Справочник по ГОСТам и стандартам
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
   ГОСТы, стандарты, нормы, правила
 

СП 11-113-2002
Порядок учета инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций при составлении ходатайства о намерениях инвестирования в строительство и обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений

СП 11-113-2002. Порядок учета инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций при составлении ходатайства о намерениях инвестирования в строительство и обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений

 

Системанормативных документов в строительстве

 

СВОДПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ

 

 

Порядокучетаинженерно-технических мероприятий гражданской обороны

имероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций при

составленииходатайства о намерениях инвестирования

встроительство и обоснований инвестиций в строительство

предприятий,зданий и сооружений

 

СП11-113-2002

 

Procedure of consideration of engineering and technical measuresof civil defence and measures

for prevention of emergencies for drawing up of the petition aboutintentions

of investment in construction and feasibility studies forconstruction

of enterprises, buildings and structures

 

УДК 699.8(083.74)

 

Датавведения 2002-08-01

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

1 РАЗРАБОТАНОткрытым акционерным обществом «Центральный научно-исследовательский ипроектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений» (ОАО«ЦНИИпромзданий»), Государственной экспертизой проектов МЧС России,Государственным предприятием «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» Госстроя России (ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект»),Обществом с ограниченной ответственностью «Инженерный консалтинговый центр«Промтехбезопасность» (ООО «ИКЦ «Промтехбезопасность»)

 

2 ВНЕСЕНДепартаментом предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Департаментомгражданской защиты МЧС России

 

3 ОДОБРЕНГосстроем России (письмо от 22 марта 2002 г. № ЛБ-1446/3)

 

4 ПРИНЯТприказом МЧС России от 23 июля 2002 г. № 357 и введен в действие с 1 августа2002 г.

 

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Учетинженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждениячрезвычайных ситуаций при составлении ходатайства о намерениях инвестирования иобоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооруженийпредусматривается в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-техническиемероприятия гражданской обороны», Типового положения по разработке и составуходатайства (декларации) о намерениях инвестирования в строительствопредприятий, зданий и сооружений и СП 11-101-95 «Порядок разработки,согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительствопредприятий, зданий и сооружений».

Порядок учетаинженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждениячрезвычайных ситуаций охватывает круг вопросов по гражданской обороне, защитенаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера, рассматриваемых на этапе составления предпроектной документации настроительство предприятий, зданий и сооружений. 

Порядокразработан авторским коллективом в составе: Ю.В. Алешин, М.В. Петров, В.А.Совко, Ю.Т. Комаров (Государственная экспертиза проектов МЧС России); А.Г.Беляев (ОАО «ЦНИИпромзданий»); Н.Н. Павлов, В.И. Пулико (ГП«ЦЕНТРИНВЕСТпроект»); С.П. Земцов, С.В. Стрелко (ООО «ИКЦ«Промтехбезопасность»).

 

1ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1 Настоящийнормативный документ разъясняет:

порядокполучения исходных данных и требований для учета инженерно-техническихмероприятий (ИТМ) гражданской обороны (ГО) и предупреждения чрезвычайныхситуаций (ЧС) при составлении ходатайства (декларации) о намеренияхинвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений (далее —ходатайства о намерениях) и обоснований инвестиций в строительство предприятий,зданий и сооружений (далее — обоснований инвестиций);

требования ксоставу и содержанию сведений об ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях иобоснованиях инвестиций;

порядокпроведения экспертизы решений по ИТМ ГОЧС в обоснованиях инвестиций.

Документпредназначен для применения заказчиками (инвесторами)*, проектировщиками,органами, специально уполномоченными решать задачи ГО, задачи по предупреждениюи ликвидации ЧС, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органахместного самоуправления (далее — органами управления по делам ГО и ЧС), и инымиюридическими и физическими лицами — участниками инвестиционного процесса.

___________

*Далее— заказчик.

 

1.2 РазработкаИТМ ГОЧС в составе проектной документации (проектах строительства, рабочихпроектах и рабочей документации) регламентируется отдельным нормативнымдокументом (СП 11-107-98).

 

2НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

 

В настоящемСводе правил использованы ссылки на следующие нормативные документы:

СНиП 2.01.51-90«Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны»;

СНиП 22-01-95«Геофизика опасных природных воздействий»;

СНиП 2.01.53-84«Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства»;

СП 11-107-98«Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятиягражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций»проектов строительства».

ГОСТ Р 22.0.02«Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий»(с Изменением № 1, введенным в действие 01.01.2001 г. постановлениемГосстандарта России от 31.05.2000 г., № 148-ст);

ГОСТ Р 22.0.05«Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации.Термины и определения»;

ГОСТ Р 22.0.10«Правила нанесения на карты обстановки о чрезвычайных ситуациях»;

РД 03-418-01«Методические указания по проведению анализа риска опасных производственныхобъектов».

 

3ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

3.1 Затраты нареализацию ИТМ ГОЧС должны быть учтены в ходатайстве о намерениях иобоснованиях инвестиций и направлены на обеспечение защиты населения итерриторий и снижение материального ущерба от ЧС техногенного и природногохарактера, от опасностей, возникающих при ведении военных действий иливследствие этих действий, а также при диверсиях и террористических актах.

Термины иопределения, используемые в настоящем документе, приведены в приложении А.

3.2 РазработкаИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций осуществляетсяпри наличии у разработчика соответствующей лицензии, выдаваемой в установленномпорядке.

3.3 Для учетаИТМ ГОЧС необходимо руководствоваться действующим в Российской Федерациизаконодательством, строительными нормами и правилами, государственнымистандартами в области строительства, ГО, защиты населения и территорий от ЧСприродного и техногенного характера.

В ходатайстве онамерениях и обоснованиях инвестиций отступления от требований нормативных документовпо проектированию ИТМ ГОЧС допускаются только при наличии разрешенийорганизаций, которые приняли и (или) ввели в действие эти документы.

3.4 Для учетаИТМ ГОЧС при составлении ходатайства о намерениях и обоснований инвестицийрекомендуется использовать руководящие, нормативные и методические документы,указанные в приложении Б.

3.5 Решения поИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций представляются ввиде текстовых и графических материалов, оформленных в соответствии с требованиямигосударственных стандартов системы проектной документации для строительства инастоящего Свода правил.

При разработкеграфических материалов следует учитывать требования ГОСТ Р 22.0.10.

Масштабграфических материалов выбирается в каждом конкретном случае исходя изнеобходимости соблюдения действующих норм и правил и обеспечения полнотыотображения информации.

3.6 Ограниченияна распространение сведений, касающихся ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях иобоснованиях инвестиций, определяются в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.

3.7 До принятияместным органом исполнительной власти решения по ходатайству о намерениях,учтенные при его составлении ИТМ ГОЧС подлежат согласованию органом управленияпо делам ГО и ЧС*.

ИТМ ГОЧС,учтенные в обоснованиях инвестиций, подлежат государственной экспертизе вобласти защиты населения и территорий от ЧС и ГО**.

_________________

*В соответствии с Типовым положением о порядке выдачи исходных данных итехнических условий на проектирование, согласование документации настроительство, а также оплаты указанных услуг (утверждено заместителем Министрастроительства Российской Федерации 06.02.96, письмо Минстроя России от 13.02.96№ БЕ-19-4/9).

**В соответствии с Положением о проведении государственной экспертизы иутверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации вРоссийской Федерации (утверждено постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 27.12.2000 № 1008).

 

4ОСНОВНЫЕ ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕТА

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХМЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

ИПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ХОДАТАЙСТВЕ

ОНАМЕРЕНИЯХ И ОБОСНОВАНИЯХ ИНВЕСТИЦИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВО

 

4.1 Заказчикходатайства о намерениях и обоснований инвестиций осуществляет сбор исходныхданных и требований для учета ИТМ ГОЧС до составления (разработки) указанныхдокументов. Для этой цели заказчик может привлекать на договорной основепроектировщика.

4.2 Органамиуправления по делам ГО и ЧС (в пределах их компетенции) по запросу заказчикавыдаются исходные данные о состоянии потенциальной опасности территории, накоторой намечается строительство, а также требования для учета ИТМ ГОЧС впредпроектной документации.

Примерныйперечень необходимых сведений, которые заказчик должен направить в органуправления по делам ГО и ЧС для получения исходных данных и требований,приведен в приложении В.

4.3 Основныеисходные данные и требования для учета ИТМ ГОЧС включают:

категорию по ГОобъекта, намечаемого к строительству (особой важности, первая, вторая,некатегорированный), сведения о прекращении или перемещении в другое местодеятельности объекта в военное время;

группу по ГОтерритории (особой важности, первая, вторая, третья), на которой предполагаетсяразместить объект (для объектов на территориях, отнесенных к группам по ГО);

категории игруппы по ГО объектов и территорий, расположенных вблизи предполагаемого местастроительства (если такие имеются);

переченьвозможных источников ЧС техногенного характера на объекте, намечаемом кстроительству, а также вблизи участка его предполагаемого размещения;

переченьвозможных источников ЧС природного характера в районе предполагаемогостроительства;

требования кзащитным сооружениям ГО (ЗС ГО);

требования посозданию систем оповещения ГО и локальных систем оповещения при авариях напотенциально опасных объектах;

требования померам предотвращения постороннего вмешательства в деятельность объекта,намечаемого к строительству;

дополнительныетребования по обеспечению безопасности, которые должны быть учтены приразработке предпроектной документации.

Примерныйперечень исходных данных и требований для учета ИТМ ГОЧС в ходатайстве онамерениях и обоснованиях инвестиций, приведен в приложении Г.

 

5ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

ИПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, УЧИТЫВАЕМЫЕ

ВХОДАТАЙСТВЕ О НАМЕРЕНИЯХ

 

5.1 Входатайстве о намерениях, разрабатываемом в соответствии с утвержденной вустановленном порядке градостроительной документацией, учитываются основные ИТМГОЧС, которые должны быть предусмотрены в дальнейшем при проектировании истроительстве предприятия, здания и сооружения.

Необходимыйсостав ИТМ ГОЧС определяется заказчиком в зависимости от характера объекта итерритории.

5.2 В текстовыхматериалах ходатайства о намерениях в части, касающейся учета ИТМ ГОЧС,приводятся:

а) исходныеданные и требования для учета ИТМ ГОЧС, выданные органом управления по делам ГОи ЧС;

б) сведения оналичии лицензии на разработку ИТМ ГОЧС;

в)характеристика района, пункта, участка намечаемого строительства согласно темили иным зонам опасности или загородной зоне, предусмотренным СНиП 2.01.51-90;

г) сведения оприродно-климатических условиях района строительства в части, касающейсяналичия природных процессов, отнесенных в соответствии со СНиП 22-01-95 копасным, весьма опасным и чрезвычайно опасным (катастрофическим);

д) данные опродолжении функционирования предприятия, здания и сооружения в военное время,прекращении или переносе производства в загородную зону, перепрофилированиипредприятия в военное время на выпуск иной продукции;

е) сведения оботнесении объекта к категории по ГО (особой важности, первой, второй,некатегорированный);

ж) данные оперсонале объекта и населении на прилегающей территории с указанием режимаработы, сменности, примерной численности работников в наибольшую смену, наличиювблизи жилой застройки и мест массового скопления людей;

з)ориентировочная численность наибольшей работающей смены военного времени,дежурного и линейного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельностьтерриторий, отнесенных к группам по ГО, и объектов особой важности (дляобъектов, продолжающих работу в военное время);

и) краткоеописание систем оповещения и управления ГО;

к) порядокорганизации светомаскировки в соответствии с требованиями СНиП 2.01.53-84;

л) данные о типеЗС ГО, примерном количестве убежищ или противорадиационных укрытий и ихвместимости (для объектов, на которых должно предусматриваться строительство ЗСГО);

м) данные онеобходимости соблюдения особых требований СНиП 2.01.51-90 для объектов: накоторых используются, производятся или хранятся аварийно химически опасныевещества (АХОВ), взрывчатые вещества и материалы, легковоспламеняющиеся игорючие вещества; магистральных трубопроводов; гидротехнических сооружений;автомобильных дорог; объектов железнодорожного, морского, речного и воздушноготранспорта; сельскохозяйственных объектов; предприятий по переработке ихранению продукции агропромышленного производства; бань, душевых предприятий;прачечных, фабрик химической чистки, а также постов мойки и уборки подвижногосостава автотранспорта;

н) переченьосновных опасностей, которые могут возникнуть на объекте строительства в случаеаварий (как на самом объекте, так и на соседних потенциально опасных объектах)и стихийных бедствий, с указанием примерных объемов и основных характеристикпроизводимых, хранящихся или транспортируемых опасных веществ, технологическогооборудования, а также критериев, в соответствии с которыми объект строительстваможет быть отнесен к потенциально опасным (опасным производственным объектам);

о) сведения онеобходимости декларирования безопасности (промышленной безопасности)намечаемого к строительству объекта;

п) результатыпредварительной оценки риска ЧС техногенного и природного характера натерритории намечаемого строительства предприятия, здания или сооружения,включая значения потенциального риска гибели человека из категорийэксплуатационного персонала и населения на прилегающей территории, возможногоматериального ущерба от ЧС, а также вероятности (частоты) возникновения локальной,местной, территориальной, региональной, федеральной и трансграничной ЧС;

р) переченьосновных мероприятий, необходимых для исключения развития последствий аварий,обеспечения взрывопожаробезопасности, защиты территории, зданий и сооружений отопасных природных процессов;

с) сведения обобеспечении надежности функционирования систем электро-, тепло-, газо-,водоснабжения и канализации;

т) данные онеобходимости создания локальной системы оповещения в случае аварий на объекте,намечаемом к строительству (для химически, радиационно опасных объектов игидротехнических сооружений);

у) переченьосновных мероприятий по предотвращению постороннего вмешательства вдеятельность объекта;

ф)ориентировочная стоимость ИТМ ГОЧС, определяемая по аналогам и укрупненнымпоказателям.

5.3 Графическиематериалы по ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях разрабатываются в видеситуационного плана (планов), на котором нанесены:

а)предполагаемые площадки для размещения объекта строительства с указанием ихразмеров и экспликацией основных зданий и сооружений с краткой иххарактеристикой (назначение, размеры);

б) рядомрасположенные объекты, жилая застройка, транспортные коммуникации (отнесенные ккатегориям по ГО, попадающие в зону действия поражающих факторов при авариях наобъекте строительства, способных при аварии оказать воздействие на объектстроительства);

в) границы зонвозможной опасности и загородной зоны, предусмотренные СНиП 2.01.51-90;

г) границысанитарно-защитной, охранной и других зон ограничения деятельности;

д) зоны действияприродных процессов, отнесенных в соответствии со СНиП 22-01-95 к опасным,весьма опасным и чрезвычайно опасным (катастрофическим);

е) зоны действияпоражающих факторов при максимальных по последствиям авариях на объектестроительства, а также потенциально опасных объектах и транспортныхкоммуникациях, которые могут воздействовать на участок намечаемогостроительства;

ж) территории,отнесенные по степени опасности ЧС техногенного и природного характера к зонамнеприемлемого риска, жесткого контроля и приемлемого риска в соответствии скритериями, приведенными в приложении Д;

з) масштаб.

5.4 Объемпредставляемых материалов по ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях долженобеспечивать возможность ориентировочной технико-экономической оценки этихмероприятий, необходимой для принятия решения органом исполнительной власти навозможное строительство намечаемого объекта.

 

6.ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

ИПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, УЧИТЫВАЕМЫЕ

ВОБОСНОВАНИЯХ ИНВЕСТИЦИЙ

 

6.1 Вобоснованиях инвестиций, разрабатываемых в соответствии с утвержденной вустановленном порядке градостроительной документацией и/или решением органаисполнительной власти о возможности реализации намерений инвестирования встроительство предприятия, здания и сооружения, определяется рациональныйсостав ИТМ ГОЧС, которые должны быть предусмотрены при дальнейшемпроектировании и строительстве.

6.2 В текстовыхматериалах обоснований инвестиций в части, касающейся учета ИТМ ГОЧС,приводятся:

а) исходные данныеи требования для учета ИТМ ГОЧС, выданные органом управления по делам ГО и ЧС,а также требования, сформированные в результате рассмотрения ходатайства онамерениях;

б) сведения оналичии лицензии на разработку ИТМ ГОЧС;

в) анализвозможных вариантов размещения объекта строительства с точки зрения попаданияего в те или иные зоны опасности или в загородную зону, предусмотренные СНиП2.01.51-90;

г) сведения оприродно-климатических условиях района строительства в части, касающейсяналичия природных процессов, отнесенных в соответствии со СНиП 22-01-95 копасным, весьма опасным и чрезвычайно опасным (катастрофическим);

д) данные опродолжении функционирования предприятия, здания и сооружения в военное время,прекращении или переносе производства в загородную зону, перепрофилированиипредприятия в военное время на выпуск иной продукции;

е) сведения оботнесении объекта к категории по ГО (особой важности, первой, второй,некатегорированный);

ж) данные оперсонале объекта и населении на прилегающей территории с указанием режимаработы, сменности, примерной численности работников в наибольшую смену, наличиивблизи жилой застройки и мест массового скопления людей;

з) обоснованиечисленности наибольшей работающей смены военного времени, дежурного и линейногоперсонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность территорий, отнесенныхк группам по ГО, и объектов особой важности (для объектов, продолжающих работув военное время);

и)принципиальные технические решения по организации систем оповещения иуправления ГО;

к) сведения оборганизации безаварийной остановки технологических процессов;

л)принципиальные решения по обеспечению светомаскировки в соответствии стребованиями СНиП 2.01.53-84;

м) обоснованиетипа ЗС ГО, количества убежищ или противорадиационных укрытий, их вместимости имест размещения (для объектов, на которых должно предусматриватьсястроительство ЗС ГО);

н)принципиальные решения по соблюдению особых требований СНиП 2.01.51-90 дляобъектов: на которых используются, производятся или хранятся аварийно химическиопасные вещества (АХОВ), взрывчатые вещества и материалы, легковоспламеняющиесяи горючие вещества; магистральных трубопроводов; гидротехнических сооружений;автомобильных дорог; объектов железнодорожного, морского, речного и воздушноготранспорта; сельскохозяйственных объектов; предприятий по переработке ихранению продукции агропромышленного производства; бань, душевых предприятий;прачечных, фабрик химической чистки, а также постов мойки и уборки подвижногосостава автотранспорта;

о) переченьопасностей, которые могут возникнуть на объекте строительства в случае аварий(как на самом объекте, так и на соседних потенциально опасных объектах) истихийных бедствий, с указанием объемов и характеристик производимых,хранящихся или транспортируемых опасных веществ, основного технологическогооборудования, а также перечень опасных производственных объектов;

п) сведения онеобходимости декларирования безопасности (промышленной безопасности) объектастроительства;

р) оценка рискаЧС техногенного и природного характера по всем вариантам технологическихрешений и мест размещения предприятия, здания и сооружения, включая определениезначений индивидуального и коллективного риска гибели людей из категорийэксплуатационного персонала и населения на прилегающей территории, величинвозможного материального ущерба от ЧС, а также вероятностей (частот)возникновения локальной, местной, территориальной, региональной, федеральной итрансграничной ЧС;

с)принципиальные технические решения по исключению разгерметизации оборудования ипредупреждению выбросов опасных веществ, локализации последствий аварий,обеспечению взрывопожаробезопасности, защите территории, зданий и сооружений отопасных природных процессов;

т) данные осистемах: контроля радиационной и химической обстановки; обнаружениявзрывоопасных концентраций;

у) сведения обобеспечении надежности функционирования систем электро-, тепло-, газо-,водоснабжения и канализации (для всех вариантов технологических решений и местразмещения объекта строительства);

ф)принципиальные решения по защите источников водоснабжения от радиоактивных иотравляющих веществ;

х) обоснованиезоны действия локальной системы оповещения в случае аварий на объектестроительства (для химически, радиационно опасных объектов и гидротехническихсооружений) и сведения об организации системы оповещения его работников вслучае аварий на соседних объектах;

ц) данные околичестве и возможных местах размещения резервов материальных средств дляликвидации ЧС;

ч) сведения обобеспечении противоаварийной устойчивости пункта управления (для потенциальноопасных объектов);

ш) перечень мерпо предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта;

щ) основныефинансовые затраты на реализацию ИТМ ГОЧС, определяемые по каждому из вариантовтехнологических решений и мест размещения объекта строительства предприятия,здания или сооружения (могут определяться по аналогам, укрупненным показателям,а также прогнозным и экспертным оценкам).

6.3 Графическиематериалы по ИТМ ГОЧС в обоснованиях инвестиций разрабатываются в следующемсоставе:

1. Ситуационныйплан (планы), на котором наносятся:

а) предлагаемаяплощадка (площадки) для размещения объекта строительства, а также инженерныесети и коммуникации, к которым он будет присоединяться;

б) рядом расположенныеобъекты, жилая застройка, транспортные коммуникации (отнесенные к категориям поГО, попадающие в зону действия поражающих факторов при авариях на объектестроительства, способные при аварии оказать воздействие на объектстроительства);

в) границы зонвозможной опасности и загородной зоны согласно СНиП 2.01.51-90;

г) границысанитарно-защитной, охранной и других зон ограничения деятельности;

д) зоны действияприродных процессов, отнесенных в соответствии со СНиП 22-01-95 к опасным,весьма опасным и чрезвычайно опасным (катастрофическим);

е) зоны действияпоражающих факторов при максимальных по последствиям авариях на объектестроительства, а также на соседних потенциально опасных объектах и транспортныхкоммуникациях (если они могут достигать участка намечаемого строительства);

ж) территории,отнесенные по степени опасности ЧС техногенного и природного характера к зонамнеприемлемого риска, жесткого контроля и приемлемого риска в соответствии скритериями, приведенными в приложении Д;

з) масштаб.

2 Генеральныйплан (планы), на котором показываются:

а) основныездания и сооружения с краткой их характеристикой (назначение, размеры,этажность, очередность застройки);

б) инженерныесети и коммуникации, места присоединения их к зданиям и сооружениям;

в) границы зонвозможных завалов согласно СНиП 2.01.51-90;

г) местаразмещения и вместимость ЗС ГО (сооружений двойного назначения) и пунктауправления ГО в одном из них (для объектов, на которых предусматриваетсястроительство ЗС ГО);

д) зоны действияпоражающих факторов при авариях на объекте строительства;

е) местаразмещения пунктов управления (операторных, щитов управления);

ж) участкитерритории, отнесенные по степени опасности ЧС техногенного и природногохарактера к зонам неприемлемого риска, жесткого контроля и приемлемого риска всоответствии с критериями, приведенными в приложении Д;

з) масштаб.

6.4 Объем исодержание материалов по ИТМ ГОЧС в обоснованиях инвестиций должны обеспечиватьвозможность технико-экономического сравнения этих мероприятий при выборе местстроительства, технологий и оборудования, обеспечении защиты населения итерриторий, снижении материального ущерба от ЧС техногенного и природногохарактера и от опасностей, возникающих при ведении военных действий иливследствие этих действий, а также при диверсиях и террористических актах.

 

7СОГЛАСОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХМЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

ИПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, УЧТЕННЫХ

ВХОДАТАЙСТВЕ О НАМЕРЕНИЯХ И ОБОСНОВАНИЯХ ИНВЕСТИЦИЙ

 

7.1 Согласованиеучтенных в ходатайстве о намерениях ИТМ ГОЧС осуществляется органом управленияпо делам ГО и ЧС при местном органе исполнительной власти, принимающем решениепо ходатайству о намерениях.

Порядокрассмотрения и согласования ходатайства о намерениях должен соответствоватьтребованиям установленного порядка выдачи исходных данных и технических условийна проектирование, согласования документации на строительство, а также оплатыуказанных услуг.

7.2Государственная экспертиза ИТМ ГОЧС, учтенных в обоснованиях инвестиций,проводится экспертными органами Министерства Российской Федерации по деламгражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийныхбедствий (МЧС России) — Государственной экспертизой проектов МЧС России иэкспертными комиссиями или экспертными организациями при органах управления поделам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации.

Порядокпроведения экспертизы обоснований инвестиций должен соответствовать требованиямустановленного в Российской Федерации порядка проведения государственнойэкспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектнойдокументации, а также положения о разграничении функций по государственнойэкспертизе и утверждению градостроительной, предпроектной и проектнойдокументации между МЧС России и Государственным комитетом Российской Федерациипо строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России),

7.3Государственная экспертиза проектов МЧС России проводит экспертизу ИТМ ГОЧС вобоснованиях инвестиций, которые подлежат рассмотрению Главным управлениемгосударственной вневедомственной экспертизы при Госстрое России(Главгосэкспертиза России).

7.4 Экспертныекомиссии или экспертные организации при органах управления по делам ГО и ЧСсубъектов Российской Федерации проводят экспертизу ИТМ ГОЧС в обоснованияхинвестиций, которые подлежат рассмотрению организациями государственнойвневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации.

7.5 Нарассмотрение и согласование решений по ИТМ ГОЧС, содержащихся в ходатайстве онамерениях, представляется полностью укомплектованная и оформленнаядокументация в следующем составе:

исходные данныеи требования, выданные органом управления по делам ГО и ЧС для учета ИТМ ГОЧС входатайстве о намерениях;

текстовые играфические материалы ходатайства о намерениях, содержащие сведения об ИТМ ГОЧСв соответствии с требованиями настоящего Свода правил.

7.6 Наэкспертизу ИТМ ГОЧС, содержащихся в обоснованиях инвестиций, представляетсяполностью укомплектованная и оформленная документация в следующем составе:

исходные данныеи требования, выданные органом управления по делам ГО и ЧС для учета ИТМ ГОЧС вобоснованиях инвестиций;

текстовые играфические материалы обоснований инвестиций, содержащие сведения об ИТМ ГОЧС всоответствии с требованиями настоящего Свода правил.

Принеобходимости представляются и другие материалы обоснований инвестиций,связанные с вопросами обеспечения безопасности объекта строительства, защитынаселения и территорий.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕА

(обязательное)

 

Основныетермины и определения

 

Авария — опасное техногенноепроисшествие, создающее на объекте, определенной территории или акваторииугрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений,оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортногопроцесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде (по ГОСТ Р22.0.05).

Гражданскаяоборона — система мероприятий поподготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностейна территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведениивоенных действий или вследствие этих действий (по Федеральному закону «Огражданской обороне»).

Защитанаселения в чрезвычайных ситуациях — совокупностьвзаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС,направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения иугрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источниковчрезвычайной ситуации (по ГОСТ Р 22.0.02).

Защитноесооружение — инженерное сооружение,предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей,возникающих в результате последствий аварий на потенциально опасных объектах,либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также отвоздействия современных средств поражения (по ГОСТ Р 22.0.02).

Индивидуальныйриск — частота пораженияотдельного человека в результате воздействия исследуемых факторов опасности (поРД 03-418-01).

Инженерно-техническиемероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций (ИТМГОЧС) — совокупность реализуемых пристроительстве проектных решений, направленных на обеспечение защиты населения итерриторий и снижение материального ущерба от ЧС техногенного и природногохарактера, от опасностей, возникающих при ведении военных действий иливследствие этих действий, а также при диверсиях и террористических актах.

Источникчрезвычайной ситуации — опасноеприродное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широкораспространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных ирастений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайнаяситуация (по ГОСТ Р 22.0.02).

Коллективныйриск — ожидаемое количествопораженных в результате возможных аварий за определенный период времени (по РД03-418-01).

Ликвидациячрезвычайной ситуации — аварийно-спасательныеи другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуацийи направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей, снижение размеровущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализациюзон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них поражающихфакторов (по ГОСТ Р 22.0.02).

Опасность вчрезвычайной ситуации — состояние,при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов ивоздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты народногохозяйства и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации (по ГОСТ Р22.0.02).

Потенциальноопасный объект— объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят илитранспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические ибиологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источникачрезвычайной ситуации (по ГОСТ Р 22.0.02).

Потенциальныйриск (или потенциальный территориальный риск) — частота реализации поражающих факторов опасности врассматриваемой точке территории (по РД 03-418-01).

Предупреждениечрезвычайных ситуаций — комплексмероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможноеуменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранениездоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерьв случае их возникновения (по ГОСТ Р 22.0.02).

Промышленнаябезопасность опасных производственных объектов — состояние защищенностижизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасныхпроизводственных объектах и последствий указанных аварий (по Федеральномузакону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

Риск — сочетание частоты (иливероятности) и последствий определенного опасного события. Понятие риска всегдавключает два элемента: частоту, с которой осуществляется опасное событие, ипоследствия этого события.

Сооружениедвойного назначения — инженерноесооружение производственного, общественного, коммунально-бытового илитранспортного назначения, приспособленное (запроектированное) для укрытиялюдей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствийаварий на потенциально опасных объектах, а также от воздействия современныхсредств поражения.

Чрезвычайнаяситуация — обстановка на определеннойтерритории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природногоявления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь илиповлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающейприродной среде, значительные материальные потери и нарушение условийжизнедеятельности людей. Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника(природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам (по ГОСТР 22.0.02).


ПРИЛОЖЕНИЕБ

(рекомендуемое)

 

Переченьосновных руководящих, нормативных и методических документов,

рекомендуемыхдля использования при разработке решений по инженерно-

техническиммероприятиям гражданской обороны и предупреждения

чрезвычайныхситуаций в ходатайстве о намерениях

иобоснованиях инвестиций

 

Федеральныезаконы (законы Российской Федерации)

 

«Градостроительныйкодекс Российской Федерации» от 7 мая 1998 г. № 73-ФЗ, (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 1998, № 19, ст. 2069);

«О гражданскойобороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 1998, № 7, ст. 799);

«О защитенаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера от 11 ноября 1994 г. № 68-ФЗ (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 1994, № 35, ст. 3648);

«О безопасности»от 5 марта 1992 г. № 2646-1 (Российская газета, 1992, № 103);

«О пожарнойбезопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649);

«Обиспользовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552);

«О радиационнойбезопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ (Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 1996, № 3, ст. 141);

«О промышленнойбезопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ(Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588);

«О безопасностигидротехнических сооружений» от 23 июля 1997 г. № 117-ФЗ (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3589).

 

УказПрезидента Российской Федерации

 

«ВопросыМинистерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 21 августа 2002 г. №1011 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002).

 

ПостановленияПравительства (Совета Министров) Российской Федерации

 

«О единойгосударственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 5ноября 1995 г. № 1113 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №46, ст. 4459);

«О порядкесоздания убежищ и иных объектов гражданской обороны» от 29 ноября 1999 г. №1309 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 48, ст. 6000);

«О порядкеотнесения организаций к категориям по гражданской обороне» от 19 сентября 1998г. № 1115;

«О созданиилокальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»от 1 марта 1993 г. № 178;

«О порядкепроведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной,предпроектной и проектной документации» от 27 декабря 2000 г. № 1008 (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2001, № 1, часть II, ст. 135);

«О порядке сбораи обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 24марта 1997 г. № 334 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №13, ст. 1545);

«О силах исредствах единой государственной системы предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций» от 3 августа 1996 г. № 924 (Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 1996, № 33, ст. 3998);

«О режиметерриторий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы наЧернобыльской АЭС» от 25 декабря 1992 г. № 1008 (Собрание актов Президента иПравительства Российской Федерации, 1993, № 5, ст. 387);

«О единойгосударственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки натерритории Российской Федерации» от 20 августа 1992 г, № 600;

«Вопросыстроительства атомных станций на территории Российской Федерации» от 28 декабря1992 г. № 1026;

«О мерах пообеспечению защиты персонала атомных станций и населения в случае возникновениярадиационно-опасных аварий на этих станциях» от 23 октября 1989 г. № 882;

«Об утвержденииПоложения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороныприватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» от 23 апреля1994 г. № 359 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 2, ст.94);

«О классификациичрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 13 сентября 1996г. № 1094 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 39, ст.4563);

«О порядкесоздания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидациичрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 10 ноября 1996 г.№ 1340 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 47, ст. 5334);

«Об утвержденииПоложения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитныхполосах» от 23 ноября 1996 г. № 1404 (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 1996, № 49, ст. 5567);

«О срокахдекларирования промышленной безопасности действующих опасных производственныхобъектов» от 2 февраля 1998 г. № 142 (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 1998, № 6, ст. 761);

«Об утвержденииПравил представления декларации промышленной безопасности опасныхпроизводственных объектов» от 11 мая 1999 г. № 526 (Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 1999, № 20, ст. 2445);

«Об утвержденииположения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» от 6ноября 1998 г. № 1303 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №46, ст. 5698);

«О неотложныхмерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»от 21 августа 2000 г. № 613 (Собрание законодательства Российской Федерации,2000, № 35, ст. 3582).

 

Руководящиедокументы

 

«Типовое положениео порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование,согласование документации на строительство, а также оплаты указанных услуг».Минстрой России, 1996 г.;

«Типовоеположение по разработке и составу Ходатайства (Декларации) о намеренияхинвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений». МинстройРоссии, 1997 г.;

«Положение оразграничении функций по государственной экспертизе и утверждениюградостроительной, предпроектной и проектной документации между МинистерствомРоссийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и Государственнымкомитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальномукомплексу (Госстрой России). МЧС России — № 1-4-29/1 от 22.06.2001 г., ГосстройРоссии — № АШ-3440/24 от 26.06.2001 г.;

«Порядокпроведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной ипроектной документации в системе МЧС России». Приказ МЧС России от 31.07.2001г. № 340;

«Положение огосударственной экспертизе проектов МЧС России». Приказ МЧС России от10.07.2001 г. № 309;

«Положение осистемах оповещения гражданской обороны». Приказ МЧС России, Госкомсвязи Россиии ВГТРК от 07.12.1998 г. № 701/212/803;

«Положение опорядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений,содержащихся в ней». Постановление Госгортехнадзора России от 07.09.1999 г. №66;

Изменение № 1 к«Положению о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечнесведений, содержащихся в ней». Постановление Госгортехнадзора России от27.10.2000 г. № 62.

 

Нормативно-техническиедокументы

 

СП 11-101-95«Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестицийв строительство предприятий, зданий и сооружений»;

ГОСТ 12.1.004«Пожарная безопасность. Общие требования»;

ГОСТ 12.1.010«Взрывобезопасность. Общие требования»;

ГОСТ Р 23.0.01"Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения»;

ГОСТ Р 22.0.02«Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий»(с Изменением № 1, введенным в действие 01.01.2001 г. постановлениемГосстандарта России от 31.05.2000 г. № 148-ст);

ГОСТ Р 22.0.05«Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации.Термины и определения»;

ГОСТ Р 22.0.06«Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайныхситуаций. Поражающие факторы»;

ГОСТ Р 22.0.07«Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайныхситуаций»;

ГОСТ Р 22.3.03«Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения»;

ГОСТ 12.1.033«ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения»;

СНиП 2.01.51-90«Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны»;

«Рекомендации попроектированию запасных пунктов управления»;

СНиП II-11-77* «Защитные сооружениягражданской обороны»;

ВСН ИТМ ГО АС-90«Нормы проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны наатомных станциях»;

СН 148-76«Инструкция по проектированию приспособления и использования метрополитенов длязащиты и перевозки населения в военное время»;

ВСН ВК4-90«Инструкция по подготовке и работе систем хозяйственно-питьевого водоснабженияв чрезвычайных ситуациях»;

СНиП 2.01.53-84«Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства»;

СНиП 2.01.54-84«Защитные сооружения гражданской обороны в подземных горных выработках»;

СНиП 2.01.55-85«Объекты народного хозяйства в подземных горных выработках»;

СНиП 2.01.57-85«Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарнойобработки людей, специальной обработки одежды и подвижного составаавтотранспорта»;

ПНАЭ Г-03-33-93«Размещение атомных станций. Основные критерии и требования по обеспечениюбезопасности»;

ПНАЭ Г-05-035-94«Учет внешних воздействий природного и техногенного происхождения на ядерно- ирадиационно опасные объекты»;

СНиП 21-01-97*«Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

СНиП 22-01-95«Геофизика опасных природных воздействий»;

СНиП 2.06.15-85«Инженерная защита территорий от затопления и подтопления»;

СНиП 2.01.15-90«Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологическихпроцессов. Основные положения проектирования»;

СНиП 2.07.01-89*«Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;

СНиП II-7-81* «Строительство всейсмических районах»;

СНиП 23-01-99«Строительная климатология»;

СНиП 2.01.09-91«Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах»;

СНиП 11-02-96«Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»;

СНиП 2.05.06-85*«Магистральные трубопроводы»;

СНиП 2.05.13-90«Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенныхпунктов»;

СНиП 2.06.01-86«Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования»;

СНиП II-89-80* «Генеральные планыпромышленных предприятий»;

ОНД-86 «Методикарасчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся ввыбросах предприятий»;

СанПиН2.2.1/2.1.1.1031-01 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификацияпредприятий, сооружений и иных объектов»;

НПБ 105-95«Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарнойопасности»;

НПБ 107-97«Определение категорий наружных установок по пожарной опасности»;

ПБ 09-170-97«Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических,нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»;

ПБ 13.01-92«Единые правила безопасности при взрывных работах»;

ПУЭ «Правилаустройства электроустановок», 2000;

РД 34.21.122-87«Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений»;

ВСН ВОЗ-83«Инструкция по защите технологического оборудования от воздействия поражающихфакторов ядерных взрывов»;

ПБ 09-322-99«Правила безопасности при производстве, хранении, транспортировании иприменении хлора».

 

Методическиедокументы

 

РД 52.04.253-90«Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими и ядовитымивеществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и натранспорте»;

Методическоепособие по прогнозированию и оценке химической обстановки в чрезвычайных ситуациях.— М.: ВНИИ ГОЧС, 1993;

Временнаяметодика прогнозирования радиационной обстановки в случае запроектных аварий,сопровождающихся выбросами в атмосферу и сбросами в водную среду радиоактивныхвеществ на объектах атомной энергетики. — М.: В/ч 52609, 1991;

Сборник методикпо прогнозированию возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в РСЧС(книги 1 и 2 ). — М.: МЧС России, 1994;

РД 03-418-01«Методические указания по проведению анализа риска опасных производственныхобъектов»;

РД 03-357-00«Методические рекомендации по составлению декларации промышленной безопасностиопасных производственных объектов»;

Методическоеруководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах. АК«Транснефть», 1999;

Отраслевоеруководство по анализу и управлению риском, связанным с техногеннымвоздействием на человека и окружающую природную среду при сооружении иэксплуатации объектов добычи, транспорта, хранения и переработкиуглеводородного сырья с целью повышения их надежности и безопасности. РАО «Газпром», 1999;

Manualof Industrial Hazard Assessment Techniques. Office of Environmental andScientific Affairs. The World Bank. Методика Всемирного Банка оценки опасности промышленныхпроизводств.

 

Примечание—Кромеуказанных в настоящем Перечне, следует руководствоваться также другимифедеральными, территориальными и производственно-отраслевыми нормативнымидокументами, содержащими требования по проектированию ИТМ ГОЧС, повышениюбезопасности объектов, эффективности защиты населения и территорий от ЧС техногенного,природного и военного характера.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕВ

(рекомендуемое)

 

Примерныйперечень сведений, направленных в орган управления по делам ГО и ЧС

дляполучения от него исходных данных и требований для учета инженерно-

техническихмероприятий гражданской обороны и предупреждения

чрезвычайныхситуаций в ходатайстве о намерениях

иобоснованиях инвестиций

 

1 Полноенаименование объекта.

2 Заказчикразработки ходатайства о намерениях или обоснования инвестиций (наименованиеорганизации и юридический адрес), разработчик ходатайства о намерениях илиобоснования инвестиций (название организации, юридический адрес, наличиелицензии на разработку ИТМ ГОЧС в проектной документации).

3 Предполагаемоеместо или варианты мест расположения объекта, намечаемого к строительству.

4 Намечаемыесроки строительства.

5Технологические характеристики объекта: выпускаемая продукция, проектнаямощность, наличие потенциально опасного технологического оборудования иматериалов.

6 Предполагаемаякатегория по ГО, к которой может быть отнесен объект, сведения о возможностипродолжения или прекращения его работы в военное время, переносе производства взагородную зону.

7Ориентировочная численность работающих, в том числе продолжающих работать ввоенное время (наибольшей работающей смены, дежурного и линейного персонала,обеспечивающего жизнедеятельность объекта).

8 Наличиесуществующих ЗС ГО, их защитные свойства, вместимость, размещение и характериспользования в мирное время (при расширении, реконструкции и техническомперевооружении объектов).

9 Возможностьвозникновения на намечаемом к строительству объекте ЧС, исходя из технологииработы в процессе эксплуатации и технического обслуживания агрегатов икоммуникаций, вывода объекта из эксплуатации (с указанием видов воздействия ипоражающих факторов).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕГ

(рекомендуемое)

 

Примерныйперечень исходных данных и требований для учета инженерно-

техническихмероприятий гражданской обороны и предупреждения

чрезвычайныхситуаций в ходатайстве о намерениях

иобоснованиях инвестиций

 

В состависходных данных и требований, которые должны учитываться при составленииходатайства о намерениях и обоснований инвестиций, следует включать:

категорию по ГО,к которой целесообразно отнести намечаемый к строительству объект;

данные оботнесенных к категориям по ГО организациях и отнесенных к группам по ГОтерриториях, рядом или в пределах которых будет располагаться намечаемый кстроительству объект;

наименования зонсогласно перечню, приведенному в СНиП 2.01.51-90, в пределах которых находятся намечаемыек строительству объект или трасса (участки трассы) сооружения;

ограничения наразмещение строительства в зонах возможных разрушений, катастрофическогозатопления, возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения);

сведения оналичии ЗС ГО и их характеристиках на рядом расположенной территорииорганизаций и населенных пунктов;

сведения онаблюдаемых в районе намечаемого строительства опасных природных процессах(землетрясениях, оползнях, селях, лавинах, абразии, переработке берегов, карсте,суффозии, просадочности пород, наводнениях, подтоплении, эрозии, ураганах,смерчах, цунами и др.), требующих превентивных защитных мер;

перечни и местарасположения существующих и намечаемых к строительству потенциально опасныхобъектов, транспортных коммуникаций, при авариях на которых поражающие факторымогут оказать воздействие на объект предполагаемого строительства;

дополнительныесведения о возможных опасностях, которые необходимо учесть в предпроектнойдокументации (существующие уровни техногенного и природного риска в районепредполагаемого строительства, наличие на соседних объектах декларацийбезопасности и т.д.);

требования ктипу, защитным свойствам, характеристикам систем жизнеобеспечения и готовностик приему укрываемых ЗС ГО;

требования по созданиюсистем оповещения ГО, а также локальных систем оповещения химически,радиационно и гидродинамически опасных объектов;

требования померам предотвращения постороннего вмешательства в деятельность намечаемого кстроительству объекта;

перечень нормативныхдокументов по проектированию ИТМ ГОЧС или их пунктов, требования которых должныбыть соблюдены при составлении ходатайства о намерениях или обоснованийинвестиций;

требования поограничению распространения сведений, отнесённых к государственной тайне;

наименованиеоргана управления по делам ГО и ЧС, в который должно быть направленоходатайство о намерениях для рассмотрения и согласования;

наименованиеэкспертного органа МЧС России, в который должны быть направлены обоснованияинвестиций на экспертизу.

Перечисленныеисходные данные и требования по запросу заказчика.

При отсутствииисходных данных и требований для учета ИТМ ГОЧС в предпроектной документацииорган управления по делам ГО и ЧС письменно уведомляет об этом заказчика.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕД

(рекомендуемое)

 

Критериидля зонирования территории по степени

опасностичрезвычайных ситуаций

 

Частота

Социальный ущерб

реализации опасности, случаев/год

Погибло более одного человека, имеются пострадавшие

Погиб один человек, имеются пострадавшие

Погибших нет, имеются серьезно пострадавшие

Серьезно пострадавшие нет, имеются потери трудоспособности

Лиц с потерей трудоспособности нет

> 1

Зона неприемлемого риска

Зона

1-10-1

необходимы неотложные меры

жесткого

контроля,

10-1-10-2

по уменьшению риска

необходима

целесообразности

оценка

мер по

 

10-2-10-3

 

уменьшению

риска

 

Зона

10-3-10-4

 

 

 

приемлемого

риска,

10-4-10-5

 

нет

необходимости в мероприятиях по уменьшению

10-5-10-6

 

риска

 

 

 

 

Матрицадля определения опасности территорий (зон)

покритерию «частота реализации — социальный ущерб»

 

Частота

Финансовый ущерб, МРОТ*

реализации опасности, случаев/год

> 200000

20000-200000

2000-20000

200-2000

< 200

> 1

Зона неприемлемого риска

Зона

1-10-1

необходимы неотложные меры

жесткого

контроля,

10-1-10-2

по уменьшению риска

необходима

целесообразности

оценка

мер по

 

10-2-10-3

 

уменьшению

риска

 

Зона

10-3-10-4

 

 

 

приемлемого

риска,

10-4-10-5

 

нет

необходимости в мероприятиях по уменьшению

10-5-10-6

 

риска

 

 

 

__________

*МРОТ — минимальный размер оплаты труда, установленный законодательствомРоссийской Федерации.

 

Матрицадля определения опасности территорий (зон)

покритерию «частота реализации — финансовый ущерб»

 

 

Ключевые слова:инженерно-технические мероприятия, гражданская оборона, предупреждение чрезвычайныхситуаций, строительство, ходатайство о намерениях, обоснования инвестиций.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Областьприменения

2 Нормативныессылки

3 Общиеположения

4 Основныеисходные данные и требования для учета инженерно-технических мероприятий гражданскойобороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций в ходатайстве о намерениях иобоснованиях инвестиций в строительство

5Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждениячрезвычайных ситуаций, учитываемые в ходатайстве о намерениях

6Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждениячрезвычайных ситуаций, учитываемые в обоснованиях инвестиций

7 Согласование игосударственная экспертиза инженерно-технических мероприятий гражданскойобороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, учтенных в ходатайстве онамерениях и обоснованиях инвестиций

Приложение А (обязательное) Основные термины иопределения

Приложение Б(рекомендуемое) Переченьосновных руководящих, нормативных и методических документов, рекомендуемых дляиспользования при разработке решений по инженерно-техническим мероприятиямгражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций в ходатайстве онамерениях и обоснованиях инвестиций

Приложение В(рекомендуемое) Примерныйперечень сведений, направляемых в орган управления по делам ГО и ЧС дляполучения от него исходных данных и требований для учета инженерно-техническихмероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций входатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций

Приложение Г(рекомендуемое) Примерныйперечень исходных данных и требований для учета инженерно-техническихмероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций входатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций

Приложение Д(рекомендуемое) Критериидля зонирования территории по степени опасности чрезвычайных ситуаций


   
Справочник ГОСТов, ТУ, стандартов, норм и правил. СНиП, СанПиН, сертификация, технические условия

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: