ТОИ Р-218-13-93
Типовая инструкция по охране труда для машиниста укладчика асфальтобетона
ТОИ Р-218-13-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста укладчика асфальтобетона
Министерствотранспорта Российской Федерации
Федеральныйдорожный департамент
Центрорганизации труда и экономических методов управления
СОГЛАСОВАНА Заместитель председателя ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Н.Д. Силкин 18 января 1993 года |
|
УТВЕРЖДЕНА Первый заместитель генерального директора Федерального дорожного департамента Минтранса РФ О.В. Скворцов 11 марта 1993 года |
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для машиниста укладчикаасфальтобетона
ТОИ Р-218-13-93
Общие требования
1. Ксамостоятельной работе машинистом укладчика асфальтобетона допускаются лица,достигшие 18 лет, признанные годными к данной работе медицинской комиссией,прошедшие обучение безопасным методам и приемам производства работ и инструктажипо безопасности труда и имеющие удостоверение на право работы машинистомукладчика асфальтобетона.
2. Поступающийна работу машинист укладчика асфальтобетона должен пройти вводный инструктаж побезопасности труда, производственной санитарии, оказанию доврачебной помощи,пожарной безопасности, экологическим требованиям, условиям работы, первичныйинструктаж на рабочем месте, о чем должны быть сделаны записи в соответствующихжурналах с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
3. Машинистукладчика асфальтобетона должен знать инструкцию по эксплуатации укладчикаасфальтобетона.
4. Укладчикасфальтобетона должен быть закреплен за машинистом и его сменщиком приказом илираспоряжением по организации. Работа на укладчиках асфальтобетона,незакрепленных или закрепленных за другими лицами, допускается только в видеисключения по специальному письменному распоряжению администрации.
5. Техническоесостояние укладчика асфальтобетона должно обеспечивать безопасность его работыи соответствовать правилам технической эксплуатации. Укладчик асфальтобетонадолжен быть оснащен медицинской аптечкой, термоизолированным бачком дляпитьевой воды и огнетушителем.
6. Заправкуукладчика асфальтобетона топливом следует производить с помощью заправочныхустройств на горизонтальной площадке при естественном освещении. Принеобходимости заправки топливом в темное время суток, место заправки должнобыть достаточно освещено. Пользоваться источником открытого огня запрещается.
7. Дляпредотвращения ожогов паром или горячей водой, выбрасываемой из радиатора приперегреве двигателя, крышку радиатора необходимо снимать рукой, защищеннойрукавицей, находясь с наветренной стороны, возможно дальше от горловинырадиатора.
8. Поокончании заправки все детали машины, облитые топливом, следует насуховытереть. Пролитый этилированный бензин нужно обезвредить дихлорамином(1,5%-ный раствор в чистом бензине) или раствором хлорной извести (1 частьизвести на 3-5 частей воды). Обезвреживание этилированного бензина сухойхлорной известью во избежание ее воспламенения запрещается.
9. Вседвижущиеся части укладчика асфальтобетона должны быть ограждены в местахвозможного доступа к ним людей. Для удобства осмотра и смазки ограждения должныбыть легкосъемными.
Работать наукладчике асфальтобетона с неисправными или снятыми ограждениями движущихсячастей запрещается.
10. В зонеработы укладчика асфальтобетона следует вывесить предупредительные знаки.
11.Запрещается находиться на площадке машиниста и в зоне работы укладчикаасфальтобетона посторонним лицам.
12. Работаукладчика асфальтобетона вблизи линий электропередач допускается только приусловии, если расстояние по горизонтали между крайней точкой асфальтоукладчикаи ближайшим проводом линии электропередачи будет не менее:
Напряжение линии электропередачи, кВ, |
до 1 |
1-20 |
35-110 |
150-220 |
220 |
330-800 |
Расстояние, м |
1,5 |
2 |
4 |
5 |
6 |
9 |
13.Перемещение и работа укладчика асфальтобетона вблизи линий электропередачидолжны производиться под непосредственным руководством специалиста дорожнойорганизации.
14. При работеили передвижении в охранной зоне линии электропередачи укладчика должен бытьвыдан наряд-допуск на производство работ, подписанный главным инженером.
15. При работена укладчике асфальтобетона в темное время суток и при плохой видимости рабочееместо машиниста должно быть хорошо освещено. Работа на неосвещенной площадкезапрещается.
16. Площадкауправления, рычаги должны быть чистыми и сухими. Запрещается находитьсякому-либо на площадке управления, кроме машиниста, и загромождать еепосторонними предметами. Над площадкой управления должен быть установлен тентдля защиты машиниста от солнечных лучей и атмосферных осадков.
17. О каждомнесчастном случае или нарушениях требований охраны труда машинист укладчикаасфальтобетона обязан немедленно доложить мастеру или прорабу.
Требования перед началоми во время работы
18. Приступаяк работе, машинист укладчика асфальтобетона должен надеть предусмотреннуюнормами и коллективным договором спецодежду, при этом волосы следует убрать подголовной убор, застегнуть обшлага рукавов или затянуть их резинкой.
19. Передначалом работы необходимо проверить техническое состояние укладчикаасфальтобетона, исправность систем сигнализации и электроосвещения, наличие иисправность инструмента.
20. Мелкиедефекты необходимо устранить. При невозможности устранения неисправностейсвоими силами, следует сообщить о них механику (мастеру) для принятия нужныхмер.
21. Машинистдолжен ознакомиться с фронтом работ, технологией рабочего процесса, профилем иособенностями участка, на котором предстоит работать, а также убедиться вотсутствии на участке предстоящего фронта работ посторонних лиц и предметов,проверить наличие и исправность ограждений и предупредительных знаков.
22. Передпуском двигателя необходимо проверить уровень масла в картере, заправкутопливом и водой. Асфальтоукладчик должен быть заторможен, рычаг муфтысцепления выключен, а рычаг переключения передач находиться в нейтральномположении.
23. В холоднуюпогоду для облегчения пуска двигателя в радиатор необходимо заливать горячуюводу, а в картер двигателя - подогретое масло. Пользоваться открытым огнем дляподогрева двигателя при его заводке запрещается.
24. При пускедвигателя с помощью пусковой рукоятки запрещается брать ее в обхват; все пальцыруки должны быть с одной стороны рукоятки, чтобы избежать ушиба или переломаруки вследствие обратного удара рукоятки при раннем зажигании.
Запрещаетсявращать рукоятку вкруговую.
25. Воизбежание обратного удара пуск перегретого двигателя запрещается.
26. Призапуске пускового двигателя с помощью шнура необходимо держаться за ручкушнура. Запрещается шнур наматывать на руку.
27. Передначалом движения укладчика асфальтобетона, а также при изменении направления искорости движения обязательно подают звуковой сигнал.
28. Машиниство время движения укладчика асфальтобетона должен находиться на своем месте умеханизмов управления, следить за режимом работы двигателя, показаниямиконтрольно-измерительных приборов и работой механизмов.
29. Во времяработы укладчика асфальтобетона запрещается сходить с площадки управления ивходить на нее до полной остановки агрегата.
30.Запрещается находиться вблизи боковых стенок бункера асфальтоукладчика призагрузке горячей смесью во избежание ожогов.
31.Запрещается прикасаться к бункеру асфальтоукладчика, когда в нем находитсяасфальтобетонная смесь.
32.Запрещается подниматься на колеса автомобиля или борта кузова, а также ударятьпо днищу кузова для удаления асфальтобетонной смеси или ускорения ее выгрузки.
Очищать кузовследует скребками или лопатами с рукоятками длиной не менее 2-х метров стоя наземле.
33. Придвижении укладчика асфальтобетона запрещается очищать его механизм и узлы отналипшей асфальтобетонной смеси. Это следует делать только после полнойостановки укладчика асфальтобетона и выключения двигателя.
34. Во времядвижения укладчика асфальтобетона запрещается сидеть или стоять на раме.
35. Снаступлением сумерек на всех ограждениях участка работ должны быть установленысветовые сигналы. Машинисты всех работающих машин обязаны включить фары.
36. Приукладке асфальтобетонной смеси двумя асфальтоукладчиками расстояние между нимидолжно быть не менее 10 м, между асфальтоукладчиком и катком - не менее 3 м.
37. Принеобходимости остановки укладчика асфальтобетона на дороге днем его следуетоградить красными флажками, а в темное время суток и при плохой видимости -красными фонарями по габариту. Запрещается оставлять асфальтоукладчик безприсмотра с работающим двигателем.
38. Сигналаварийной остановки следует подавать в следующих случаях:
- приобнаружении неисправности;
- при наличиипрепятствий, высота которых превышает величину дорожного просвета, или которыенельзя преодолеть подъемом рабочего органа;
- в случаеаварии.
39.Запрещается выполнять любые работы по техническому обслуживанию и ремонту приработающем двигателе, за исключением его регулировки.
40. Приремонте и техническом обслуживании необходимо пользоваться исправныминструментом и испытанными приспособлениями. Запрещается использовать случайный,неисправный и не по назначению инструмент.
41. При работеударным инструментом машинист обязан надевать защитные очки.
Требования притранспортировании укладчика асфальтобетона
42. Перегонятьукладчик асфальтобетона своим ходом разрешается на расстояние не более 1 км. Нарасстояние свыше 1 км асфальтоукладчик следует транспортировать на специальныхплатформах, трейлерах или прицепах-тяжеловозах.
43. Клетки(пандусы) для въезда укладчика асфальтобетона на платформу (трейлер) должныбыть устроены из шпал или брусьев, скрепленных между собой скобами и уложенныхвплотную к платформе или трейлеру на твердое основание. Устройство изсвеженасыпанного грунта запрещается.
44. Уголнаклона бревенчатого или шпального настила при движении асфальтоукладчика наплатформу или трейлер не должен быть более 15°.
45. Послеустановки на платформу или трейлер укладчик асфальтобетона необходимо надежнозакрепить (упорами, растяжками и т.п.).
46. Притранспортировании находиться на платформе, трейлере или укладчике асфальтобетоназапрещается.
47. Погрузкуразобранного укладчика асфальтобетона на платформу или трейлер следуетпроизводить при помощи крана.
Вес детали недолжен превышать грузоподъемности крана.
48. Движениеасфальтоукладчика через мост допускается в том случае, если техническоесостояние и грузоподъемность моста позволяют переезд.
49. Движениеукладчика асфальтобетона через железнодорожный переезд допускается только сразрешения начальника дистанции пути железной дороги. Заявка должна быть поданаза 24 часа до переезда.
50.Приближаясь к железнодорожному переезду, необходимо руководствоватьсяпредупреждающими знаками, а также указаниями дежурных на переездах и другихработников дистанции пути о порядке следования через переезды. Запрещаетсяпереезд через железнодорожные пути в неустановленных местах.
51.Запрещается переключать передачи и выключать сцепление на переезде черезжелезнодорожные пути и на уклонах.
52. Еслишлагбаум переезда закрыт или горят красные сигнальные огни (независимо отналичия и положения шлагбаума), необходимо остановить укладчик асфальтобетонане менее, чем за 5 м от шлагбаума (светофора), выезд на переезд запрещается.При открытом шлагбауме или негорящих красных огнях выезжать на переезд можно,убедившись, что нет приближающихся поездов (локомотивов, дрезин).
53. Если напереезде нет шлагбаумов и световой сигнализации, прежде чем выехать на него,следует убедиться, что к переезду не приближаются поезда (локомотивы, дрезины);при их приближении нужно остановиться за 10 м до ближайшего рельса.
54. Привынужденной остановке на переезде машинист асфальтоукладчика обязан:
- послать привозможности 2 человека вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (еслиодного, то в сторону худшей видимости), объяснив им, как подавать сигналостановки приближающимся поездам: днем круговым движением руки (предмета) передсобой, ночью - круговыми движениями зажженного фонаря или факела;
- оставатьсявозле асфальтоукладчика и принимать все меры к быстрейшему освобождениюпереезда, внимательно наблюдая, не приближаются ли поезда (локомотивы,дрезины);
- с моментаостановки подавать сигналы общей тревоги (один длинный и три коротких), а еслипоявится поезд - бежать ему навстречу рядом с путями, подавая сигнал остановки.
55. Во времядвижения укладчика асфальтобетона на подъеме и спуске нельзя переключатьпередачи. Движение на спуске осуществляется на первой передаче. Принеобходимости следует притормаживать рабочими органами.
Требования послеокончания работы
56. Послеокончания работы машинист должен поставить укладчик асфальтобетона в специальноотведенное место, не создавая препятствий движению транспорта, заглушитьдвигатель, выключить муфту сцепления, прекратить подачу топлива, затормозитьасфальтоукладчик, подложить под колеса (гусеницы) противооткатные упоры(башмаки), осмотреть асфальтоукладчик, убрать пусковые приспособления.
57. Механизмыасфальтоукладчика нужно смазать согласно инструкции, после чего сдать топливо исмазочные материалы на склад, а инструмент и обтирочный материал убрать вспециальные ящики.
58. О всехнеисправностях, обнаруженных при осмотре и выявленных в процессе работыасфальтоукладчика, машинист обязан сообщить механику или сменщику.
59. Принеобходимости остановки укладчика асфальтобетона на проезжей части днем егоследует оградить знаком аварийной остановки, а в темное время суток или приплохой видимости - красным мигающим фонарем, устанавливаемым на расстоянии 25 мпозади асфальтоукладчика.
|
РУЧКА СТАРТЕРА В РЕЗУЛЬТАТЕ "ОТДАЧИ" МОЖЕТ ТРАВМИРОВАТЬ МАШИНИСТА! (Пункт 24) |
ТАК НЕЛЬЗЯ! (Пункт 32) |
|
|
СОБЛЮДАЙ ДИСТАНЦИЮ! (Пункт 36) |