Справочник по ГОСТам и стандартам
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
   ГОСТы, стандарты, нормы, правила
 

ГОСТ 1.2-97
Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены

ОбозначениеГОСТ 1.2-97
Заглавие на русском языкеМежгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены
Заглавие на английском языкеInterstate system for standardization. Interstate standards, rules and recommendations on interstate standardization. Procedure for development, taking over application, renovation and cancellation
Дата введения в действие01.01.1999
ОКС01.120
Код КГСТ50
Код ОКСТУ0001
Индекс рубрикатора ГРНТИ841301
Аннотация (область применения)Настоящий стандарт устанавливает порядок разработки, принятия, применения, обновления (внесения изменений, пересмотра) и отмены документов по межгосударственной стандартизации (межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации)
Ключевые слова документы по межгосударственной стандартизации;   межгосударственные стандарты;   правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации;   порядок разработки, рассмотрения, принятия, применения, обновления, отмены и прекращения применения;   
Вид стандартаОсновополагающие стандарты
Нормативные ссылки на: ГОСТГОСТ 1.0-92; ГОСТ 1.1-2002; ГОСТ 1.3-2002; ГОСТ 1.5-2001
Документ внесен организацией СНГГосстандарт России
Документ принят организацией СНГМежгосударственный Совет по стандартизации метрологии и сертификации
Номер протокола12
Дата принятия21.11.1997
Присоединившиеся страныАзербайджанская Республика; Республика Армения; Республика Беларусь; Грузия; Республика Казахстан; Кыргызская Республика; Республика Молдова; Российская Федерация; Республика Таджикистан; Туркменистан; Республика Узбекистан; Украина
Управление Ростехрегулирования510 - Научно-техническое управление
Разработчик МНДРоссийская Федерация
Дата последнего издания01.04.2003
Номер(а) изменении(й)переиздание с поправкой и изм. 1
Входит в сборникМежгосударственная система стандартизации
Количество страниц (оригинала)26
Организация - РазработчикВНИИстандарт Госстандарта России
СтатусДействует

ГОСТ 1.2-97

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

 

Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены

 

 

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

Минск

 

Предисловие

 

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 12-97 от 21 ноября 1997 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Беларуси

Грузия

Грузстандарт

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгоссстандарт

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Украина

Госстандарт Украины

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

ГОСТ 1.2-97

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены

Interstate System for Standardization. Interstate standards, rules and recommendations on interstate standardization. Procedure for development, taking over application. renovation and cancellation

1 Область применения

ГОСТ 1.1

Положения настоящего стандарта предназначены для применения национальными органами по стандартизации, другими государственными органами управления, Бюро по стандартам Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Бюро по стандартам), межгосударственными техническими комитетами по стандартизации (МТК), национальными техническими комитетами по стандартизации (ТК), предприятиями, организациями и другими субъектами хозяйственной деятельности, научно-техническими, инженерными обществами и другими общественными объединениями (далее - общественные объединения) государств - участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Соглашение).

На национальном уровне могут быть установлены дополнительные требования, конкретизирующие порядок разработки межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, изменений к ним, порядок применения и прекращения применения межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации на территории государства-участника Соглашения.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1.0-92 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения

ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ 1.3-2002 Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятия международных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов

3 Порядок разработки, принятия и регистрации межгосударственных стандартов

3.1.1 Разработку межгосударственных стандартов (далее - стандартов) осуществляют, как правило, в следующем порядке:

1-я стадия - организация разработки стандарта;

* Дату введения стандарта в действие на территории государств устанавливают их национальные органы по стандартизации.

1].

3.1.2. Разработку стандартов осуществляют в соответствии с программой работ по межгосударственной стандартизации или в инициативном порядке.

ГОСТ 1.0 (раздел 4).

Изм. № 2).

3.1.4 Построение, изложение, оформление и обозначение стандартов - по ГОСТ 1.5 с учетом ГОСТ 1.3 (в случае применения в качестве основы для проекта межгосударственного стандарта международного или регионального стандарта).

Изм. № 2).

3.1.5 Пересылку документов в процессе разработки, принятия и регистрации стандартов рекомендуется осуществлять с использованием электронной почты соблюдая порядок обмена документами в электронном формате, установленный Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации [7].

При получении документов рекомендуется направить соответствующее уведомление по электронной почте в адрес отправителя. Требования, устанавливающие необходимость направления уведомления о получении проекта стандарта, приведены в 3.2.3.2, 3.2.4.4 и 3.2.6.2. Контроль за соблюдением этих требований возложен на Бюро по стандартам. При отсутствии электронной почты у получателя проекта стандарта уведомление следует направить факсом, телефонограммой, телеграммой или иным способом, обеспечивающим оперативность его доставки.

3.1.3-3.1.5 (Измененная редакция, Изм. № 1).

3.2 Порядок разработки проектов стандартов

3.2.1 Разработке стандарта в государстве - участнике Соглашения предшествует, как правило, подготовка национальным органом по стандартизации государства - участника Соглашения (далее - национальный орган) соответствующего предложения к программе работ по межгосударственной стандартизации в соответствии с порядком, установленным Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Межгосударственный Совет) [2].

3.2.2 Организация разработки и рассмотрения проекта стандарта в государстве-разработчике осуществляется в соответствии с порядком, установленным национальным органом этого государства.

Перед началом разработки стандарта разработчик (национальный ТК или иная организация) направляет через национальный орган своего государства информацию о начале его разработки (с краткой аннотацией) в национальные органы других государств, заинтересованных в разработке стандарта и указанных в программе работ по межгосударственной стандартизации, для публикации этой информации или применения иных форм ее распространения в этих государствах.

Если проект стандарта разрабатывается в инициативном порядке (без включения в программу работ по межгосударственной стандартизации), то указанная информация направляется национальным органам всех государств - участников Соглашения.

3.2.3 Порядок разработки и рассмотрения первой редакции проекта стандарта в государстве - разработчике стандарта устанавливает его национальный орган.

3.2.2-3.2.3(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.2.3.1 Разработчик стандарта готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку к нему.

В пояснительной записке приводят:

- основание для разработки стандарта, указывая номер темы по программе работ по межгосударственной стандартизации или ссылку на иной организационно-распорядительный документ*;

- краткую характеристику объекта стандартизации;

_______________

* В случае разработки стандарта в инициативном порядке приводят соответствующую запись.

- технико-экономическое социальное или иное обоснование разработки стандарта;

- обоснование целесообразности разработки стандарта на межгосударственном уровне;

- сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими межгосударственными, международными стандартами, правилами, и рекомендациями по межгосударственной стандартизации и (или) сведения о методах применения при разработке проекта стандарта международного (регионального или национального) стандарта (иного нормативного документа);

- предложения по изменению, пересмотру или отмене межгосударственных стандартов, противоречащих предложенному проекту стандарта;

- сведения о патентной чистоте проекта стандарта (при необходимости);

- сведения о рассылке национальным органам первой редакции проекта стандарта на отзыв (с указанием исходящих номеров сопроводительных писем) и обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции);

- перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработке стандарта, а также предусмотренную законодательством информацию, если данные документы относятся к объектам патентного или авторского права;

- сведения о разработчике стандарта с указанием его почтового адреса, номера контактного телефона и адреса электронной почты (при ее наличии у разработчика).

3.2.3.1 (Измененная редакция, Изм. № 1).

3.2.3.2 Национальный орган государства-разработчика направляет первую редакцию проекта стандарта с пояснительной запиской в национальные органы государств, заинтересованных в разработке стандарта (указанных в программе работ по межгосударственной стандартизации), а также в Бюро по стандартам.

Если проект стандарта разрабатывается государством - участником Соглашения в инициативном порядке, то он рассылается национальным органам всех государств - участников Соглашения, если они не прислали уведомление о незаинтересованности в разработке данного стандарта.

При рассылке первой редакции проекта стандарта на отзыв в сопроводительном письме указывают предельную дату получения отзывов от заинтересованных государств исходя из трехмесячного срока, который предоставляют для рассмотрения проекта стандарта. При этом используют типовую формулировку: 'Окончательная дата получения отзыва - _______/дата'.

Срок предоставляемый для рассмотрения проекта, может быть сокращен до 45 дней, если это обусловлено объективными причинами. Причину сокращения срока указывают в сопроводительном письме.

Национальный орган, получивший проект стандарта, в тот же день направляет по электронной почте или иным оперативным способом в адрес национального органа государства-разработчика и Бюро по стандартам уведомление о получении проекта стандарта с указанием даты получения.

3.2.3.3 Рассмотрение первой редакции проекта стандарта в заинтересованных государствах осуществляется в пределах, предоставленного для этого срока (с учетом окончательной даты получения отзыва). Отзывы на первую редакцию проекта стандарта направляются в адрес национального органа государства-разработчика или в иной указанный им адрес (в секретариат национального ТК или иному разработчику стандарта) а также в Бюро по стандартам.

В отзыве замечания и предложения по проекту стандарта рекомендуется излагать в следующей последовательности:

- по проекту в целом;

- по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, перечислениям, приложениям - в порядке изложения проекта стандарта.

Все предложения по проекту стандарта должны быть обоснованы, а замечания должны носить конкретный характер.

3.2.3.4 Национальный орган государства-разработчика рассматривает полученные от заинтересованных государств отзывы, направляет их разработчику для подготовки окончательной редакции проекта стандарта и в случае необходимости сообщает свое мнение о целесообразности реализации предложений и учета замечаний.

3.2.4 Порядок разработки, рассмотрения и согласования окончательной редакции проекта стандарта в государстве-разработчике устанавливает его национальный орган.

3.2.4.1а При разработке окончательной редакции проекта стандарта разработчик готовит сводку отзывов на его первую редакцию (вторую и последующую редакции, при их наличии), которые поступили от других государств. При этом используют форму сводки отзывов, установленную в приложении Е.

Примечание - При разработке промежуточных (второй и последующих) редакций проекта стандарта соблюдают процедуру разработки, установленную для первой редакции (см. 3.2.3). При этом вместе с проектом стандарта рассылают сводку отзывов на его предыдущую редакцию.

3.2.4.1б Целесообразность учета при подготовке окончательной редакции проекта стандарта замечаний и предложений, которые высказаны в отзывах, поступивших после установленной даты их получения, определяет разработчик, если иное не установлено национальным органом.

3.2.4.1 После принятия национальным органом государства-разработчика решения о готовности проекта стандарта (окончательной редакции) к рассылке на рассмотрение и голосование в другие государства его направляют на издательское редактирование в ФГУП «Стандартинформ», осуществляющего функцию издательства межгосударственных стандартов.

Изм. № 2).

3.2.4.2 Издательское редактирование проекта стандарта осуществляется, как правило, в срок не более пяти дней*.

3.2.4.3 При наличии редакционных замечаний по проекту стандарта его разработчик вносит необходимые исправления.

3.2.4.4 Национальный орган государства-разработчика стандарта направляет его окончательную редакцию с пояснительной запиской и сводкой отзывов в национальные органы государств, заинтересованных в разработке стандарта, а также в Бюро по стандартам.

Если проект стандарта разрабатывают без включения в программу работ по межгосударственной стандартизации, то на стадии подготовки окончательной редакции проекта стандарта заинтересованными считаются государства, от которых поступили отзывы на первую редакцию проекта стандарта.

При рассылке окончательной редакции проекта стандарта на рассмотрение и голосование в сопроводительном письме указывают дату подведения итогов голосования, устанавливаемую не ранее трех месяцев со дня рассылки. При этом используют типовую формулировку: 'дата подведения итогов голосования - ________ /дата'.

Срок, предоставляемый для рассмотрения окончательной редакции проекта, может быть сокращен до 45 дней, если это обусловлено объективными причинами. Причину сокращения срока указывают в сопроводительном письме.

Национальный орган, получивший проект стандарта, в тот же день направляет по электронной почте или иным оперативным способом в адрес национального органа государства-разработчика и Бюро по стандартам уведомление о получении проекта стандарта с указанием даты получения.

3.2.4.4 (Измененная редакция, Изм. № 1).

3.2.4.5 Национальные органы заинтересованных государств организуют рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта, принимают по нему решение и направляют в национальный орган государства-разработчика бюллетени голосования до даты подведения итогов голосования а информацию о принятом решении (с обоснованием отрицательного решения) - по электронной почте в Бюро по стандартам. При этом может быть использована система электронного голосования по проектам межгосударственных нормативных документов.

приложениях А и Б.

ГОСТ 1.0 и ГОСТ 1.5, а также порядка, установленного настоящим стандартом, в части выполнения отдельных этапов разработки стандарта, соответствия их сроков программе работ по межгосударственной стандартизации, объективности содержания сводки отзывов и подведения итогов голосования по проекту стандарта.

3.2.5.2 При положительных результатах голосования по проекту стандарта национальный орган государства-разработчика направляет в Издательство стандартов проект стандарта (первый экземпляр и экземпляр с редакционными правками).

* проводит окончательное редактирование проекта стандарта, проставляет на каждом листе первого экземпляра штамп «В НАБОР» и возвращает его вместе с экземпляром с редакционными правками.

3].

3.2.6.1 Доработка проекта стандарта осуществляется в срок, не превышающий двух месяцев, в порядке, установленном национальным органом государства-разработчика.

При доработке проекта стандарта разработчик составляет сводку замечаний и предложений по результатам первоначального голосования национальных органов.

3.2.5.4 и 3.2.5.5.

* В обоснованных случаях, связанных с объемом и (или) количеством поступивших проектов документов, срок редактирования может быть увеличен.

3.2.6.4 (Измененная редакция, Изм. № 1).

3.2.7 Если разработка проекта стандарта осуществляется с участием МТК, национальный орган может передать свои функции в работах по разработке (рассмотрению) проекта стандарта на любой стадии своему полномочному представителю* в МТК и (или) секретариату МТК, участие которых в указанных работах определяется положением о МТК и(или) порядком, установленным национальным органом. При этом разработка проекта стандарта может осуществляться в соответствии с рекомендациями Межгосударственного Совета [5]**.

3.2.8 В качестве окончательной редакции проекта стандарта может быть предложен действующий национальный стандарт государства-участника Соглашения, международный или региональный стандарт (при наличии соглашения, разрешающего такое применение соответствующих региональных стандартов), если данный стандарт изложен на русском языке (или при наличии его аутентичного перевода на русский язык) и при отсутствии в нем ссылок на другие национальные (международные, региональные) стандарты и (или) иные документы, которые не действуют на межгосударственном уровне.

Соответствующее предложение по национальному стандарту может исходить от национального органа, принявшего данный национальный стандарт, или должно быть согласовано с ним. Предложение по международному (региональному) стандарту может исходить от любого национального органа.

Рассылку осуществляет национальный орган, выдвинувший это предложение, который направляет данный стандарт (его версию на русском языке или его перевод на русский язык, если стандарт изложен на ином языке) всем национальным органам.

3.2.8.1 Если национальный (международный, региональный) стандарт распространяется на объект стандартизации, относящийся к сфере деятельности определенного МТК, то рассылка может быть осуществлена его секретариатом и только в государства, являющиеся членами данного МТК. При этом национальным органам других государств направляют уведомление о рассылке данного стандарта.

3.2.8.2 Рассмотрение национального (международного, регионального) стандарта, предложенного для принятия в качестве межгосударственного стандарта, и голосование по нему осуществляют в соответствии с 3.2.4.5, а подведение итогов голосования - в соответствии с 3.2.5.1.

3.2.8.3 При положительных результатах голосования по принятию национального (международного, регионального) стандарта в качестве межгосударственного стандарта национальный орган, принявший данный национальный стандарт или выдвинувший соответствующее предложение переоформляет титульный лист, предисловие, первую страницу и библиографические данные стандарта, а, при необходимости, также разделы 'Термины и определения' и 'Обозначения и сокращения', приводя их в соответствии с ГОСТ 1.5 и ГОСТ 1.3, и обеспечивает издательское редактирование в соответствии с 3.2.4.2, 3.2.4.3 и 3.2.5.3.

Изм. № 2).

3.2.8.4 При отрицательных результатах голосования по принятию национального (международного, регионального) стандарта в качестве межгосударственного стандарта его доработка не осуществляется. В случае оформление межгосударственного стандарта, идентичного международному (региональному) стандарту, допускается его доработка в части редакционных изменений, в том числе изменения наименования стандарта. При этом соблюдают требования ГОСТ 1.3.

3.2.9 Если национальный (международный, региональный) стандарт содержит ссылки на другие национальные (международные, региональные) стандарты и (или) иные документы, не действующие на межгосударственном уровне, то разработка на его основе межгосударственного стандарта осуществляется в соответствии с 3.2.1-3.2.6.

3.2.10 Если национальный орган ведет подготовку проекта межгосударственного стандарта, который является идентичным международному (региональному) стандарту (см. ГОСТ 1.3), то допускается совмещение второй и третьей стадий разработки стандарта. При этом работы, предусмотренные в соответствии с 3.2.3.2-3.2.3.4, не проводятся.

В случае доработки проекта такого стандарта с учетом замечаний и предложений национальных органов в соответствии с 3.2.6.1 и 3.2.6.2, как правило, осуществляется его модификация относительно применяемого международного (регионального) стандарта в соответствии с ГОСТ 1.3.

3.2.8-3.2.10 (Введены дополнительно, Изм. № 1).

3.3 Порядок принятия стандартов

3.3.1 Межгосударственные стандарты принимает Межгосударственный Совет***, проводя голосование по переписке или непосредственно на заседании Межгосударственного Совета.

3.3.2 Голосование по проекту стандарта по переписке осуществляется в процессе рассмотрения его окончательной редакции в государствах - участниках Соглашения, проводимого в соответствии с 3.2.4.5; 3.2.4.6, 3.2.5 и 3.2.5.1 (или 3.2.6.2 и 3.2.6.3). Стандарт считается принятым Межгосударственным Советом по результатам голосования по переписке, если за его принятие проголосовали национальные органы всех заинтересованных государств, или если за него проголосовало большинство заинтересованных национальных органов, а против - не более одного. Последний случай допускается, когда национальный орган, проголосовавший против принятия данного стандарта, не предложил вынести голосование на заседание Межгосударственного Совета, а стандарт не относится к числу основополагающих стандартов (см. 3.3.3.1).

3.3.2 (Измененная редакция, Изм. № 1).

3.3.3 Если стандарт не принят по результатам голосования по переписке в соответствии с 3.3.2, но за его принятие проголосовало не менее двух третей от числа национальных органов, заинтересованных в применении данного стандарта (см. 3.2.5.1), то его принятие выносится на заседание Межгосударственного Совета.

3.3.3.1 На заседание Межгосударственного Совета также выносят принятие наиболее важных основополагающих стандартов, затрагивающих интересы всех государств-участников Соглашения, а также иных стандартов, если с подобной инициативой выступил любой заинтересованный национальный орган при положительных результатах голосования по переписке в соответствии с 3.2.5.1.

3.3.3.2 При голосовании по проекту стандарта на заседании Межгосударственного Совета бюллетени голосования не заполняют, а результаты голосования оформляют соответствующим протоколом (выпиской из протокола), передаваемым национальному органу государства-разработчика стандарта.

3.3.3.3 Если принятие стандарта вынесено на заседание Межгосударственного Совета, а член Совета, представляющий заинтересованное в данном стандарте государство, не может присутствовать на этом заседании или направить на него своего полномочного представителя, то соответствующий национальный орган направляет бюллетень голосования с решением по проекту стандарта не позднее 20 дней до проведения заседания.

______________

* Термины, связанные со структурой и деятельностью МТК, - в соответствии с правилами, установленными Межгосударственным Советом [4].

** В Российской Федерации - по согласованию с Госстандартом России.

*** Термины, связанные с деятельностью Межгосударственного Совета, - в соответствии с правилами, установленными Межгосударственным Советом [6].

*

3.3.4 Стандарт считается принятым на заседании Межгосударственного Совета, если за его принятие проголосовало не менее двух третей от числа членов Совета, представляющих заинтересованные в стандарте государства и присутствующих на этом заседании или направивших бюллетени голосования в соответствии с 3.3.3.3.

Примечания

1 При отсутствии заинтересованности государства в принятии стандарта соответствующему члену Совета рекомендуется воздержаться при проведении голосования по проекту данного стандарта.

2 При голосовании по проекту стандарта не учитывают мнение национального органа, руководитель (или полномочный представитель) которого не присутствует на этом заседании и от которого не поступил в соответствии с 3.3.3.3 бюллетень голосования по данному проекту.

Если стандарт относится к числу основополагающих стандартов, затрагивающих интересы всех государств-участников Соглашения, то данный стандарт считается принятым только при достижении по нему консенсуса*

3.3.5 Проект стандарта, не принятый в соответствии с 3.3.4, может быть опубликован в качестве технического отчета Межгосударственного Совета.

Справочник ГОСТов, ТУ, стандартов, норм и правил. СНиП, СанПиН, сертификация, технические условия

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: