доски, металл) во время подъема или перемещения податьсигнал "стоп". Поправлять обвязку груза, удерживать груз в воздухепри помощи каких-либо предметов или приспособлений не разрешается.

4.2. В случае необходимостиэкстренной остановки перемещения груза или крана немедленно обесточить кранпутем выключения рубильника, подающего напряжение на главные троллейные проводаили гибкий кабель крана.

4.3. При неисправности кранаили кранового пути прекратить работу, поставить об этом в известностькрановщика и лицо, ответственное за безопасное производство работ илируководителя работ.

4.4. Опасные штабелиразбирать в присутствии руководителя работ.

4.5. При возникновенииситуаций, грозящих аварией или несчастным случаем, не предусмотренных настоящейинструкцией, немедленно обратиться к мастеру или другому непосредственномуруководителю работ.

4.6. О каждом несчастномслучае пострадавший или очевидец должны известить мастера или соответствующегоруководителя работ.

4.7. Каждый рабочий долженуметь оказывать доврачебную помощь. Такая помощь оказывается немедленно,непосредственно на месте происшествия и в следующей последовательности; сначаланужно устранить энергоисточник травмирования (выключить двигатель, остановитьмеханизм, извлечь пострадавшего из-под хлыста и др.). Оказание помощи надоначинать с самого существенного, что угрожает здоровью или жизни человека (присильном кровотечении наложить жгут, а затем перевязать рану; при подозрениизакрытого перелома наложить шину; при открытых переломах сначала следуетперевязать рану, а затем наложить шину; при ожогах наложить сухую повязку; приобморожении пораженный участок осторожно растереть, используя мягкие илипушистые ткани).

После оказания доврачебнойпомощи пострадавший должен быть направлен в ближайшее лечебное учреждение.

При подозрении поврежденияпозвоночника транспортировать пострадавшего только в положении лежа на жесткомосновании.

 

5. Требования безопасности по окончании работы

 

5.1. Очистить стропы илидругие грузозахватные приспособления, осмотреть и оценить их состояние.

5.2. Неисправные стропы илигрузозахватные приспособления сдать мастеру и взамен получить новые.

5.3. Запрещается оставлятьна рабочем месте неисправные стропы и другие грузозахватные приспособления.

5.4. Убрать упавшиелесоматериалы или другой груз из габаритов движения крана, с дороги и другихрабочих погрузочно-разгрузочных мест.


   
Справочник ГОСТов, ТУ, стандартов, норм и правил. СНиП, СанПиН, сертификация, технические условия

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: