Справочник по ГОСТам и стандартам
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
   ГОСТы, стандарты, нормы, правила
 

РДС 35-201-99
Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (взамен РДС 35-201-98)

РДС 35-201-99. Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (взамен РДС 35-201-98)

 

РДС 35-201-99

 

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ВСТРОИТЕЛЬСТВЕ

 

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ СИСТЕМЫ

 

ПОРЯДОК

реализации требований доступности дляинвалидов к объектам

социальной инфраструктуры

 

PROCEDURE

of Realization the Requirements forAccess by the Disabled Persons

to Social Infrastructural Objects

 

Дата введения 1999-12-22

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

1 РАЗРАБОТАН Институтомобщественных зданий (A.M.Гарнец) и Архитектурным проектно-исследовательскимобъединением "АПИО-Центр" (Л.А.Смывина)

 

ВНЕСЕН Управлениемархитектуры Госстроя России и Департаментом по вопросам реабилитации исоциальной интеграции инвалидов Минтруда России

 

СОГЛАСОВАН с Центральнымправлением Всероссийского общества инвалидов, Центральным правлениемВсероссийского общества слепых и Центральным правлением Всероссийского обществаглухих

 

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН ВДЕЙСТВИЕ совместным постановлением Госстроя России и Минтруда России от 22декабря 1999 г. № 74/51

 

ВЗАМЕН РДС 35-201-98

 

Не нуждается вгосударственной регистрации (письмо Минюста России от 28.02.2000 № 1352а-ЭР)

 

ПОДГОТОВЛЕН КПЕРЕИЗДАНИЮ редакционной коллегией Госстроя России (С.А.Топкишев, Н.Н.Якимова),Минтруда России (А.И.Осадчих, А.Е.Лысенко, Ю.В.Колосов) и ЦП ВОИ(А.В.Ломакин-Румянцев)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящий Порядокразработан в целях выполнения требований Федерального закона "О социальнойзащите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ(Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4563) иГрадостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 1998, № 19, ст. 2069).

Данный документопределяет порядок реализации требований доступности для инвалидов и другихгрупп населения с ограниченными возможностями (к которым могут быть отнесенылюди преклонного возраста, с временными или длительными нарушениями здоровья ифункций движения, беременные женщины и люди с детскими колясками и т.п.) кобъектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственнымзданиям и сооружениям, включая сооружения общественного пассажирскоготранспорта, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения) приразработке, согласовании и утверждении проектной документации на ихстроительство и реконструкцию, а также регламентирует основы взаимодействияучастников инвестиционного процесса в области проектирования, строительства иреконструкции объектов социальной инфраструктуры.

Такое взаимодействиеосновано на участии территориальных органов социальной защиты населения и учетемнения общественных объединений инвалидов на всех этапах инвестиционногопроцесса в области строительства, включая формирование и утверждение заданий напроектирование застройки, архитектурно-планировочных заданий (далее - АПЗ),заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры, техническоесопровождение в процессе проектирования и строительства, а также контроль инадзор за исполнением требований нормативных документов в области строительствапри приемке вводимых в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры.

  

I ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1. Порядокрегламентирует условия и уровни взаимодействия участников инвестиционногопроцесса в области строительства при подготовке исходно-разрешительнойдокументации, разработке, согласовании, утверждении и реализации проектнойдокументации для строительства, расширения, реконструкции или техническогоперевооружения (далее - строительства) объектов социальной инфраструктуры натерритории Российской Федерации с учетом потребностей инвалидов.

2. Настоящий документопределяет задачи всех участников инвестиционного процесса в областистроительства по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектамсоциальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользованияинвалидами объектами воздушного, железнодорожного, автомобильного, водноготранспорта, средствами связи и информации.

 

II ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

3. При проектировании,строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры (отдельныхзданий и сооружений, а также комплексов жилищно-гражданского ипроизводственного назначения) заказчикам, инвесторам, научно-исследовательским,проектным и строительным организациям независимо от их ведомственнойпринадлежности и форм собственности, а также территориальным органамархитектуры и градостроительства, органам социальной защиты населения, органамгосударственной вневедомственной экспертизы и Государственногоархитектурно-строительного надзора Российской Федерации (ГосархстройнадзораРоссии) необходимо руководствоваться законодательными, нормативными правовыми инормативно-методическими документами федеральных органов исполнительной властиРоссийской Федерации, определяющими требования к созданию средыжизнедеятельности, доступной для инвалидов, а также настоящим Порядком исоответствующими нормативными и правовыми актами субъектов РоссийскойФедерации.

При проектированиизастройки городов и других поселений, зданий и сооружений с учетом требованийдоступности для инвалидов следует в первую очередь руководствоватьсяведомственными строительными нормами (ВСН 62-91*) "Проектирование средыжизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных группнаселения", а также рекомендациями, разработанными в развитие этогодокумента, и соответствующими пособиями, инструкциями, методическими указаниямии другими документами, утвержденными в установленном порядке.

4. В случаях когда приреконструкции застройки, строительстве и реконструкции зданий и сооружений, атакже исторических и культурных памятников не могут быть выполнены в полномобъеме требования действующих нормативных документов в части доступности объектовсоциальной инфраструктуры для инвалидов, по согласованию с местным органомсоциальной защиты населения и с учетом мнения заинтересованных общественныхобъединений инвалидов должны быть приняты решения (в необходимой для конкретнойситуации степени), обеспечивающие условия жизнедеятельности инвалидов.

В наиболее сложныхситуациях в необходимых случаях органы социальной защиты населения совместно сорганами архитектуры и градостроительства создают временную или постояннодействующую экспертную комиссию с участием квалифицированных специалистов,представителей заинтересованных организаций и общественных объединенийинвалидов для выработки рекомендаций по созданию условий доступности объектадля инвалидов.

Рекомендации экспертнойкомиссии представляются в органы исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации или местного самоуправления для принятия соответствующих решений иучета при выполнении проектных и строительных работ, а при необходимости -информирования об этих решениях общественности.

5. Оформление и выдачаисходно-разрешительной документации, в том числе заданий на проектированиезастройки, АПЗ и заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры,не допускаются без согласования с местным органом социальной защиты населения вслучаях когда требования действующих нормативных актов в части доступности дляинвалидов объектов социальной инфраструктуры не могут быть выполнены в полномобъеме по тем или иным причинам.

6. Последовательностьработ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и непредполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяетсяв целевых программах формирования доступной для инвалидов средыжизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение постановленияПравительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1449 (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 1996, № 51, ст. 5806) местными органамисоциальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры иградостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения,культуры, народного образования и др.) на основе реально сложившихся социальныхи градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединенийинвалидов.

7. Расположение вструктуре города специализированных учреждений, предназначенных длямедицинского обслуживания и реабилитации инвалидов, и вместимость этихучреждений следует определять по реальной и прогнозируемой в них потребности вконкретном городе, районе, микрорайоне. Такой принцип позволит более гибко решатьзадачу обеспечения нуждающихся специализированными учреждениями. Принятиеоптимального решения задач расположения и вместимости таких объектовобеспечивается путем взаимодействия местных органов архитектуры иградостроительства с органами социальной защиты населения при участииобщественных объединений инвалидов.

8. Требования пообеспечению условий жизнедеятельности инвалидов при разработкеградостроительной документации на всех стадиях и видах проектирования, кромепроектов планировки и проектов застройки (далее - планировочная документация),устанавливаются в соответствующих нормативных документах в областистроительства.

 

Ill ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ

 

9. Разработка проектовпланировки, проектов застройки и проектной документации на строительство иреконструкцию объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностейинвалидов осуществляется на основе исходно-разрешительной документации,позволяющей заказчику (инвестору, застройщику) заключить договор напроектирование градостроительного или архитектурно-строительного объекта.

10. При подготовке иутверждении задания на проектирование застройки или АПЗ на проектирование истроительство объектов социальной инфраструктуры местными органами социальнойзащиты населения и органами архитектуры и градостроительства в числе исходныхпоказателей устанавливаются основные обязательные (функциональные) требования,выполнение которых средствами архитектуры и градостроительства обеспечиваетсоздание условий доступности строящихся зданий и сооружений для инвалидов.

11. Задание напроектирование застройки или АПЗ на проектирование и строительство объектасоциальной инфраструктуры утверждается в установленном порядке при условиипредварительного его согласования с территориальным органом социальной защитынаселения и передается заказчиком вместе с заданием на проектирование подряднойпроектной организации.

12. Задание напроектирование объекта строительства составляется заказчиком (инвестором,застройщиком) и включает в свой состав мероприятия по созданию доступной дляинвалидов среды жизнедеятельности в соответствии с требованиями, указанными вАПЗ. В задании должны быть конкретизированы (по сравнению с АПЗ) требования пообеспечению жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

13. Задание напроектирование объекта строительства при наличии в АПЗ требований подоступности его для инвалидов представляется заказчиком (инвестором,застройщиком) на согласование в органы государственной вневедомственнойэкспертизы и последующее утверждение в установленном порядке.

14. За предоставлениенедостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности илинепредоставление такой информации, используемой в качестве исходных данных дляпроектирования объекта строительства, в соответствии со статьей 66Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 1998, № 19, ст. 2069) установлена ответственностьзаказчика (инвестора, застройщика) и других заинтересованных организаций занарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве.

Проектные ипроектно-строительные организации, юридические и физические лица, принимающиеучастие в разработке проектно-сметной документации на строительство, несутответственность в порядке, установленном действующим законодательством, за еекачество, соответствие утвержденному заданию на проектирование и соблюдениеобязательных требований действующих нормативных документов в областистроительства в части проектирования среды жизнедеятельности с учетомпотребностей инвалидов.

15. Проектнаядокументация на строительство объектов социальной инфраструктуры с учетомпотребностей инвалидов должна разрабатываться в строгом соответствии стребованиями государственных стандартов, действующих строительных норм и правили технических условий, должна согласовываться и утверждаться в установленномпорядке.

16. В составе основныхвидов и стадий разработки утверждаемой части проектной документации настроительство объектов социальной инфраструктуры выполняется специальный разделпроекта с пояснительной запиской "Основные решения по обеспечению условийжизнедеятельности инвалидов", необходимыми обоснованиями принятых решенийи графическими материалами.

17. Планировочная ипроектная документация на строительство объектов социальной инфраструктуры,независимо от источника финансирования, при наличии в АПЗ требований подоступности инвалидов к этим объектам должна представляться в органыгосударственной вневедомственной экспертизы.

18. Планировочная ипроектная документация на объекты строительства, не соответствующая требованиямп.16 настоящего Порядка, не принимается к рассмотрению органами государственнойвневедомственной экспертизы.

19. Контроль засоблюдением требований доступности для инвалидов зданий и сооружений в процессеих строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию обеспечиваетсятерриториальными органами Госархстройнадзора России при участии представителейтерриториальных органов социальной защиты населения, которые включаются всостав приемочных комиссий, и представителей общественных объединенийинвалидов.

 

IV СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ

 

20. Состав и содержаниепланировочной и проектной документации на строительство объектов социальнойинфраструктуры, включая специальный раздел с мероприятиями по учетупотребностей инвалидов, должны отвечать требованиям Инструкции о составе,порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации иИнструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектнойдокументации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95).

21. Задание напроектирование застройки, АПЗ и задание на проектирование объектов социальнойинфраструктуры в числе основных требований к объекту строительства должнысодержать основные обязательные требования по учету потребностей инвалидов.

22. Основные решения пообеспечению условий жизнедеятельности инвалидов должны разрабатываться наоснове функциональных требований к объектам социальной инфраструктуры,специальному оборудованию, приспособлениям и устройствам, облегчающим инвалидампользование зданиями и сооружениями.

23. В планировочной ипроектной документации на строительство объектов социальной инфраструктуры сучетом потребностей инвалидов должны использоваться, как правило, решения,принятые на предыдущих стадиях разработки, включая соответствующие частиутвержденной в установленном порядке градостроительной и проектной документациина строительство.

24. В составеспециального раздела проектной документации на строительство зданий исооружений производственного назначения с учетом потребностей инвалидов должнысодержаться материалы по генеральному плану и транспорту иархитектурно-строительным решениям объекта строительства с мероприятиями пообеспечению для инвалидов условий доступности к зданиям и сооружениям, а впояснительной записке - соответствующие обоснования.

В материалах погенеральному плану и транспорту объекта строительства приводятся мероприятия,соответствующие решения и показатели по обеспечению инвалидам условийдоступности к объектам социальной инфраструктуры, средствам общественногопассажирского транспорта, связи и информатики.

Вархитектурно-строительных решениях должны содержаться: краткое описание иобоснование архитектурного замысла, принципиальные решения по обеспечению дляинвалидов условий доступности зданий, сооружений, рекреационных зон иинформации.

25. В составеспециального раздела проектной документации на строительство зданий исооружений жилищно-гражданского назначения с учетом потребностей инвалидовразрабатываются материалы, указанные в СНиП 11-01-95, с дополнениями,отражающими специфику создания доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

На схеме генеральногоплана или непосредственно на генеральном плане показываются объекты социальнойинфраструктуры, к которым должна быть обеспечена доступность для инвалидов:гаражи и места парковки специальных автотранспортных средств инвалидов,площадки для отдыха, занятий спортом, малые архитектурные формы, иные элементы внешнегоблагоустройства и др.

26. В соответствии сзаданием на проектирование и с учетом предложений органов социальной защитынаселения в проектной документации на строительство дополнительно могут бытьприведены рекомендации по цветовому решению фасадов жилых и общественныхзданий, устройству рекламы и иной визуальной информации с учетом особенностейвосприятия ее инвалидами.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ,НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РУКОВОДСТВАПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВСОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ ИНВАЛИДОВ

 

1. Федеральный закон"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" № 181-ФЗ от 24ноября 1995 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст.4563)

2. Градостроительныйкодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации,1998, № 19, ст. 2069)

3. Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1156 "О мерах по формированиюдоступной для инвалидов среды жизнедеятельности" (Собрание актовПрезидента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 14, ст. 1097)

4. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1449 "О мерах пообеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектамсоциальной инфраструктуры" (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 1996, № 51, ст. 5806)

5. ПостановлениеМинистерства строительства Российской Федерации и Министерства социальнойзащиты населения Российской Федерации от 11 ноября 1994 г. № 18-27/1-4403-15"О дополнительных мерах по обеспечению жизнедеятельности престарелых иинвалидов при проектировании, строительстве и реконструкции зданий исооружений"

6. СНиП 2.07.01-89*"Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельскихпоселений". Вводная часть

7. СНиП 2.08.01-89*"Жилые здания". Вводная часть, абзац первый, пп.1.9; 1.12; 1.17;1.23; 1.28; 1.38*; 1.50*; 1.52*; 2.2; 2.6 и 2.7

8. СНиП 2.08.02-89*"Общественные здания и сооружения". Раздел 4

9. СНиП 2.09.02-85*"Производственные здания". Раздел 1, пп.1.4; 2.20; 2.33; 2.34; 2.35;2.40; 2.58

10. СНиП 2.09.04-87*"Административные и бытовые здания". Пункты 1.1; 1.9; 1.18; 2.1; 2.3;2.5; 2.14-2.19; 2.25; 2.30; 2.31; 2.52; 3.2; 3.6

11. СНиП II-89-80*"Генеральные планы промышленных предприятий". Пункты 3.12; 3.16;3.82; 3.85

12. Инструкция осоставе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительнойдокументации

13. СНиП 11-01-95"Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составепроектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений"

14. СНиП 2.10.02-84"Здания и помещения для хранения и переработки сельскохозяйственнойпродукции" (изменение № 1)

15. СНиП 2.10.03-84"Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания ипомещения" (изменение № 1)

16. СНиП 2.10.04-85"Теплицы и парники" (изменение № 1)

17. СНиП 2.10.05-85"Предприятия, здания и сооружения по хранению и переработке зерна"(изменение № 1)

18. СНиП 2.11.02-87"Холодильники" (изменение № 1)

19. СНиП 3.05.01-85"Внутренние санитарно-технические системы" (изменение № 1)

20. ВСН 62-91*"Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов ималомобильных групп населения". Изменение № 1 (приказ ПредседателяГоскомархитектуры от 29 ноября 1991 г. № 166) и изменение № 2 (постановлениеМинстроя России от 26 июля 1994 г. № 18-3)

21. СН 512-78"Инструкция по проектированию зданий и помещений дляэлектронно-вычислительных машин" (изменение № 2).

22. РДС 11-201-95"Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектовстроительства"

23. СП 31-102-99"Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов идругих маломобильных посетителей".

24. Рекомендации попроектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностейинвалидов и других маломобильных групп населения:

Выпуск 1 "Общиеположения"

Выпуск 2"Градостроительные требования"

Выпуск 3 "Жилыездания и комплексы"

Выпуск 7. Часть 1"Проектирование новых и адаптация существующих зданий для воспитания,обучения и реабилитации детей-инвалидов"

Выпуск 10"Общественные здания и сооружения. Учреждения лечебно-профилактические:поликлиники, амбулатории, аптеки"

Выпуск 12"Общественные здания и сооружения. Спортивные сооружения"

Выпуск 13 "Общественныездания и сооружения. Физкультурно-оздоровительные сооружения"

Выпуск 14"Общественные здания и сооружения. Кинотеатры, клубы, библиотеки,музеи"

Выпуск 19"Общественные здания и сооружения. Здания и сооружения транспортногоназначения"

Выпуск 20"Промышленные предприятия, здания и сооружения для труда инвалидовразличных категорий"

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ЦЕЛЕВЫХПРОГРАММ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1 В зависимости отместных особенностей и социально-экономических условий при разработке целевыхпрограмм по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности могутиспользоваться различные методики, а также вноситься в предлагаемые состав исодержание целевых программ необходимые изменения, не противоречащие при этомосновным направлениям, целям и задачам, определенным Указом ПрезидентаРоссийской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1156 "О мерах по формированиюдоступной для инвалидов среды жизнедеятельности" и статьями 14 и 15 Федеральногозакона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

1.2 Целевая программа поформированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности разрабатываетсядля каждого субъекта Российской Федерации, каждой его территориальной единицы,каждого города, городского района (префектуры), поселка городского типа и иныхпоселений.

1.3 Целевая программагорода, городского района, поселка городского типа и иных поселений должнасодержать мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов всех объектовсоциальной инфраструктуры (зданий и сооружений жилищно-гражданского ипроизводственного назначения, включая предприятия и системы транспортного иинформационного обслуживания) в пределах территории, подведомственной местныморганам власти и управления.

1.4 Целевая программасубъекта Российской Федерации по формированию доступной для инвалидов средыжизнедеятельности, в отличие от программ, указанных в предыдущем абзаце, должнасодержать мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов государственныхучреждений субъекта Российской Федерации, а также пассажирского обслуживанияинвалидов междугородным транспортом и другие мероприятия, входящие вкомпетенцию субъекта Российской Федерации.

1.5 Мероприятия попроектированию, строительству и реконструкции объектов социальнойинфраструктуры финансируются за счет средств соответствующих бюджетов (субъектаРоссийской Федерации, города, городского района, поселка городского типа илииного поселения), а также внебюджетных источников и средств юридических и физическихлиц, владеющих на правах аренды или собственности объектами социальнойинфраструктуры.

 

2 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

 

2.1 Цели и важнейшиенаправления государственной политики в обеспечении инвалидам равных со всемигражданами возможностей в пользовании жилыми и общественными зданиями,трудоустройстве, получении образования и услуг социально-бытовых и культурныхучреждений посредством создания условий доступности ко всем сферам общественнойжизни определены Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. №1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов средыжизнедеятельности" и закреплены в статьях 14 и 15 Федерального закона"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Установленные в этихактах требования к проведению конкретных мероприятий по приспособлению среды кпотребностям инвалидов относятся к проектированию и строительству новых зданийи сооружений, а также к тем из них, в которых в силу различных обстоятельствпроводятся или будут проводиться работы по реконструкции, капитальному ремонтулибо переоборудованию.

2.2 Целевая программадолжна основываться на генеральном и перспективном планах развития города иотдельных его районов, поселка городского типа или сельского поселения,учитывать предполагаемые и возможные варианты развития социальнойинфраструктуры путем застройки новых территорий и реконструкции сложившихсяжилых и промышленных районов, строительства новых и реконструкции действующихзданий и сооружений.

2.3 Конечная цельпрограммы состоит в создании средствами архитектуры и градостроительстваусловий, обеспечивающих инвалидам равные со всеми гражданами возможности впользовании объектами социальной инфраструктуры, получении полноценногообразования, реализации своего творческого и профессионального потенциала,всестороннего развития личности и активного участия в общественной жизни.

2.4 При разработке иреализации целевых программ формирования доступной для инвалидов средыжизнедеятельности на текущий и ближайший (2-3 года) периоды следует особоевнимание уделять совмещению мероприятий, направленных на создание для инвалидовусловий доступности объектов социальной инфраструктуры с проведением плановых ипланово-предупредительных ремонтных работ по благоустройству территорий,пешеходных и транспортных коммуникаций, переоборудованию зданий, сооружений иих помещений общественного назначения вне зависимости от форм собственности.

2.5 Территориальныморганам социальной защиты населения рекомендуется совместно с органамиархитектуры и градостроительства, а также другими заинтересованнымиорганизациями, уполномоченными на то органами исполнительной власти иуправления и с учетом мнения общественных объединений инвалидов и имеющихся уних статистических и аналитических материалов, а при необходимости и взависимости от изменений социально-экономической ситуации корректироватьперспективные целевые программы формирования доступной для инвалидов средыжизнедеятельности, своевременно представлять предложения по корректировке этихпрограмм местным органам исполнительной и законодательной власти, а такжерегулярно контролировать исполнение мероприятий, предусмотренных целевымипрограммами, при проектировании, строительстве и реконструкции объектовсоциальной инфраструктуры.

2.6 Принципиальныеподходы к решению проблем реабилитации городской среды с учетом потребностейинвалидов и других маломобильных групп населения основаны на том, что тепараметры и требования, которые обеспечивают инвалидам условия доступности, нетолько создают возможность для удовлетворения потребностей представителей группнаселения с ограниченными возможностями, но и способствуют реальному повышениюобщего уровня комфортности среды жизнедеятельности для всех групп населения.

2.7 Важнейшимикритериями доступности для инвалида среды в целом и отдельных ее элементов, вчастности, являются, с одной стороны, уровень ограничений жизнедеятельности,выражающийся степенью способности инвалида к самообслуживанию, самостоятельномулибо с помощью других лиц передвижению, общению, контролю своего поведения,обучению и трудовой деятельности, с другой стороны - способность средыадаптироваться к возможностям и потребностям жизнедеятельности инвалида.

При разработке целевойпрограммы каждое учреждение социальной защиты населения должно иметьнеобходимый для работы комплект соответствующих нормативных документов иметодических материалов, разработанных Государственным комитетом РоссийскойФедерации по жилищной и строительной политике (Госстроем России) иМинистерством труда и социального развития Российской Федерации (МинтрудаРоссии), обязательных для руководства и рекомендованных к применению ииспользованию в повседневной деятельности при работе по формированию доступнойдля инвалидов среды жизнедеятельности.

 

3 ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

 

3.1 Целевая программастроится по принципу поэтапного переоборудования (преобразования) всей средыжизнедеятельности с учетом максимального использования реальных возможностейкаждого из этапов. При этом возможно и желательно выделение в программе самостоятельныхразделов и подразделов, содержащих мероприятия по строительству и реконструкциисоответственно.

3.2 Для рациональнойорганизации работ рекомендуется формировать целевую программу по тематическимразделам, а при необходимости и по подразделам, группируя в них соответствующиепо направлениям деятельности мероприятия, последовательность реализации которыхдолжна определяться по этапам с указанием конкретных сроков выполнения каждогоиз мероприятий и конкретных должностных лиц, ответственных за их реализацию.

 

3.3 Разделы мероприятий программы:

 

1. Строительство новыхобъектов в условиях реконструкции и развития городской инфраструктуры

2. Реконструктивныемероприятия. Пешеходные пути

3. Жилище

4. Здания и сооруженияобщественного назначения

5. Здания учрежденийорганов власти и управления

6. Специализированныеучреждения для инвалидов

7. Организация рабочихмест для инвалидов

8. Системывнутригородского транспортного пассажирского обслуживания инвалидов

9. Координация иконтроль за ходом выполнения программных мероприятий

3.4 Каждый этаппрограммы должен соответствовать определенному направлению и периодудеятельности (кварталу, полугодию, году и т.п.) в зависимости от полнотыимеющейся информации, наличия соответствующих материально-технических ифинансовых ресурсов, проводимых на подведомственной территории сопутствующихмероприятий, например, в области совершенствования медицинского обслуживаниянаселения, общего, среднего, специального и высшего образования, развитиясистемы учреждений социальной защиты населения и т.п.

3.5 Мероприятияпрограммы рекомендуется определять и формировать исходя из учета планируемых наближайшие периоды работ по проектированию и строительству новых зданий исооружений, ремонту или реконструкции действующих объектов, обновлению, ремонтуили укладке нового полотна проезжей части улиц и тротуаров, а также другихремонтно-восстановительных работ, большая часть которых может быть совмещена смероприятиями по обеспечению условий доступности для инвалидов, что позволитсущественно сократить расходы материально-технических и финансовых ресурсов приреализации программных мероприятий.

3.6 Особого внимания исоответственно возможного выделения в самостоятельный подраздел программытребует решение проблем реконструкции и ремонта памятников архитектуры инародного зодчества, культовых зданий, к которым также должна быть обеспеченадоступность инвалидов. При этом нужно отдавать себе отчет в том, что подобныеработы могут производиться в пределах, позволяющих в наибольшей степенисохранить первозданный облик либо архитектурно-художественные достоинстваобъекта.

3.7 Рекомендуетсяоформлять мероприятия целевой программы в табличной форме, в которойуказываются собственно мероприятие и его содержание с указанием возможногосовмещения работ с работами по планируемому строительству, реконструкции илиремонту того или иного объекта. Рекомендуется указать организацию,ответственную за выполнение мероприятия, планируемые сроки завершения работ илиэтапов работ, предполагаемую стоимость работ по мероприятию, источникфинансирования, а также конкретное должностное лицо, ответственное за контрольнад выполнением мероприятия.

 

4 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ МЕРОПРИЯТИЙ ЦЕЛЕВОЙПРОГРАММЫ

4.1 Строительство новых объектов иразвитие городской инфраструктуры

 

4.1.1 Важнейшее иобязательное требование, которым рекомендуется руководствоваться при разработкемероприятий целевой программы развития каждого города, его района, жилогорайона либо микрорайона, а также городских и сельских поселений всех типов,заключается в том, что все проектируемое и планируемое строительство новыхжилых, общественных и производственных зданий должно вестись с точным инеукоснительным соблюдением требований действующих нормативных документов вобласти строительства, особенно в части обеспечения условий доступности дляинвалидов.

При проектировании истроительстве индивидуальных жилых домов, возводимых на правах частнойсобственности, вопросы обеспечения доступности их для инвалидов могут решатьсяпо усмотрению заказчика (застройщика).

4.1.2 При этомпредлагается исходить из того, что на создание условий, удовлетворяющихпотребности инвалидов, при застройке и благоустройстве новых жилых районов имикрорайонов, в процессе строительства новых зданий и сооружений, приустройстве новых тротуаров и пешеходных переходов через проезжую часть вновьпрокладываемых улиц требуется значительно меньше материальных и финансовыхресурсов, чем при последующей модернизации и переустройстве уже сложившейсясреды.

 

4.2 Реконструктивные мероприятия вгороде.

Пешеходные пути

 

4.2.1 Важнейшим аспектомрешения проблемы реконструкции (реабилитации) городской среды в связи спотребностями инвалидов должно стать, прежде всего, поэлементное ееприспособление и постепенное переустройство в масштабах, зависящих отсложившихся в каждый конкретный момент условий и особенностей города.

4.2.2 В качествепервоочередных мероприятий этой части программы должно стать использованиерегулярно проводимых в городе работ по ремонту полотна и покрытий дорог итротуаров, в процессе которых возможно и необходимо создание доступных дляинвалидов пешеходных путей.

4.2.3 Реконструкциятротуаров и проезжей части улиц может и должна производиться участками ипостепенно в процессе планового или вынужденного ремонта дорожного покрытия, нообязательно в соответствии с действующими нормативными документами,рекомендуемыми чертежами и пособиями. Предлагаемый способ организации работ поприспособлению пешеходной части улиц к потребностям инвалидов не требуетвыделения каких-либо дополнительных финансовых и материально-техническихресурсов. Так, шаг за шагом, на каждом из этапов программы и без грандиозныхмероприятий, действительно требующих больших капиталовложений, можно в течениедостаточно ограниченного периода преобразовать всю пешеходно-транспортную сетьгорода и приспособить ее к потребностям инвалидов.

4.2.4 Таким же способом,постепенно и по мере проведения ремонтных работ рекомендуется предусматриватьмероприятия по облагораживанию пешеходных путей и в дальнейшем, на каждом изпоследующих этапов преобразования городской среды.

 

4.3 Жилище

 

4.3.1 В основуразработки мероприятий этого раздела целевой программы должно быть положенособлюдение закрепленного Конституцией Российской Федерации права каждогогражданина, не исключая инвалида, на свободный и самостоятельный выбор места испособа проживания. Поэтому при формировании этой части целевой программыпредлагается исходить из действительных условий проживания инвалидов с учетомреальных их предпочтений в выборе типа жилища. Программные мероприятия в этомслучае целесообразно строить (и по мере необходимости корректировать вдальнейшем) на основе складывающихся социально-экономических условий и формсовершенствования системы специализированных учреждений социальной защитынаселения.

4.3.2 В целях решенияжилищной проблемы для инвалидов целевой программой должны предусматриватьсясоответствующие мероприятия, основанные на следующих принципах:

в зависимости отреальных условий каждого этапа программы строительство, по возможности, всехновых многоквартирных жилых зданий должно основываться на проектнойдокументации, архитектурно-планировочные решения которой учитывают возможности,при необходимости, адаптации каждой из квартир к потребностям инвалидов любыхкатегорий;

при проведенииреконструктивных или ремонтных работ существующего муниципального жилищногофонда необходимо ориентироваться на приспособление квартир к возможностямпоследующей адаптации жилища в соответствии с потребностями инвалидов;

предусматриватьнеобходимое расширение и совершенствование сети и форм стационарных иполустационарных учреждений социального обслуживания и реабилитации инвалидов.

4.3.3 При составленииэтого раздела целевой программы следует учитывать, что действующими в настоящеевремя нормативными документами в области строительства предусмотренавозможность устройства квартир для инвалидов на креслах-колясках в первыхэтажах многоквартирных домов. В то же время, в каждом отдельном случае и взависимости от местных условий могут быть разработаны и предложены для освоенияновые, более совершенные и современные проекты массового жилища, в квартирахкоторого предусматриваются возможности создания условий для проживанияинвалидов на любом из этажей.

 

4.4 Здания и сооружения общественногоназначения

 

4.4.1 К зданиям исооружениям общественного назначения, подлежащим адаптации к потребностяминвалидов, в первую очередь относятся поликлиники, амбулатории, аптеки,физкультурно-спортивные здания и сооружения, учреждения культуры и искусства,предприятия связи, торговли, общественного питания, бытового, коммунального ипассажирского обслуживания, кредитно-финансовые и банковские организации иучреждения, учреждения жилищно-коммунального хозяйства, общественные туалеты ит.п.

4.4.2 При разработкецелевой программы следует исходить из того, что:

в каждом городе, каждомего районе, каждом поселке и ином поселении все, за редким исключением, объектыобщественного назначения должны быть предназначены и доступны для всех людей, втом числе и для инвалидов любых категорий;

при правильной и рациональнойорганизации все мероприятия и работы по обеспечению доступности зданий исооружений для инвалидов могут быть выполнены в достаточно сжатые сроки и сминимальными затратами. В таких случаях местные (муниципальные) органыисполнительной власти при оформлении документации на сдачу в аренду или продажунежилых помещений могут устанавливать требования, обязывающие арендатора илинового собственника обеспечить выполнение требований доступности для инвалидовсогласно соответствующим положениям действующих нормативных документов вобласти строительства.

При этом ответственнымпредставителям местных органов власти и управления целесообразно взять на себяобязанность по разъяснению руководству либо владельцам предприятийобщественно-бытового, торгового и культурного обслуживания населения, чтоинвалиды - такие же клиенты, как и все остальные, за счет которых предприятиеполучает прибыль.

4.4.3 В целевойпрограмме целесообразно учесть, что как при проектировании и строительственовых учебных заведений в структуре сложившихся или вновь застраиваемых районовгородов, так и при реконструкции существующих зданий учебных заведенийнеобходимо предусматривать возможность для той части детей-инвалидов, ктоспособен к обучению и общению (например, для детей на креслах-колясках, детей сослабленным зрением или слухом и др.), получать начальное, общее, специальное ивысшее образование совместно с другими детьми в учебных заведениях открытоготипа (начальных, средних, средних технических, высших учебных заведениях и пр.).В конечном счете одной из целей этой части программы должно статьпоследовательное и постепенное приспособление всех общеобразовательных ипрофессиональных учебных заведений для обучения в них инвалидов наравне совсеми детьми.

4.4.4 Особое внимание вцелевой программе следует уделить вопросам обеспечения доступности дляинвалидов всех медицинских учреждений (поликлиник, амбулаторий, аптек, больниц,родильных домов и пр.). По мере проведения в них плановых ремонтных или реконструктивныхработ должны быть выполнены мероприятия по их приспособлению к потребностяминвалидов.

 

4.5 Здания учреждений органов власти иуправления

 

4.5.1 В числепервоочередных и обязательных должны предусматриваться мероприятия пообеспечению условий доступности для инвалидов всех категорий во все учреждениясоциальной защиты населения, а также в государственные и муниципальныеучреждения, в той или иной степени связанные с решением проблем инвалидов. Этиработы должны быть выполнены в возможно более короткие сроки и вне зависимостиот их стоимости и трудоемкости.

4.5.2 При разработкеэтого раздела целевой программы следует иметь в виду, что каждое учреждениедолжно иметь не менее одного входа, оборудованного таким образом, чтобы им могвоспользоваться любой инвалид. Если отсутствует реальная возможность обеспечениядоступности для инвалидов всех этажей и помещений учреждения, то службы илиподразделения этого учреждения могут быть расположены таким образом, чтобы теиз них, которые могут и должны быть непосредственно связаны с работой пообщению с инвалидами и решению их проблем, находились в доступной для инвалидовзоне учреждения (в пределах первого этажа здания или доступной для инвалидовчасти здания).

4.5.3 В зависимости отобстоятельств в качестве варианта может быть предложено создание общественнойприемной, расположенной вблизи от доступного для инвалидов входа, либо в другомдоступном для них помещении. В этом случае работа учреждения должна быть организованатаким образом, чтобы в помещение общественной приемной в зависимости отнеобходимости могли приглашаться соответствующие специалисты тех или иных служби подразделений учреждения для проведения требуемых консультаций и других работс инвалидом-посетителем.

4.5.4 В тех случаях,когда в многоэтажном здании учреждения есть необходимость в том, чтобы инвалидымогли посещать помещения, расположенные на разных этажах, по крайней мере одиниз пассажирских лифтов должен быть доступен для инвалидов.

4.5.5 В этой частицелевой программы, по мере возможности, следует предусмотреть мероприятия поустановке в каждом учреждении не менее одного текстофона для работы с глухимиабонентами, а в вестибюлях учреждений - звуковых информаторов по типутаксофонов, которыми могут пользоваться посетители с нарушениями зрения. Крометого, в вестибюлях крупных и сложных по внутренней планировке зданийрекомендуется предусматривать установку рельефной схемы расположения основныхпомещений учреждения с указанием их назначения и номеров кабинетов в целяхсоздания условий ориентирования для людей с нарушениями зрения.

 

4.6 Организация рабочих мест дляинвалидов

 

4.6.1 При разработкеэтого раздела целевой программы предлагается ориентироваться в первую очередьне на физические и функциональные недостатки инвалида, а на его потенциальныеспособности, реабилитационный потенциал, природные наклонности и дарования, навозможности их развития и совершенствования.

Поэтому первым иосновным условием при определении рабочего места для инвалида и устройстве егона работу должно стать правило: в первую очередь инвалиду, по возможности,подбирается такое рабочее место и такая работа, которые в наибольшей степенисоответствуют его профессиональным навыкам и психофизиологическим возможностям.

Все остальные возможныеварианты трудоустройства зависят от характера инвалидности, профессиональнойориентации и условий конкретного рабочего места. Аналогичные подходы могут бытьприменены при подборе рабочего места для инвалида, пользующегося креслом-коляской,который в состоянии выполнять любую "сидячую" работу, имеющуюсяпрактически на любом производстве.

4.6.2 В составе целевойпрограммы может быть использована и такая, ставшая в нашем обществетрадиционной, форма трудоустройства инвалида, как предоставление работы восновном на специализированных предприятиях инвалидов. Такие предприятияорганизованы преимущественно в системах Всероссийских общественных объединенийинвалидов и при соответствующих условиях могут создаваться при местныхобщественных объединениях инвалидов, а также при различных организацияхнезависимо от форм собственности.

4.6.3 В разработкецелевой программы может быть использована еще одна форма рациональноготрудоустройства инвалидов - надомная работа. Для ее организации необходимопредусматривать организацию системы доставки на дом сырья, полуфабрикатов,деталей, заданий и т.п., вывоза готовой продукции, а при необходимости ипредоставления инвалиду соответствующих технологического оборудования иоснастки, а также методической помощи в рациональной организации рабочегоместа.

4.6.4 В программныхмероприятиях должно быть учтено, что труд инвалидов может найти также широкоеприменение в области традиционных народных промыслов, на производствах с гибкойтехнологией по выпуску мелкосерийных партий художественных и бытовых изделий,пользующихся повышенным спросом, и пр. Целевой установкой этой части программыдолжно стать не столько создание конкурентоспособности инвалидов на рынкетруда, сколько создание конкурентоспособности продукции, производимой сучастием инвалидов.

 

4.7 Специализированные учреждения дляинвалидов

 

4.7.1 При разработкеэтого раздела целевой программы следует исходить из того, что за последние годысистема учреждений социальной защиты населения стала претерпевать существенныеизменения не только в сторону совершенствования стационарных учреждений и служб,но и в направлении создания и развития полустационарных и нестационарных формобслуживания. Система учреждений социального обслуживания инвалидов пополняетсятакже учреждениями различных уровней, ориентированными на социальное (включаясоциально-медицинское) обслуживание на дому, на проведение социальной,медико-социальной и профессиональной реабилитации.

4.7.2 Кспециализированным объектам относятся здания и сооружения учреждений, в которыхобеспечивается проживание, обслуживание, лечение, получение образования и дажетрудоустройство тех групп маломобильного населения, которые по состояниюздоровья не могут пользоваться общественной инфраструктурой городов и сельскихпоселений. Принципы размещения этих учреждений в структуре города должныучитывать необходимый уровень изоляции пациентов (например, психохроников и имподобных), с другой стороны, - достаточно удобную их связь с жилыми массивамидля приезжающих работников этих учреждений и посетителей (родственников,знакомых, благотворителей и т.п.), навещающих инвалидов.

4.7.3 Стационарноесоциальное обслуживание обеспечивается сетью домов-интернатов, школ-интернатов,детских домов и других подобных учреждений, профилированных в соответствии свозрастом, состоянием здоровья и социальным положением инвалидов.

4.7.4 Полустационарноесоциальное обслуживание в отделениях дневного или ночного пребыванияорганизуется, как правило, в муниципальных центрах социального обслуживания илипри органах социальной защиты населения и включает социально-бытовое,медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов,организацию их питания, отдыха и досуга, обеспечение их посильного участия втрудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

4.7.5 Срочное социальноеобслуживание включает оказание следующих услуг: разовое обеспечение нуждающихсягорячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью,другими предметами первой необходимости; разовое оказание медицинской помощи, атакже оказание экстренной медико-психологической помощи; содействие вустройстве во временное жилье; оказание юридической помощи; иные срочныесоциальные услуги.

4.7.6Социально-консультативная помощь направлена на адаптацию инвалидов в обществе,семье и быту и обеспечивается муниципальными центрами социального обслуживаниянаселения.

4.7.7 Социальное(включая социально-медицинское) обслуживание на дому направлено на максимальновозможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов впривычной среде в целях поддержания их социального статуса, качества жизни,защиты их законных прав и интересов. Обслуживание на дому обеспечиваетсясоответствующими отделениями, которые создаются в муниципальных центрахсоциального обслуживания или при местных органах социальной защиты населения.

В их функции входят:организация питания, включая доставку продуктов на дом; помощь в приобретениимедикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;содействие в получении медицинской помощи, включая сопровождение в медицинскиеучреждения различных уровней; другие надомные услуги, в том числе содействие ворганизации обеспечения топливом, водой и т.п.

 

4.8 Системы внутригородскоготранспортного пассажирского обслуживания инвалидов

 

4.8.1 В зависимости отсоциально-экономических условий и местных особенностей для разработки этойчасти целевой программы могут быть рекомендованы следующие возможные вариантыорганизации транспортного обслуживания инвалидов в пределах города:

а) обеспечение всехинвалидов или семей с такими инвалидами, физические и эргономическиеособенности которых не позволяют им пользоваться обычными средствамипассажирского транспорта, приспособленными для них средствами индивидуальноготранспорта. При этом совершенно не обязательно вносить существенные изменения всистему организации городского общественного пассажирского транспорта;

б) организация системытранспортного обслуживания инвалидов по аналогии с общественным обслуживаниемна основе использования специально приспособленных для перевозки инвалидовтранспортных средств, к примеру, специально оборудованных для этого автобусов илимикроавтобусов, которые двигаются по определенным маршрутам в соответствии сжестким расписанием. Такие маршруты могут устанавливаться на основепредпочтительных трасс передвижения инвалидов, которые определяются при участииорганов социальной защиты населения и с учетом мнений общественных объединенийинвалидов;

в) организацияспециальных (дублирующих) маршрутов движения приспособленных для перевозкиинвалидов автобусов или микроавтобусов параллельно с обычными видами транспорта(трамваями, троллейбусами, линиями метрополитена и пр.);

г) создание специальныхтранспортных служб, обеспечивающих перевозку инвалидов на оборудованных дляэтого автомашинах или автобусах по предварительному заказу или вызову;

д) различныекомбинированные системы из перечисленных вариантов.

4.8.2 Выбор той или инойсхемы внутригородского транспортного обслуживания инвалидов должен основыватьсяна экономической целесообразности с учетом форм собственности транспортныхпредприятий, особенностей расселения инвалидов и их предпочтений в маршрутахпередвижения. Это не означает, что практически все транспортные средства,особенно на начальных этапах совершенствования систем пассажирского транспорта,должны быть доступны для инвалидов. Последующие развитие и совершенствованиесистемы внутригородского транспортного обслуживания инвалидов может идтипостепенно, по мере выявления реальных потребностей инвалидов, с одной стороны,и насыщения парка специализированным пассажирским транспортом - с другой.

 

4.9 Координация и контроль за ходомвыполнения программных мероприятий

 

4.9.1 В этом разделецелевой программы важное место должно быть отведено повышению требовательностиместных органов социальной защиты населения к социальной ориентированности вдеятельности местных органов власти и управления, организаций и учреждений, откоторых зависит формирование среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов.

В этих целях органамсоциальной защиты населения необходимо на основе взаимодействия с местнымиорганами архитектуры и градостроительства, с другими заинтересованнымиорганизациями, а также с учетом мнений местных общественных объединенийинвалидов и на основе имеющихся у них статистических и аналитических материаловоперативно влиять на происходящие в городе процессы преобразования средыжизнедеятельности, участвовать в организации и проведении анализа и контроля завыполнением программных мероприятий и в зависимости от измененийсоциально-экономической ситуации своевременно вносить необходимые коррективы вэту программу.

4.9.2 Для каждогомероприятия, включенного в программу, должны быть установлены конкретный срок исоответствующее конкретное должностное лицо, ответственное за его выполнение.Рекомендуется, чтобы о содержании программы были проинформированы общественныеорганизации инвалидов, а также население через местные средства массовойинформации. Желательно, чтобы не реже двух раз в год проводился публичный отчето выполнении мероприятий и этапов программы перед общественностью.

4.9.3 Главнымрезультатом реализации целевой программы по формированию доступной дляинвалидов среды жизнедеятельности следует считать возможность достижениязначительного социального эффекта, связанного как с улучшением качества жизниинвалидов, так и с повышением общего уровня комфорта городской среды для всехграждан, а также определенного экономического эффекта, обусловленногоповышением независимости инвалидов, их возвратом к труду, снижением нагрузки наактивную часть населения.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

I ОБЛАСТЬПРИМЕНЕНИЯ

II ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Ill ПОРЯДОКРЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ИСТРОИТЕЛЬСТВЕ

IV СОСТАВ ИСОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ

ПЕРЕЧЕНЬЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХДЛЯ РУКОВОДСТВА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ИЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ СОЦИА

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫРАЗРАБОТКИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ СРЕДЫЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ИЗАДАЧИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

3 ПРИМЕРНАЯСТРУКТУРА ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

4 СОДЕРЖАНИЕРАЗДЕЛОВ МЕРОПРИЯТИЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

4.1 Строительствоновых объектов и развитие городской инфраструктуры

4.2Реконструктивные мероприятия в городе. Пешеходные пути

4.3 Жилище

4.4 Здания исооружения общественного назначения

4.5 Зданияучреждений органов власти и управления

4.6 Организациярабочих мест для инвалидов

4.7Специализированные учреждения для инвалидов

4.8 Системывнутригородского транспортного пассажирского обслуживания инвалидов

4.9 Координация иконтроль за ходом выполнения программных мероприятий


   
Справочник ГОСТов, ТУ, стандартов, норм и правил. СНиП, СанПиН, сертификация, технические условия

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: