Справочник по ГОСТам и стандартам
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
   ГОСТы, стандарты, нормы, правила
 

ГОСТ Р 1.0-2004
Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения

ОбозначениеГОСТ Р 1.0-2004
Заглавие на русском языкеСтандартизация в Российской Федерации. Основные положения
Заглавие на английском языкеStandardization in the Russian Federation. Basic provisions
Дата введения в действие01.07.2005
ОКС01.120
Код КГСТ50
Аннотация (область применения)Настоящий стандарт устанавливает общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в Российской Федерации. Положения основополагающих стандартов системы стандартизации в Российской Федерации разработаны для применения федеральными органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности, техническими комитетами по стандартизации, общественными объединениями и заинтересованными лицами. При использовании настоящего стандарта применительно к оборонной продукции (работам, услугам), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работам, услугам), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну, или относимой к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работам, услугам), сведения о которой составляют государственную тайну, учитывают также дополнительные требования, изложенные в специальных стандартах, устанавливающих правила разработки указанных документов
Ключевые слова стандартизация;   цели стандартизации;   принципы стандартизации;   документы по стандартизации;   виды стандартов;   международное сотрудничество;   применение документов в области стандартизации;   информация о документах в области стандартизации;   
Вид стандартаОсновополагающие стандарты
Дескрипторы (английский язык)standardization, Russian Federation, basic provisions, normative documents, international cooperation
Обозначение заменяемого(ых)ГОСТ Р 1.0-92
Нормативные ссылки на: ГОСТГОСТ Р 1.2-2004; ГОСТ Р 1.4-2004; ГОСТ Р 1.5-2004; ГОСТ Р 1.8-2004; ГОСТ Р 1.9-2004; ГОСТ Р 1.12-2004; ГОСТ 1.1-2002
Документ внесен организацией СНГФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Управление Ростехрегулирования000 - Управление стандартизации
Дата последнего издания01.04.2007
Номер(а) изменении(й)переиздание
Входит в сборникСтандартизация в Российской Федерации
Количество страниц (оригинала)12
Организация - РазработчикФедеральное государственное унитарное предприятие Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (ФГУП ВНИИстандарт)
СтатусДействует

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО
ПО
ТЕХНИЧЕСКОМУРЕГУЛИРОВАНИЮИМЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙСТАНДАРТРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
1.0-2004

 

СтандартизациявРоссийскойФедерации

Основныеположения

Москва

ИПКИздательствостандартов

2005

Предисловие

ЦелиипринципыстандартизациивРоссийскойФедерацииустановленыФедеральнымзакономот 27 декабря2002 г. №184-ФЗ«Отехническомрегулировании»

Сведенияостандарте

1РАЗРАБОТАНФедеральнымгосударственнымунитарнымпредприятиемВсероссийскийнаучно-исследовательскийинститутстандартизации(ФГУПВНИИстандарт)

2ВНЕСЕНУправлениемтехническогорегулированияистандартизацииФедеральногоагентства потехническомурегулированиюиметрологии

3УТВЕРЖДЕНИВВЕДЕНВДЕЙСТВИЕПриказомФедеральногоагентствапотехническому регулированиюиметрологииот30 декабря2004 г. №152-ст

4ВЗАМЕНГОСТ Р 1.0-92

ГОСТ Р 1.0-2004

НАЦИОНАЛЬНЫЙСТАНДАРТРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

СтандартизациявРоссийскойФедерации

Основныеположения

Standardization in the Russian Federation. Basic provisions

 

Датавведения-2005-07-01

1Область применения

Настоящийстандартустанавливаетобщиеправилаформирования, веденияипримененияположенийсистемыстандартизациивРоссийскойФедерации.

ПоложенияосновополагающихстандартовсистемыстандартизациивРоссийскойФедерации разработаныдляпримененияфедеральнымиорганамиисполнительнойвласти, субъектамихозяйственнойдеятельности, техническимикомитетамипостандартизации, общественнымиобъединениямии заинтересованнымилицами.

Прииспользованиинастоящегостандартаприменительнокобороннойпродукции(работам, услугам), поставляемойдляфедеральныхгосударственныхнуждпогосударственномуоборонномузаказу, продукции(работам, услугам), используемойвцеляхзащитысведений, составляющихгосударственную тайну, илиотносимойкохраняемойвсоответствиисзаконодательствомРоссийскойФедерацииинформацииограниченногодоступа, продукции(работам, услугам), сведенияокоторойсоставляютгосударственнуютайну, учитываюттакжедополнительныетребования, изложенныевспециальныхстандартах, устанавливающихправиларазработкиуказанныхдокументов.

Примечание-ВнастоящемстандартепримененытерминыпоГОСТ 1.1иГОСТ Р 1.12.

2Нормативные ссылки

Внастоящемстандартеиспользованынормативныессылкинаследующиестандарты:

ГОСТ 1.1-2002Межгосударственнаясистемастандартизации. Терминыиопределения

ГОСТ Р 1.2-2004СтандартизациявРоссийскойФедерации. СтандартынациональныеРоссийскойФедерации. Правиларазработки, утверждения, обновленияиотмены

ГОСТ Р 1.4-2004СтандартизациявРоссийскойФедерации. Стандартыорганизаций. Общие положения

ГОСТ Р 1.5-2004СтандартизациявРоссийскойФедерации. СтандартынациональныеРоссийскойФедерации. Правилапостроения, изложения, оформленияиобозначения

ГОСТ Р 1.8-2004СтандартизациявРоссийскойФедерации. Стандартымежгосударственные. ПравилапроведениявРоссийскойФедерацииработпоразработке, применению, обновлениюипрекращениюприменения

ГОСТ Р 1.9-2004СтандартизациявРоссийскойФедерации. Знаксоответствиянациональным стандартамРоссийскойФедерации. Изображение. Порядокприменения

ГОСТ Р 1.12-2004СтандартизациявРоссийскойФедерации. Терминыиопределения

Примечание-Припользованиинастоящимстандартомцелесообразнопроверитьдействиессылочныхстандартоввинформационнойсистемеобщегопользования-наофициальномсайтенациональногооргана РоссийскойФедерациипостандартизациивсетиИнтернетилипоежегодноиздаваемомуинформационному указателю«Национальныестандарты», которыйопубликованпосостояниюна1 январятекущегогода, ипо соответствующимежемесячноиздаваемыминформационнымуказателям, опубликованнымвтекущемгоду. Если ссылочныйдокументзаменен(изменен), топрипользованиинастоящимстандартомследуетруководствоваться замененным(измененным) документом. Еслиссылочныйдокументотмененбеззамены, тоположение, вкотором данассылкананего, применяетсявчасти, незатрагивающейэтуссылку.

3Цели стандартизации

3.1. Стандартизацияосуществляетсявцелях:

3.1.1. Повышенияуровнябезопасности:

- жизнииздоровьяграждан;

- имуществафизическихиюридическихлиц;

- государственногоимуниципальногоимущества;

- вобластиэкологии;

- жизнииздоровьяживотныхирастений;

- объектовсучетомрискавозникновениячрезвычайныхситуацийприродногоитехногенного характера.

3.1.2. Обеспечения:

- конкурентоспособностипродукции, работ, услуг;

- научно-техническогопрогресса;

- рациональногоиспользованияресурсов;

- совместимостиивзаимозаменяемоститехническихсредств(машиниоборудования, ихсоставныхчастей, комплектующихизделийиматериалов);

- информационнойсовместимости;

- сопоставимостирезультатовисследований(испытаний) иизмеренийтехническихиэкономико-статистическихданных;

- сравнительногоанализахарактеристикпродукции;

- государственныхзаказов, внедренияинноваций;

- подтверждениясоответствияпродукции(работ, услуг);

- решенийарбитражныхспоров;

- судебныхрешений;

- выполненияпоставок.

3.1.3. Создания:

- системклассификацииикодированиятехнико-экономическойисоциальнойинформации;

- системкаталогизациипродукции;

- системобеспечениякачествапродукции;

- системпоискаипередачиданных;

- доказательнойбазыиусловийвыполнениятребованийтехническихрегламентов.

3.1.4. Содействияпроведениюработпоунификации.

4Принципы стандартизации

4.1. ОсновныепринципыстандартизациивРоссийскойФедерации, обеспечивающиедостижение целейизадачееразвития, заключаютсяв:

- добровольностиприменениястандартов;

- достиженииприразработкеипринятиистандартовконсенсусавсехзаинтересованныхсторон;

- использованиимеждународныхстандартовкакосновыразработкинациональныхстандартов;

- комплексностистандартизациидлявзаимосвязанныхобъектов;

- недопустимостиустановлениявстандартахтребований, противоречащихтехническимрегламентам;

- установлениитребованийвстандартах, соответствующихсовременнымдостижениямнауки, техникиитехнологийсучетомимеющихсяограниченийпоихреализации;

- установлениитребованийвстандартах, обеспечивающихвозможностьобъективногоконтроля ихвыполнения;

- четкостииясностиизложениястандартов, стемчтобыобеспечитьоднозначностьпониманияих требований;

- исключениидублированияразработокстандартовнаидентичныепофункциональномуназначениюобъектыстандартизации;

- недопустимостисозданияпрепятствийпроизводствуиобращениюпродукции, выполнению работиоказаниюуслугвбольшейстепени, чемэтоминимальнонеобходимодлявыполненияцелей стандартизации;

- доступностипредставленияинформациипостандартамвсемзаинтересованнымлицам, за исключениемоговоренныхзаконодательствомслучаев.

4.2. Национальныйстандартприменяютнадобровольнойоснове. Обязательностьсоблюдения национальныхстандартовнаступаетприпрямомуказаниинаэтовдействующемзаконодательстве, договорах, контрактах, правомернопринятыхнормативныхдокументахфедеральныхоргановисполнительнойвластиилипредприятийлюбыхформсобственности.

Обязательностьсоблюдениятребованийнациональныхстандартов, принятыхдо1 июля 2003 года, сохраняется(допринятиясоответствующихтехническихрегламентов) вчасти:

- защитыжизниилиздоровьяграждан, имуществафизическихилиюридическихлиц, государственногоилимуниципальногоимущества;

- охраныокружающейсреды, жизниилиздоровьяживотныхирастений;

- предупреждениядействий, вводящихвзаблуждениеприобретателей, инеобходимостигосконтроля(госнадзора) заихсоблюдением.

4.3. Международныеирегиональныестандартыотражаютпередовойопытэкономическиразвитых странмира, результатынаучныхисследований, требованияширокогокругапотребителейигосударственныхоргановипредставляютсобойправила, общиепринципыилихарактеристикидлябольшинства стран, поэтомуприменениемеждународных(региональных) стандартовприразработкенациональных стандартовявляетсяоднимизважныхусловийвыходаотечественнойпродукциинамировойрынок.

4.4. Преимущественноеиспользованиемеждународныхстандартовкаксоставнойчасти(основы) разработкинациональныхстандартовдолжноиметьместокактаковое, заисключениемслучаев, когда такоеприменениепризнаноневозможнымвследствиенесоответствиятребованиймеждународных стандартовклиматическимигеографическимособенностямРоссийскойФедерации, техническими(или) технологическимособенностямилипоинымоснованиям, либоРоссийскаяФедерациявсоответствии сустановленнымипроцедурамивыступилапротивмеждународногостандартаилиотдельногоего положения.

4.5. Продукция, соответствующаятребованиямнациональныхстандартовлибомеждународныхи региональныхстандартовприотсутствиисоответствующегонационального, имеетприоритетноеприменениеприформированиигосударственныхконтрактовнаееразработку, производствоипоставку.

4.6. Открытостьпроцессовразработкинациональныхстандартовдолжнаобеспечиватьсянавсех стадиях, начинаяотпланирования, разработкидопринятиястандарта. Этодостигается:

- публикациейпрограммразработкинациональныхстандартовиуведомленийобихразработке, завершениипубличногообсужденияиутверждении;

- публичностьюобсужденияпроектовнациональныхстандартов;

- единствоминепротиворечивостьюправилразработкииутверждениянациональныхстандартов собязательнойэкспертизойвсехпроектовстандартов.

4.7. Разработканациональныхстандартовдолжнавыполнятьсяоткрытосучастиемтехнических комитетовпостандартизации, объединяющихнадобровольнойосновенаиболеекомпетентныеюридическиеи/илифизическиелица, заинтересованныевстандартизациитогоилииногообъекта.

4.8. Официальнаяинформацияоразрабатываемыхиутвержденныхнациональныхстандартах, а такжесамистандартыдолжныбытьдоступныдляпользователей, заисключениемоговоренныхзаконодательствомслучаев.

4.9. Национальныестандартыдолжныутверждатьсяприотсутствиисерьезныхвозраженийпо существеннымвопросамуквалифицированногобольшинствасторон, т.е. приобщемсогласии(консенсусе). Этодостигаетсяврезультатепроцедурыпубличногообсужденияпроектастандарта, прикоторой учитываютсямнениявсехсторонисближаютсянесовпадающиеточкизрения. Приэтомпринимаютво вниманиевсезамечания, посколькуучаствующиевобсуждениистороныравноправны.

4.10. Целесообразностьразработкинациональныхстандартовопределяетсяихсоциальной, экономическойитехническойзначимостьюиприемлемостьюприприменении, которыемогутбытьвсвою очередьобусловленыпринятиемтехническихрегламентов. ДопринятиярешенияоразработкенациональногостандартадолжнабытьоцененавозможностьприменениявРоссийскойФедерациидействующегомеждународногоирегиональногостандарта, распространяющегосянасоответствующийобъект стандартизации.

4.11. Изложениенациональныхстандартовдолжнобытьчеткимиясным, адляобеспечения однозначногопониманияихтребований:

- содержаниеразрабатываемыхстандартовнедолжноповторятьипротиворечитьтребованиям взаимосвязанныхснимидействующихнафедеральномуровненормативных, правовыхдокументови техническихрегламентов;

- внациональныхстандартахдолжныбытьприведенысведенияотехническихрегламентах, выполнениекоторыхобеспечиваетсяприсоблюдениитребованийданногонациональногостандарта;

- принимаемыестандартыдолжныбытьпригодныдляподтверждениясоответствия, втомчисле дляпроведенияработпосертификации.

4.12. Недопускаетсядублированиеразработокстандартовнаидентичныепофункциональному назначениюобъектыстандартизации.

4.13. Требованиянациональныхстандартовдолжныустанавливатьсянаосновеиспользования современныхдостиженийнауки, технологииипрактическогоопытасучетомпоследнихредакций международныхстандартовилиихпроектовиобеспечиватьоптимальнуюстепеньупорядоченияи максимальновозможнуюэффективностьвопределеннойобласти, несдерживаяинициативупользователейстандартоввосвоенииновыхвидовпродукции, процессовиуслуг.

4.14. Припроведенииработпонациональнойстандартизациинеобходимообеспечитьцеленаправленноеипланомерноеустановлениеиприменениесистемывзаимоувязанныхтребованийкакк самомуобъектустандартизациивцеломиегосоставнымчастям, такикдругимматериальными нематериальнымфакторам, влияющимнаобъектстандартизации, путемсогласованияихпоказателей, нормитребований.

5Организация работ по стандартизации

5.1. Организациюработпостандартизацииосуществляетнациональныйорганпостандартизации РоссийскойФедерации(далее-национальныйорганпостандартизации). ПравительствоРоссийской Федерацииопределяеторган, уполномоченныйнаисполнениефункцийнациональногоорганапо стандартизации.

ФункциинациональногоорганапостандартизациивозложеныПравительствомРоссийскойФедерациинаФедеральноеагентствопотехническомурегулированиюиметрологии[1].

5.2. Национальныйорганпостандартизациивыполняетследующиефункции:

- утверждениенациональныхстандартов;

- принятиепрограммразработкинациональныхстандартов;

- организациюэкспертизыпроектовнациональныхстандартов;

- обеспечениесоответствиянациональнойсистемыстандартизацииинтересамнациональной экономики, состояниюматериально-техническойбазыинаучно-техническомупрогрессу;

- осуществлениеучетанациональныхстандартов, правилстандартизации, нормирекомендаций вэтойобластииобеспечениеихдоступностизаинтересованнымлицам;

- созданиетехническихкомитетовпостандартизацииикоординациюихдеятельности;

- организациюопубликованиянациональныхстандартовиихраспространение;

- участиевсоответствиисуставамимеждународныхорганизацийвразработкемеждународных стандартовиобеспечениеучетаинтересовРоссийскойФедерацииприихпринятии;

- утверждениеизображениязнакасоответствиянациональнымстандартам;

- представлениеРоссийскойФедерациивмеждународныхорганизациях, осуществляющихдеятельностьвобластистандартизации.

5.3. Организацияиразработканациональныхстандартов, согласование, организацияэкспертизы национальныхстандартов, втомчислепредставленныхсубъектамихозяйственнойдеятельности, осуществляютсятехническимикомитетамипостандартизации; непосредственнымразработчикомстандартаможетбытьлюбоелицоилирабочаягруппа, состоящаяизпредставителейзаинтересованных сторон.

Всоставтехническихкомитетовпостандартизациинапаритетныхначалахидобровольнойоснове могутвходитьпредставителифедеральныхоргановисполнительнойвласти, научныхорганизаций, саморегулируемыхорганизаций, общественныхобъединенийпредпринимателейипотребителей.

Правиласоздания, формированияифункционированиятехническихкомитетовпостандартизации устанавливаетнациональныйорганпостандартизациивсоответствиистиповымположениемотехническомкомитетепостандартизации[2].

Заседаниятехническихкомитетовпостандартизацииявляютсяоткрытыми, еслинесвязаныс обсуждениемпроблем, отнесенныхдействующимзаконодательствомкинформацииограниченного доступа. Впоследнемслучаепорядокдопусканазаседаниятехническихкомитетовопределяется законодательствомвобластисохранениягосударственнойтайны.

6Документы в области стандартизации и требования к ним

6.1. Кдокументамвобластистандартизации, используемымнатерриторииРоссийскойФедерации, относятся:

- национальныестандарты;

- национальныевоенныестандарты;

- межгосударственныестандарты, введенныевдействиевРоссийскойФедерации;

- правиластандартизации, нормыирекомендациивобластистандартизации;

- общероссийскиеклассификаторытехнико-экономическойисоциальнойинформации, применяемыевустановленномпорядке;

- стандартыорганизаций.

6.2. Национальныестандартыразрабатывают, утверждают, обновляютиотменяютвсоответствии сГОСТ Р 1.2.

Национальныйстандартприменяютдобровольно, послечеговсееготребованиястановятся обязательнымидлясоблюдения.

Применениенациональногостандартанапродукцию, работыиуслугиподтверждаетсязнаком соответствиянациональномустандартупоГОСТ Р 1.9.

6.3. Общиеправилапостроения, изложения, оформленияиобозначениянациональныхстандартов, атакжетребованиякихсодержанию-поГОСТ Р 1.5.

6.4. Разработчикдокументавобластистандартизациивправедобровольноотказатьсяотавторскогоправанадокумент, атакжепередатьправанаизданиеираспространениеэтогодокумента национальномуорганупостандартизацииподоговору(соглашению) опередачеправ.

6.5. Национальныестандарты, содержащиепатентованныетребования, применяютвсоответствииснормамидействующегозаконодательства.

Экспертизунапатентнуючистотупроводиттехническийкомитетпостандартизации, который представляетпроектстандартанаутверждениевнациональныйорганпостандартизации.

6.6. Проведениеэкспертизыпроектовнациональныхстандартовилиизмененийкним, устанавливающихосновополагающиетребования, обеспечивающиебезопасностьпроизводстваиприменения продукции, совместимостьивзаимозаменяемостьтехническихсредств, защитунациональныхинтересовинациональнуюбезопасность, осуществляютнаучныеорганизации, уполномоченныенациональныморганомпостандартизации.

6.7. Общероссийскиеклассификаторытехнико-экономическойисоциальнойинформации(далее -общероссийскиеклассификаторы) -документывобластистандартизации, распределяющиетехнико-экономическуюисоциальнуюинформациювсоответствиисееклассификационнымипризнакамина классификационныегруппировки(классы, группы, виды) иявляющиесяобязательнымидляприменения присозданиигосударственныхинформационныхсистемиинформационныхресурсовипримежведомственномобменеинформацией.

Разработку, принятие, введениевдействие, ведениеиприменениеобщероссийскихклассификаторовтехнико-экономическойисоциальнойинформациивсоциально-экономическойобласти(втом числевобластипрогнозирования, статистическогоучета, банковскойдеятельности, налогообложения, примежведомственноминформационномобмене, созданииинформационныхсистемиинформационныхресурсов) осуществляютвсоответствиисПоложением, утвержденнымПравительствомРоссийской Федерации[3].

6.8. Программыразработкинациональныхстандартовсоставляютвпорядке, устанавливаемом национальныморганомпостандартизации.

6.9. Стандартыорганизаций, втомчислекоммерческих, общественных, научных; саморегулируемыхорганизаций; объединенийюридическихлицмогутразрабатыватьсяиутверждатьсяимисамостоятельноисходяизнеобходимостипримененияэтихстандартов: дляцелей, указанныхвразделе3настоящегостандарта; длясовершенствованияпроизводстваиобеспечениякачествапродукции, выполненияработ, оказанияуслуг, атакжедляраспространенияииспользованияполученныхвразличных областяхзнанийрезультатовисследований(испытаний), измеренийиразработок.

Порядокразработки, утверждения, учета, измененияиотменыстандартоворганизацийустанавливаетсяимисамостоятельносучетомположенийраздела4 настоящегостандартаиГОСТ Р 1.4.

Проектстандартаорганизацииможетпредставлятьсяразработчикомвтехническийкомитетпо стандартизации, которыйорганизуетпроведениеэкспертизыданногопроекта. Наоснованиирезультатовэкспертизыданногопроектатехническийкомитетпостандартизацииготовитзаключение, которое направляетразработчикупроектастандарта.

Стандартыорганизацийприменяютсяравнымобразомивравноймеренезависимоотстраныи (или) местапроисхожденияпродукции, осуществленияпроцессовпроизводства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализациииутилизации, выполненияработиоказанияуслуг, видовилиособенностей сделоки(или) лиц.

6.10. Припроведенииэкспертизыстандартовпроводятоценкуихтехническогоуровнядляобеспеченияинтересовнациональнойэкономикиибезопасности.

7Виды стандартов

7.1. Взависимостиотобъектаиаспектастандартизации, атакжесодержанияустанавливаемых требованийразрабатываютсястандартыследующихвидов:

- стандартынапродукцию;

- стандартынапроцессы(работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации иутилизациипродукции;

- стандартынауслуги;

- стандартыосновополагающие(организационно-методическиеиобщетехнические);

- стандартынатерминыиопределения;

- стандартынаметодыконтроля(испытаний, измерений, анализа).

7.2. Стандартынапродукциюустанавливаютдлягрупподнороднойпродукцииилидляконкретной продукциитребованияиметодыихконтроляпобезопасности, основнымпотребительскимсвойствам, атакжетребованиякусловиямиправиламэксплуатации, транспортирования, хранения, примененияи утилизации.

7.3. Стандартынапроцессыиработыустанавливаютосновныетребованиякорганизациипроизводстваиоборотапродукциинарынке, кметодам(способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различногородаработ, атакжеметодыконтроляэтихтребованийвтехнологическихпроцессахразработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонтаиутилизациипродукции.

7.4. Стандартынауслугиустанавливаюттребованияиметодыихконтролядлягрупподнородных услугилидляконкретнойуслугивчастисостава, содержанияиформыдеятельностипооказанию помощи, принесенияпользыпотребителюуслуги, атакжетребованиякфакторам, оказывающим существенноевлияниенакачествоуслуги.

7.5. Основополагающиестандартыустанавливаютобщиеорганизационно-методическиеположениядляопределеннойобластидеятельности, атакжеобщетехническиетребования(нормыиправила), обеспечивающиевзаимопонимание, совместимостьивзаимозаменяемость; техническоеединствои взаимосвязьразличныхобластейнауки, техникиипроизводствавпроцессахсозданияииспользования продукции; охрануокружающейсреды; безопасностьздоровьялюдейиимуществаидругиеобщетехническиетребования, обеспечивающиеинтересынациональнойэкономикиибезопасности.

7.6. Стандартынатерминыиопределенияустанавливаютнаименованиеисодержаниепонятий, используемыхвстандартизацииисмежныхвидахдеятельности.

7.7. Стандартынаметодыконтроля, испытаний, измеренийианализаустанавливаюттребования киспользуемомуоборудованию, условиямипроцедурамосуществлениявсехопераций, обработкеи представлениюполученныхрезультатов, квалификацииперсонала.

8Применение документов в области стандартизации

8.1. Документывобластистандартизацииприменяютфедеральныеорганыисполнительнойвласти, субъектыхозяйственнойдеятельностинастадияхразработки, подготовкипродукциикпроизводству, ееизготовления, реализации(поставки, продажи), использования(эксплуатации), хранениятранспортированияиутилизации; привыполненииработиоказанииуслуг; приразработкетехническойдокументации(конструкторской, технологической, проектной), втомчислетехническихусловий, каталожных листовиописанийнапоставляемуюпродукцию(оказываемыеуслуги).

8.2. Датувведениявдействиедокументавобластистандартизацииустанавливаютворганизационно-распорядительномдокументеобегоутверждениисучетомвремени, необходимогодляиздания.

Вслучаераспространениянациональногостандартавэлектронномвидеэтадатаопределяется датойвведениястандартавдействие.

8.3. Заказчикиисполнительвключаютвдоговорусловиеосоответствиипродукции, выполняемых работиоказываемыхуслугобязательнымтребованиямнациональныхстандартовпобезопасности*.

*Доразработкисоответствующеготехническогорегламента.

8.4. Необходимостьприменениядокументоввобластистандартизациивотношениипродукции (услуг), производимой(оказываемых) нетерриторииРоссийскойФедерациисцельювывозасее территории, определяетконтракт(договор), заисключениемслучаев, установленныхзаконодательствомРоссийскойФедерации.

8.5. Продукция, втомчислеимпортируемая, неподлежитреализацииилипередачедляреализациипоназначению, еслионанесоответствуетобязательнымтребованиям, предусмотреннымвдействующихстандартах, илиеслипродукция, подлежащаяобязательнойсертификации, неимеет сертификатаизнакасоответствия, выданныхилипризнанныхвустановленномпорядкеуполномоченнымнатоорганом*.

8.6. Импортируемаяпродукциядолжнасоответствоватьобязательнымтребованиямпобезопасностииэкологии,действующихвРоссийскойФедерациинациональныхстандартов, чтодолжноподтверждатьсясоответствующимсертификатом*.

*Доразработкисоответствующеготехническогорегламента.

8.7. Международные, региональныеинациональныестандартыдругихстранприменяютнаоснове международныхсоглашений(договоров) осотрудничествеилисразрешениясоответствующихрегиональныхорганизацийинациональныхоргановпостандартизации.

8.8. Международныеирегиональныестандарты(приусловииприсоединениякнимРоссийской Федерации), атакженациональныестандартыдругихстран(приналичиисоответствующихсоглашенийс этимистранами) применяютнатерриторииРоссийскойФедерациивкачественациональныхстандартов.

ПрименениевРоссийскойФедерациимеждународных, региональныхстандартов, документов ЕЭКООНидругихмеждународных, региональныхорганизаций, атакженациональныхстандартов другихстраносуществляютутверждениемнациональногостандарта, представляющегособой:

- аутентичныйтекстсоответствующегодокументанарусскомязыке(идентичныйстандарт) или

- аутентичныйтекстсоответствующегодокументанарусскомязыкесдополнительнымитребованиями, отражающимиспецификупотребностейнациональнойэкономики(модифицированныйстандарт).

Обозначениеиоформлениенациональныхстандартов, подготовленныхнаосновемеждународных, региональныхилинациональныхстандартовдругихстран, атакжесведенияобихсоответствии- поГОСТ Р 1.5.

8.9. Внациональномстандарте, подготовленномнаосновемеждународного, региональногоили национальногостандартадругойстраныисодержащемссылкинастандарты, ужепримененныеранее вкачественациональныхилипосвоимтребованияманалогичныесоответствующимнациональным стандартам, приводятссылкинатакиенациональныестандарты.

Еслимеждународный, региональныйилинациональныйстандартдругойстраны, подлежащий применению, содержитссылкинастандарты, непримененныевРоссийскойФедерации, иприэтом отсутствуютэквивалентныенациональныестандарты, необходимодоегоутверждениярешитьвопрос опримененииэтихстандартов.

8.10. Межгосударственныестандарты, ккоторымприсоединиласьРоссийскаяФедерация, применяютнаеетерриториибезпереоформлениясвведениемихвдействиеприказомФедерального агентствапотехническомурегулированиюиметрологиииопубликованиемсоответствующейинформациивинформационномуказателенациональныхстандартовРоссийскойФедерации.

8.11. Национальныйстандарт, которыйпринятвкачествемежгосударственногостандарта, продолжаютприменятьнатерриторииРоссийскойФедерацииспрежнимномеромвсоответствиисГОСТ Р 1.8.

Межгосударственныйстандартссобственнымномеромприменяютприпоставкахпродукциив страныСНГ.

Правилапроведенияработпоразработке, применению, обновлениюипрекращениюприменения межгосударственныхстандартов-поГОСТ Р 1.8.

8.12. Изготовлениеипоставкапродукциинаэкспортвсоответствиистребованиямимеждународных, региональныхинациональныхстандартовдругихстранистандартовфирмзарубежныхстран возможныпопредложениюпотребителя(заказчика) этихстраннадоговорной(контрактной) основе.

8.13. Юридическиеифизическиелица, допустившиенарушениеосновополагающихтребований стандартов, несутответственностьвсоответствиисдействующимзаконодательствомРоссийской Федерации.*

*Доразработкисоответствующеготехническогорегламента.

8.14. ДокументывобластистандартизацииРоссийскойФедерациимогутприменятьдругиегосударства, ихюридическиеифизическиелицанаосновесоответствующихсоглашений(договоров) о сотрудничествеилисразрешениясоответствующихоргановиорганизацийРоссийскойФедерации, утвердившихэтидокументы.

9Информация о документах в области стандартизации, их опубликование и распространение

9.1. Доступностьпользователей, втомчислезарубежных, кинформацииоразрабатываемыхи утвержденныхнациональныхстандартах, общероссийскихклассификаторахтехнико-экономической информации, атакжексамимэтимдокументамФедеральноеагентствопотехническомурегулированию иметрологииобеспечивает, организуяпубликациюофициальнойинформацииобэтихдокументах, а такжеомеждународных, региональныхстандартах, правилах, нормахирекомендацияхпостандартизации, национальныхстандартахдругихгосударств, омеждународныхдоговорахвобластистандартизациииправилахихприменения.

9.2. Опубликованиенациональныхстандартовиобщероссийскихклассификаторовосуществляют всоответствиисутвержденнымПравительствомРоссийскойФедерацииположением[4].

9.3. Документынациональнойсистемыстандартизации, международныестандарты, правиластандартизации, нормыстандартизацииирекомендациипостандартизации, национальныестандарты другихстраниправилаихприменения, информацияомеждународныхдоговорахвобластистандартизациииподтвержденияхсоответствиясоставляютФедеральныйинформационныйфондтехнических регламентовистандартов.

Федеральныйинформационныйфондтехническихрегламентовистандартовявляетсягосударственныминформационнымресурсом.

ПравиласозданияиведенияФедеральногоинформационногофондатехническихрегламентови стандартов, атакжеправилапользованияэтимфондомустанавливаютсяПравительствомРоссийской Федерации.

9.4. ВРоссийскойФедерациивпорядкеинаусловиях, которыеустановленыПравительством РоссийскойФедерации, создаетсяифункционируетЕдинаяинформационнаясистема, предназначеннаядляобеспечениязаинтересованныхлицинформациейодокументах, входящихвсоставФедеральногоинформационногофондатехническихрегламентовистандартов.

Заинтересованнымлицамобеспечиваетсясвободныйдоступксоздаваемыминформационным ресурсам, заисключениемслучаев, есливинтересахсохранениягосударственной, служебнойили коммерческойтайнытакойдоступдолженбытьограничен.

9.5. Исключительноеправоофициальногоопубликованияираспространениявустановленном порядкенациональныхстандартовиобщероссийскихклассификаторовпринадлежитнациональному органупостандартизации.

9.6. Изданиенациональныхстандартовдругихстранорганизуетиосуществляетнациональный органпостандартизациивсоответствиисдоговорамиисоглашениямисэтимистранами.

9.7. Издание, переизданиеираспространениестандартоворганизацийосуществляютпринявшие ихорганизации.

10Международное сотрудничество в области стандартизации

10.1. НациональныйорганпостандартизациивсоответствиисФедеральнымзаконом«Отехническомрегулировании»представляетРоссийскуюФедерациювмеждународныхирегиональныхорганизациях, осуществляющихдеятельностьвобластистандартизации.

10.2. Основнымизадачамимеждународногосотрудничествавобластистандартизацииявляются:

- гармонизациясистемыстандартизациивРоссийскойФедерациисмеждународными, региональными, прогрессивныминациональнымисистемамистандартизациидругихстран;

- совершенствованиефондадокументоввобластистандартизации, используемыхвРоссийской Федерации, наосновеприменениямеждународных, региональныхинациональныхстандартовдругих странимаксимальногоиспользованиядостиженийнаучно-техническогопрогресса;

- гармонизациянациональныхстандартовРоссийскойФедерациисмеждународными, региональнымистандартамиинациональнымистандартамидругихстран, вособенностисприменяемымидля целейсертификации;

- повышениекачестваотечественнойпродукциииееконкурентоспособностинамировомрынке;

- разработкамеждународныхирегиональныхстандартовнаосновенациональныхстандартов РоссийскойФедерациинановыеконкурентоспособныевидыпродукцииитехнологии, втомчисле созданныеврезультатедвустороннегоимногостороннегосотрудничества;

- улучшениенормативногообеспеченияторгово-экономическогоинаучно-техническогосотрудничестваРоссийскойФедерациисдругимистранамииучастиеРоссийскойФедерациивмеждународном разделениитруда;

- обеспечениезащитынациональныхинтересовРоссийскойФедерацииприразработкемеждународныхирегиональныхстандартов;

- обеспечениеединстваизмеренийпривзаимодействиисдругимистранами.

10.3. Международноесотрудничествопостандартизацииосуществляютполиниимеждународных ирегиональныхорганизацийпостандартизации, атакженадвустороннейимногостороннейосновес соответствующимиорганизациямидругихстраннабазесоглашений, договоровипротоколовосотрудничестве, обязательств, вытекающихизучастияРоссийскойФедерациивдеятельностимеждународных ирегиональныхорганизацийпостандартизации.

10.4. МеждународноесотрудничествоРоссийскойФедерацииполиниимеждународныхорганизацийпостандартизациивключаетвсебянепосредственноеучастиевработеэтихорганизаций, впервую очередьвразработкемеждународныхирегиональныхстандартов, атакжеобеспечениеихприменения внациональнойэкономикеидоговорно-правовыхотношенияхсостранами-партнерами.

Двустороннееилимногостороннеесотрудничествопостандартизациивключаетработыпогармонизацииснациональнымистандартами, совместнуюразработкустандартов, проведениесовместных научныхисследований, обменопытомиинформацией, взаимныеконсультации, обучениекадровидр.

10.5. Организацияипроведениеработпомеждународномусотрудничествувобластистандартизацииосуществляетсявпорядке, установленномнациональныморганомпостандартизацииизафиксированномвсоответствующихправилахпостандартизации[5], сучетомметодическихдокументов, принятыхИСО, МЭКидругимимеждународнымиирегиональнымиорганизациями, занимающимися вопросамистандартизации, атакжедокументами, действующимивстранеиопределяющимипорядок проведенияработподвустороннемунаучно-техническомусотрудничествуРоссийскойФедерациисо странами-партнерами.

10.6. ВсоответствиисЗакономРоссийскойФедерации«Отехническомрегулировании», если международнымдоговоромРоссийскойФедерацииустановленыиныеправила, чемте, которыесодержатсявзаконодательствеРоссийскойФедерациипостандартизации, топрименяютсяправиламеждународногодоговора.

Библиография

[1] ПоложениеоФедеральномагентствепотехническомурегулированиюиметрологии, утвержденное постановлениемПравительстваРоссийскойФедерацииот17 июня2004 года№294 «ОФедеральномагентстве потехническомурегулированиюиметрологии».

[2] ПравилапостандартизацииВременноетиповоеположениеотехническомкомитетепостандартизации ПР50-688-92

[3] Положениеоразработке, принятии, введениивдействие, веденииипримененииобщероссийских классификаторовтехнико-экономическойисоциальнойинформациивсоциально-экономическойобласти, утвержденноепостановлениемПравительстваРоссийскойФедерацииот10 ноября2003 г. №677 «Об общероссийскихклассификаторахтехнико-экономическойисоциальнойинформациив социально-экономическойобласти»

[4] Положениеобопубликованиинациональныхстандартовиобщероссийскихклассификаторов технико-экономическойисоциальнойинформации, утвержденноепостановлениемПравительстваРоссийской Федерацииот25 сентября2003 г. №594 «Обопубликованиинациональныхстандартовиобщероссийских классификаторовтехнико-экономическойисоциальнойинформации»

[5] ПравилапостандартизацииОрганизацияипроведениеработпомеждународнойстандартизациивРоссийской Федерации ПР50.1.008-95

Справочник ГОСТов, ТУ, стандартов, норм и правил. СНиП, СанПиН, сертификация, технические условия

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: