ТОИ Р-218-02-93
Типовая инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля
ТОИ Р-218-02-93. Типовая инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля
Министерствотранспорта Российской Федерации
Федеральныйдорожный департамент
Центрорганизации труда и экономических методов управления
СОГЛАСОВАНА Заместитель председателя ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Н.Д. Силкин 13 января 1993 года |
|
УТВЕРЖДЕНА Первый заместитель генерального директора Федерального дорожного департамента Минтранса РФ О.В. Скворцов 11 марта 1993 года |
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда водителя грузовогоавтомобиля
ТОИ Р-218-02-93
Общие требования
1. Куправлению и обслуживанию грузового автомобиля допускаются лица не моложе 18лет, признанные годными к данной работе медицинской комиссией, имеющиеспециальную подготовку и получившие в установленном порядке удостоверение направо управления автомобилем. Водитель должен пройти инструктажи побезопасности труда.
2. Приоформлении водителя на работу приказом по предприятию за ним закрепляютавтомобиль конкретной марки.
3. Послезачисления на работу водитель обязан принять транспортное средство по акту ивыполнять только ту работу, которая разрешена администрацией. Без разрешения иинструктажа производить работу, не входящую в обязанности водителя,запрещается.
4. Поступающийна работу водитель должен пройти вводный инструктаж по безопасности труда,производственной санитарии, оказанию доврачебной помощи, пожарной безопасности,экологическим требованиям, условиям работы, а также первичный инструктаж нарабочем месте, о чем должны быть сделаны записи в соответствующих журналах собязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
5. Водительдолжен иметь при себе:
-удостоверение (с талоном) на право управления автомобилем;
- талонтехнического паспорта и путевой (маршрутный) лист.
6. Во времяработы необходимо быть внимательным, не заниматься посторонними делами иразговорами и не отвлекать внимание других.
7. Натерритории стоянки автомобилей водитель должен соблюдать следующие правила:
- бытьвнимательным к сигналам водителей движущегося транспорта;
- ходить потротуарам, дорожкам и переходам, специально предназначенным для пешеходов,придерживаясь правой стороны;
- не заходитьбез разрешения за ограждения.
Запрещается:
- прикасатьсяк электрооборудованию, клеммам и электропроводам, арматуре общего освещения иоткрывать дверки электрошкафов;
- стоять илипереходить под поднятым грузом или вблизи него;
- работать приобслуживании и ремонте автомобиля неисправным инструментом или на неисправномоборудовании.
8. Инструменти приспособления использовать только по назначению.
9. В случаетравмирования или недомогания прекратить работу, известив об этом механика, иобратиться в медпункт.
10. Водительавтомобиля должен знать, что наиболее опасными факторами, которые могутдействовать на него в процессе работы, являются:
- вывешеннаямасса автомобиля или его частей;
- горячая водаи пар;
-легковоспламеняющиеся вещества;
- газы(пропан, бутан, метан, окись углерода и др.);
-этилированный бензин;
- инструмент,приспособления;
- монтаж(демонтаж) и накачка шин.
Требования перед началоми во время работы
11. Приподготовке грузового автомобиля к выезду водителю необходимо проверить:
- техническоесостояние автомобиля и прицепа, обращая особое внимание на исправность шин,аккумуляторной батареи, стартера, тормозной системы, рулевого управления,запоров бортов, сцепных устройств автопоезда, приборов освещения исигнализации, стеклоочистителей, на правильную установку зеркала заднего вида,чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей, а также наотсутствие подтекания топлива, масла, воды, а у газобаллонных автомобилей - нагерметичность газовой аппаратуры и магистралей;
- давлениевоздуха в шинах в соответствии с нормами;
- наличиеинструментов и инвентаря;
- заправкуавтомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита ваккумуляторной батареи.
Перед выездомиз гаража на линию водитель должен получить на контрольно-техническом пунктеписьменное подтверждение механика о технической неисправности автомобиля. Безэтого автомобиль не разрешается выпускать в рейс.
12. Пускнепрогретого двигателя следует производить только с помощью пусковой рукояткипри нейтральном положении рычага коробки передач. Брать рукоятку в обхват илиприменять какие-либо рычаги, действующие на нее, запрещается.
13. Водительобязан подавать звуковой сигнал в следующих случаях:
- при въезде ивыезде из ворот цеха, склада;
- при движениис места;
- при движениизадним ходом;
- в местахограниченной видимости;
- во всехслучаях возможной опасности наезда или столкновения.
14. Заправкуавтомобиля топливом производить при неработающем двигателе.
15. При работеавтомобиля на этилированном бензине водитель должен соблюдать следующиеправила:
- операции поприемке, заправке автомобиля и перекачке этилированного бензина производитьмеханизированным способом, находясь с наветренной стороны автомобиля;
- производитьзаправку автомобиля из ведер, переносить этилированный бензин в открытой таре,а также засасывать его через шланг ртом запрещается;
-сифонирование и продувку бензосистем производить насосом;
- припопадании этилированного бензина на руки обмыть их керосином, а затем теплойводой с мылом (применение бензина для мытья рук запрещается);
- в случаепопадания этилированного бензина в глаза немедленно обратиться за медицинскойпомощью.
16. Запрещается:
- начинатьдвижение автомобиля-самосвала при не опущенном кузове;
- выпускатьгаз из баллонов в закрытом помещении;
- осуществлятьпуск и заправку газогенераторных автомобилей в закрытых помещениях.
17. Убедитьсяв том, что газ не просачивается в кабину и закрытый кузов.
18. Водительдолжен проявлять особую осторожность при заливке горячей воды в системуохлаждения. Необходимо применять исправную тару под горячую воду, очищатьбампер от грязи, снега, наледи.
19. Пробкурадиатора на горячем двигателе следует открывать в рукавице или накрыв еетряпкой (ветошью). Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивноговыхода пара в сторону открывающего. Во время этой работы следует оберегать рукии лицо от ожогов.
20. Соединениеавтомобиля с прицепом необходимо осуществлять посредством жесткого дышла,закрепленного на раме автомобиля шкворнем с гайкой. Шкворень с дышлом соединятьтак, чтобы оно могло свободно поворачиваться; ось дышла прицепа пригоризонтальном его положении должна быть на одном уровне со шкворнем.
21. Водительдолжен следить за тем, чтобы:
- двухосныеприцепы имели борта одной конструкции с бортами кузова автомобиля, на прицепебыли задние габаритные огни;
- на тягачебыл щит, препятствующий перемещению длинномерных грузов (трубы, металл, бревнаи т.п.) на кабину;
- прицепы дляперевозки длинномерных грузов имели поворотный круг;
- пол кузоваодноосного прицепа был на одном уровне с полом кузова автомобиля;
- груз не могперемещаться по полу кузова во время движения автомобиля.
22. Водительобязан выполнять требования безопасности движения в соответствии с"Правилами дорожного движения" и указания инспектора дорожногодвижения.
23. Прежде чемначать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, водительдолжен убедиться в том, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц,подать предупредительный сигнал и лишь после этого трогаться с места.
24. Особуюосторожность следует соблюдать при движении с места задним ходом. При плохойобзорности или видимости необходимо воспользоваться помощью другого лица.
25. Выбиратьскорость движения с учетом дорожных условий, видимости и обзорности,интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов,особенностей и состояния автомобиля, перевозимого груза и проезжей части.
26. Оставлятьавтомобиль разрешается только после принятия мер, исключающих возможность егодвижения во время отсутствия водителя.
27. Приремонте автомобиля на линии соблюдать меры предосторожности:
- съехать наобочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановитьавтомобиль с помощью стояночной тормозной системы, выставить знак аварийнойостановки, включить первую передачу и аварийное освещение, положить под колесапротивооткатные упоры (башмаки);
- при работахна обочине под автомобилем запрещается находиться со стороны проезжей части.
Допускать кремонту автомобиля лиц, не имеющих на это право (грузчиков, сопровождающих,пассажиров и т.д.), запрещается.
28. Во времяпогрузочно-разгрузочных работ автомобиль следует поставить на тормоз с помощьюстояночной тормозной системы и включить первую передачу или заднего хода.
29. Припогрузочно-разгрузочных работах водитель должен следить за соблюдениемследующих правил:
- погружатьгрузы навалом не выше бортов кузова (основного или нарощенного);
- штучныегрузы, уложенные выше уровня бортов, увязывать прочными веревками илихлопчатобумажными канатами; стальными тросами, проволокой или веревками,имеющими оборванные пряди, увязывать штучные грузы запрещается;
- погрузкугрузов производить на высоту не более 4 м от поверхности дороги;
- ящики ибочки укладывать плотно, чтобы при резких торможениях и крутых поворотах они несдвигались с места;
- при погрузкепылящих грузов в открытые кузова следует покрывать их брезентом или рогожамидля предохранения от распыления; пылящие грузы разрешается перевозить только вуплотненных кузовах;
- погрузка,выгрузка и перевозка грузов, превышающих по своим размерам на 2 м длину кузоваавтомобиля (длинномерные грузы), должны осуществлять с соблюдением следующихправил:
- длинномерныегрузы перевозят на автомобилях с прицепами-роспусками и полуприцепами;
- платформыавтомобилей, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, не должны иметьбортов, но должны быть со съемными или откидными стойками, предохраняющими грузот падения; стойки должны обеспечить возможность увязки груза;
- приперевозке длинномерных грузов (трубы, балки и т.п.) длиной свыше 6 м, ихнеобходимо надежно крепить к прицепу;
- приодновременной перевозке длинномерных грузов различной длины, более короткиегрузы следует располагать сверху;
- грузитьдлинномерный груз по диагонали в кузове, оставляя выступающие за боковыегабариты автомобиля концы, а также загораживать грузом двери кабины водителязапрещается;
-пиломатериалы и бревна грузить выше стоек запрещается;
- при погрузкедлинномерных грузов (труб, рельсов, конструкций, бревен и т.п.) наприцепы-роспуски требуется оставлять зазор между щитом за кабиной автомобиля игрузом, чтобы прицеп мог свободно поворачиваться по отношению к защитному щитуна 90° в каждую сторону. Для того, чтобы во время торможения или движения подуклон груз не надвигался на кабину, его нужно располагать на автомобиле выше,чем на прицепе-роспуске, на величину деформации рессор от груза и надежнозакрепить.
30. Припогрузке, выгрузке и перевозке грузов, превышающих по своим размерам ширинукузова автомобиля, водитель должен соблюдать следующие правила:
- платформыавтомобилей, на которых перевозят такие грузы, не должны иметь бортов, аплощадь пола должна быть увеличена в обе стороны в соответствии с размеромгруза;
- на переднихкрыльях или бамперах должны быть установлены указатели габаритов; еслиперевозка осуществляется на специальных прицепных тележках, то на них такжеустанавливают указатели габаритов.
31. Придоставке асфальтобетонных, цементобетонных щебеночных смесей водитель долженсоблюдать следующие правила:
- ставить свойавтомобиль не ближе 1 м от впереди стоящего автомобиля и не менее 1,5 м отстоящего сбоку автомобиля под погрузку и разгрузку. При постановке автомобилядля погрузки и разгрузки водитель должен соблюдать интервал не менее 0,5 ммежду зданием и автомобилем и не менее 1 м между штабелем груза и автомобилем;
- загрузкаполуприцепа должна вестись с его передней части, а разгрузка - с задней;
- следить,чтобы в момент подхода самосвала все рабочие находились на обочине,противоположной той, по которой происходит движение, и не подходили ксамосвалу;
- следить,чтобы в момент разгрузки самосвала у бункера укладчика, под поднятым грузом илиподнятым кузовом, не находились люди;
- поднятыйкузов автомобиля следует очищать от налипших кусков асфальтобетонной,цементобетонной, щебеночной и других смесей совковой лопатой или скребком сдлинной рукояткой (2 м); нельзя ударять по днищу кузова снизу.
32. Привыгрузке смесей из автомобиля-самосвала в приемный бункер укладчика следуетотойти от его боковых стенок на расстояние не менее 1 м.
Для исключенияналипания смесей к стенкам кузова автомобиля-самосвала необходимо еговнутреннюю поверхность смочить перед загрузкой соляровым маслом.
33. Подъездавтомобилей-самосвалов под разгрузку и отъезд после выгрузки разрешается толькопо сигналу машиниста укладчика, мастера или специально выделенного сигнальщикас подачей звукового сигнала.
34.Автомобили, предназначенные для перевозки горючих и взрывоопасных грузов,должны быть дополнительно оборудованы:
- выпускнойтрубой глушителя, выведенной под переднюю часть автомобиля, с наклономвыпускного отверстия вниз;
- двумяогнетушителями; лопатой и необходимым запасом песка для тушения пожара;
- кошмой илиасбестовым одеялом;
- двумяфонарями оранжевого цвета с независимым от электрооборудования автомобиляисточником питания;
- двумяпротивооткатными упорами под колеса;
-выключателями для отключения аккумуляторных батарей, приводимыми в действие какиз кабины водителя, так и снаружи транспортного средства;
- кожухами,защищающими топливные баки от случайного попадания на них перевозимоговещества;
- емкостью сводой не менее 20 л и средствами обезвреживания рук и одежды в случаезагрязнения их перевозимыми веществами;
- средствамииндивидуальной защиты для водителя и сопровождающих лиц;
- специальнымиприспособлениями (цепочкой), обеспечивающими надежное заземление автомобиля илиприцепа (полуприцепа) во время движения от статистического электричества.
35. Кузовбортового автомобиля для перевозки горючих и взрывоопасных грузов должен бытьвнутри обшит металлом или другим несгораемым материалом, а закрытые типа"фургон" должны быть обеспечены естественной приточно-вытяжнойвентиляцией.
36.Запрещается подавать автомобиль на погрузочно-разгрузочные эстакады, неограниченные колесоотбойным брусом. В случае отсутствия надежно укрепленногоотбойного бруса запрещается спускать груз из автомобилей-самосвалов в котлован,траншею, рытвину и подъезжать к краю ближе, чем на 1 м от заднего колеса.
37. При работена газобаллонных автомобилях курение и зажигание огня около автомобиля, вкузове, и особенно при проверке и осмотре газовой аппаратуры запрещается.
38. Водителюзапрещается:
- управлятьавтомобилем в состоянии алкогольного опьянения или под воздействиемнаркотических средств;
- выезжать врейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая можетповлиять на безопасность движения;
- при стоянкеавтомобиля спать и отдыхать в кабине при работающем двигателе или заводитьдвигатель для обогрева кабины;
- передаватьуправление автомобилем посторонним лицам;
- допускатьпроезд в кузове автомобиля лиц, не имеющих отношения к выполняемой работе, атакже проезд в кабине людей свыше установленной нормы для данного типаавтомобиля;
- производитьтехническое обслуживание и ремонт автомобиля во время погрузки и выгрузки;
- перевозитьпассажиров на автомобиле, не оборудованном для перевозки людей;
- выполнятьбуксировку автомобиля с целью пуска двигателя;
- подогреватьдвигатель открытым пламенем или пользоваться открытым огнем при определении иустранении неисправностей механизмов;
- протиратьдвигатель ветошью, смоченной бензином, и курить в непосредственной близости отсистемы питания двигателя и топливных баков.
39. Придорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
- безпромедления остановиться и не трогать с места транспортное средство, а такжедругие предметы, имеющие отношение к происшествию;
- поставить визвестность ГАИ;
- в случаенеобходимости вызвать "Скорую помощь", а если это невозможно,отправить пострадавших на попутном или отвезти на своем транспорте в ближайшеелечебное учреждение и сообщить там свою фамилию, номерной знак транспортногосредства (с предъявлением водительского удостоверения или другого документа,удостоверяющего личность, и регистрационного документа на транспортноесредство), после чего возвратиться к месту происшествия;
- сообщить ослучившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев происшествия иожидать прибытия работников милиции или следственных органов;
- еслиневозможно движение других транспортных средств, освободить проезжую часть,предварительно зафиксировав положение транспортного средства и относящихся кдорожно-транспортному происшествию предметов и следов.
Требования послеокончания работы
40. Послевозвращения с линии водитель совместно с механиком должен проверить автомобиль.В случае необходимости водитель должен оставить заявку на текущий ремонт сперечнем неисправностей, подлежащих устранению.
41. Прибезгаражном хранении автомобиля в зимнее время слить воду из радиатора идвигателя, затянуть рычаг стояночной тормозной системы.
42. Оставлятьавтомобиль, поднятый домкратом, запрещается.
43. Мыть рукив масле, бензине, керосине и вытирать их ветошью, загрязненной опилками истружками, запрещается.
БУДЬ ОСТОРОЖЕН, ПАР! (п.п. 18, 19) |
|
|
|
ДЕЛАЙТОЛЬКО ТАК!
(п.12)