Справочник по ГОСТам и стандартам
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
   ГОСТы, стандарты, нормы, правила
 

ТОИ Р-218-03-93
Типовая инструкция по охране труда машиниста автомобильного крана

ТОИ Р-218-03-93. Типовая инструкция по охране труда машиниста автомобильного крана

 

Министерствотранспорта Российской Федерации

Федеральныйдорожный департамент

 

Центрорганизации труда и экономических методов управления

 

 

СОГЛАСОВАНА

Заместитель председателя ЦК

профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

Н.Д. Силкин

13 января 1993 года

 

УТВЕРЖДЕНА

Первый заместитель генерального директора Федерального дорожного департамента Минтранса РФ

О.В. Скворцов

11 марта 1993 года

 

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

 

по охране труда машиниста автомобильногокрана

 

ТОИ Р-218-03-93

 

 

Общие требования

 

1. Куправлению и обслуживанию автомобильного крана допускаются водители не моложе18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование для определения соответствияих физического состояния требованиям, предъявляемым к выполненной работе, обученныепо соответствующей программе и имеющие удостоверение на право управленияавтомобильным краном.

2. Вновьпоступающий на работу машинист автомобильного крана допускается к работе толькопосле прохождения им вводного инструктажа по безопасности труда, пожарнойбезопасности, производственной санитарии, экологическим требованиям, условиямработы, оказанию доврачебной помощи и первичного инструктажа на рабочем месте.

3. Приоднообразном характере работы (на том же рабочем месте, при выполнении тех жевидов работ с использованием того же оборудования, механизмов и т.д.) машинистполучает повторный инструктаж от руководителя не реже, чем один раз в тримесяца.

4. Принарушении машинистом требований действующих норм, правил по охране труда, атакже при изменении условий работы проводится внеплановый инструктаж.

5. Проведениевсех видов инструктажа и результаты проверки знаний машиниста регистрируются вжурналах и карточках по установленной форме. При выполнении работ в особоопасных условиях должен проводиться целевой инструктаж и выдаватьсянаряд-допуск.

6. Машиниставтомобильного крана должен знать:

- настоящуюинструкцию, а также инструкцию завода-изготовителя по монтажу и эксплуатацииавтомобильного крана;

-"Инструкцию по сигнализации" и "Правила дорожногодвижения";

- устройствоавтомобильного крана, устройство и назначение его механизмов и приборовбезопасности;

- факторы,влияющие на устойчивость автомобильного крана, и причины потери устойчивости;

- ассортименти назначение смазочных материалов, применяемых для смазки трущихся частейавтомобильного крана;

-установленный на предприятии порядок обмена сигналами со стропальщиками(приложение 1 к инструкции № 4);

- безопасныеспособы строповки и зацепки груза;

- пригодностьк работе канатов, съемных грузозахватных приспособлений (стропов, траверс,клещей, тары);

-установленный "Правилами устройства и безопасной эксплуатациигрузоподъемных кранов" порядок производства работ автомобильных крановвблизи линии электропередач;

- способыоказания первой доврачебной помощи.

7. Машиниставтомобильного крана контролирует работу своего помощника и стропальщика,отвечает за действия прикрепленного к нему для прохождения стажировки ученика иза нарушение требований безопасности по управлению и обслуживанию крана,изложенных в настоящей инструкции.

8. Машинистуавтомобильного крана запрещается выводить из действия приборы безопасности(отключать ограничители подъема, грузоподъемности и т.п.), а также производитьработу краном при их бездействии или неисправности.

9. Автомобильныекраны должны работать на хорошо спланированной твердой площадке. Принедостаточно надежных грунтах или при их избыточном увлажнении краны должныработать на настиле из пластин или шпал (на сланях). 

10.Запрещается работа автомобильного крана в охранной зоне воздушных линийэлектропередач без письменного согласия с организацией, эксплуатирующей линию.

11. Припроезде под линией электропередач, находящейся под напряжением, рабочие органымашины должны находиться в транспортном положении. По мере возможностипередвигать автокраны необходимо по дорогам вдоль линий электропередач, а вслучае необходимости передвижения автокрана вне дорог под линиейэлектропередачи, находящейся под напряжением, его следует передвигать в местенаименьшего провисания проводов (ближе к опорам).

 

Требования перед началоми во время работы

 

12. Передначалом работы машинист должен убедиться в исправности всех механизмов,металлоконструкций и других частей автомобильного крана, а также в надежностигрунта на месте предстоящей работы крана.

Для этогомашинист должен:

- опустить изакрепить все упоры, обеспечивающие устойчивое положения крана;

- осмотретьмеханизмы автокрана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть, тяговые ибуферные устройства;

- проверитьналичие и исправность ограждений механизмов;

- проверитьсмазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочныхприспособлений и сальников;

- осмотреть вдоступных местах металлоконструкцию и соединения секций стрелы и элементов ееподвески (канаты, растяжки, блоки, серьги и т.п.), а также металлоконструкцию исварные швы ходовой рамы (шасси) и поворотной части;

- осмотреть вдоступных местах состояния канатов и их креплений на барабане, стреле,грейфере, а также укладку канатов в ручьях блоков и барабанов;

- осмотретькрюк и его крепление в обойме, а также цепи и кольца его подвески;

- проверитьисправность дополнительных опор (выдвижных балок, домкратов), стабилизаторов;

- проверитьналичие и исправность приборов и устройств безопасности на автокране (указателягрузоподъемности в зависимости от вылета стрелы, указателя грузоподъемностисигнального прибора, ограничителя грузоподъемности и др.).

13. Осмотравтомобильного крана следует осуществлять только при неработающих механизмах.

14. Послеосмотра автомобильного крана перед его пуском в работу машинист, убедившись всоблюдении требуемых габаритов приближения, обязан опробовать все механизмы нахолостом ходу и проверить исправность действия: механизмов автокрана, приборови устройств безопасности, имеющихся на автокране, тормозов и гидросистемы наавтокране с гидроприводом.

15. Машинистне должен приступать к работе автомобильного крана при наличии следующихнеисправностей:

- трещины илидеформации в металлоконструкциях автокрана;

- трещины вэлементах подвески стрелы (серьгах, тягах);

- отсутствиешплинтов и ранее имевшихся зажимов в местах крепления канатов или ослабленноекрепление;

- числообрывов проволок стрелового или грузового каната, или поверхностный износ,превышающий установленную норму, оборванная прядь или местное повреждение;

- дефектмеханизма подъема груза или механизма подъема стрелы, угрожающей безопасностиработы;

- повреждениядеталей тормоза механизма подъема груза или стрелы;

- износ крюковв зеве, превышающий 10% высоты сечения;

- неисправноеустройство, замыкающее зев крюка; нарушено крепление крюка в обойме;

- неисправенили отсутствует ограничитель грузоподъемности или сигнальный прибор.

16. Передначалом работы машинист автомобильного крана обязан убедиться в достаточнойосвещенности рабочего места; при работе автомобильного крана зафиксироватьстабилизатор для снятия нагрузки с рессор.

17. Произведяприемку автомобильного крана, машинист должен сделать соответствующую запись орезультатах приемки в вахтенном журнале и после получения задания от лица,ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузовавтокранами, приступить к работе согласно полученному наряду.

18. Машинистперед началом работы должен проверить наличие удостоверения на правопроизводства работ у стропальщика, если стропальщик впервые приступает к работес автомобильным краном. Если для производства строповки грузов введены рабочие,не имеющие прав стропальщика, то машинист не должен приступать к работе.

19. Во времяработы механизмов передвижения, вращения или подъема входить на автомобильныйкран и сходить с него запрещается .

20. Прежде чемосуществить какое-либо движение автомобильным краном, машинист обязанубедиться, что в зоне работы автокрана нет посторонних лиц, податьпредупреждающий сигнал.

21.Автомобильный кран должен устанавливаться на все дополнительные опоры,предусмотренные характеристикой автокрана. Подкладывать под них неустойчивыеподкладки, которые могут разрушаться или с которых может соскользнуть опора приподъеме груза или повороте стрелы, запрещается.     Подкладки поддополнительные опоры автомобильного крана должны являться инвентарнойпринадлежностью автокрана и постоянно на нем находиться.

22. Установкаавтомобильных кранов на краю откоса или траншеи допускается только с разрешенияадминистрации при соблюдении расстояний от  бровки откоса траншеи до ближайшейопоры не менее предусмотренных правилами безопасности. При работе передвижногокрана вблизи откоса насыпи или выемки (котлована) необходимо следить, чтобыавтокран не оказался в опасной зоне призмы обрушения, особенно принеслежавшихся, слабых и водонасыщенных грунтах.

23. Приостановке автомобильного крана на рабочей площадке его необходимо затормозитьручным тормозом и принять меры против возможного сползания.

24. При работена косогоре максимально допустимую грузоподъемность автомобильного крананеобходимо уменьшить в зависимости от крутизны склона.

25. Приподъеме и перемещении груза машинист должен руководствоваться следующимиправилами:

- работатьавтокраном только по сигналу одного стропальщика. Если стропальщик дает сигнал,действуя вопреки инструкции, то машинист по такому сигналу не долженпроизводить требуемого маневра автокрана. За повреждения, причиненные действиемавтокрана вследствие выполнения неправильно поданного сигнала, несутответственность как машинист, так и стропальщик, подавший неправильный сигнал.Обмен сигналами между стропальщиком и машинистом должен производиться поустановленному в организации порядку;

- сигнал"Стоп" машинист обязан выполнять независимо от того, кто его подает;

- определятьпо указателю грузоподъемности грузоподъемность автокрана для каждого вылетастрелы. При работе автокрана на уклоне вылет стрелы определять фактическимпромером, при этом замеряется горизонтальное расстояние от оси автокрана доцентра свободно висящего крюка;

- передподъемом груза предупредить стропальщика и всех находящихся около автокрана лицо необходимости уйти из зоны поднимаемого груза и возможного опускания стрелы.Перемещение груза можно производить только при отсутствии людей в зоне работыавтокрана. При работе автокрана людям запрещается находиться рядом с егоплатформой;

-устанавливать крюк подъемного механизма так, чтобы при подъеме грузаисключалось косое натяжение грузового каната;

- при подъемегруза, по массе близкого к разрешенной грузоподъемности для данного вылетастрелы, необходимо предварительно поднять его на высоту не более 100 мм, чтобыубедиться в устойчивости автокрана и исправности действия тормозов, после чегопроизводить его подъем на нужную высоту;

- приопускании крюка ниже площадки, на которой установлен автокран, необходимопредварительно опустить порожний крюк и убедиться, что на барабане осталось неменее 1,5 витка каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.После этого можно опускать (поднимать) груз;

- перемещаемыев горизонтальном направлении грузы следует предварительно приподнять на 0,5 мвыше встречающихся на пути предметов;

- при подъеместрелы необходимо следить, чтобы она не поднималась выше положения,соответствующего наименьшему рабочему вылету;

- перемещениеавтокрана с грузом запрещается;

- при движенииавтокрана стрела автокрана должна быть установлена вдоль пути;

- при подъемеи опускании груза, находящегося вблизи стены, колонны, штабеля, автомашины,станка или другого оборудования, предварительно убедиться в отсутствиистропальщика и других людей между поднимаемым грузом и указанными частямиздания, сооружения, транспортными средствами или оборудованием, а также вневозможности задевания стрелой или поднимаемым грузом за стены, колонны и др.;

- внимательноследить за канатами, в случае спадания их с барабана или блоков, образованияпетель или обнаружения повреждений канатов немедленно приостановить работуавтокрана;

- при наличииу автокрана двух механизмов подъема одновременная их работа запрещается; крюкнеработающего механизма должен быть всегда поднят в наивысшее положение;

- при работеавтокрана с грейфером, предназначенным для сыпучих и кусковых материалов, неразрешается производить перевалку материала, наибольший размер которогопревышает 300 мм, а насыпная масса превышает величину, установленную дляданного грейфера; перевалку штучного груза можно производить только специальнымгрейфером.

26. При работестрелового самоходного автомобильного крана расстояние между поворотной частьюавтокрана при любом его положении и габаритами строений или штабелями грузовдолжно быть не менее 1 м.

27. Приподъеме и перемещении грузов машинисту запрещается:

- опускатьстрелу с грузом до вылета, при котором грузоподъемность автокрана будет меньшемассы поднимаемого груза;

- производитьрезкое торможение при повороте стрелы;

- подтаскиватьгруз по земле при помощи крюка;

- отрыватькрюком или грейфером примерзший груз, засыпанный землей, заложенный другимигрузами, укрепленный болтами или залитый бетоном;  работать при скорости ветра14 м/сек и более;

- освобождатьавтокраном защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления (стропы,клещи и т.п.);

- подниматьжелезобетонные изделия с поврежденными петлями, неправильно обвязанный груз,находящийся в неустойчивом положении, подвешенный на один рог двурогого крюка,а также таре, заполненной выше бортов;

- укладыватьгруз на электрические кабели и трубопроводы;

- подниматьгруз с находящимися на нем людьми, а также допускать к самостоятельномууправлению учеников и стажеров без своего наблюдения за ними; переносить грузнад кабиной;

- производитьпогрузку и разгрузку автомашин при нахождении водителей или других людей вкабине;

- подниматьбаллоны со сжатым или сжиженным газом, не уложенные в специальные контейнеры.

28. Машинистобязан опустить груз и прекратить работу автомобильного крана в следующихслучаях:

- приприближении грозы, сильном ветре, скорость которого превышает допустимую дляработы данного автокрана и указанную в его паспорте;

- принедостаточной освещенности места работы автокрана, сильном снегопаде, дожде илитумане, а также в других случаях, когда машинист плохо различает сигналыстропальщика или перемещаемый груз;

- притемпературе воздуха ниже допустимой минусовой, указанной в паспорте крана.

29. Если вовремя работы автомобильного крана произойдет авария или несчастный случай, томашинист обязан немедленно поставить в известность об этом лицо, ответственноеза безопасное ведение работ по перемещению грузов автокранами, а также лицо,ответственное за исправное состояние автокрана.

30. Привозникновении на автомобильном кране пожара машинист обязан немедленноприступить к его тушению, вызвав одновременно через одного из членовобслуживающей автокран бригады пожарную охрану.

 

Требования послеокончания работы

 

31. Поокончании работы автомобильного крана машинист обязан соблюдать следующиеправила:

- не оставлятьгруз в подвешенном состоянии;

- поставитьавтокран в предназначенное для стоянки место, затормозить его, подложить подколеса противооткатные работы;

- установитьстрелу и крюк в положение, определяемое инструкцией завода-изготовителя помонтажу и эксплуатации автокрана.

32. При работеавтомобильного крана в несколько смен машинист, сдающий смену, должен сообщитьсменщику о всех неполадках в работе автокрана и сдать его, сделав в вахтенномжурнале соответствующую запись.


   
Справочник ГОСТов, ТУ, стандартов, норм и правил. СНиП, СанПиН, сертификация, технические условия

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: