Справочник по ГОСТам и стандартам
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
   ГОСТы, стандарты, нормы, правила
 

РД 10-103-95
Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов

РД 10-103-95. Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов

 

СБОРНИК типовых инструкций по безопасной эксплуатациигрузоподъемных кранов

 

ТИПОВАЯИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ КРАНОВЩИКОВ (МАШИНИСТОВ) ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ МОСТОВЫХ ИКОЗЛОВЫХ КРАНОВ

 

(РД10-103-95)

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

ГосгортехнадзораРоссии

от16.11.95 г. № 56

 

 

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. СогласноПравилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов*, мостовыеи козловые краны относятся к кранам мостового типа.

__________

* Далее потексту - Правила.

 

Краны, укоторых несущие элементы конструкции опираются на крановый путь при помощи двухопорных стоек, называются козловыми, а краны, у которых несущие элементыопираются непосредственно на крановый путь, - мостовыми. По видугрузозахватного органа краны мостового типа подразделяются на крюковые,грейферные, магнитные, мульдомагнитные, мульдогрейферные, мульдозавалочные,литейные, штыревые, посадочные, ковочные, колодцевые, стрипперные,краны-штабелеры и др.

1.2. Мостовыеи козловые краны относятся к грузоподъемным машинам повышенной опасности. Ониприменяются для ведения погрузочно-разгрузочных работ, монтажа, демонтажа иремонта оборудования, а также используются в технологических процессахпроизводства для перемещения грузов.

1.3. Основнымипричинами аварий и несчастных случаев при эксплуатации мостовых и козловыхкранов являются:

1)неисправность тормозов, концевых выключателей механизмов подъема груза,передвижения крана и тележки, блокировки двери кабины и люка для выхода на мосткрана;

2) обрывгрузовых канатов;

3) разрушениеметаллоконструкций (опор, пролетных балок, тележек и т.д.);

4)неисправность кранового пути и тупиковых упоров;

5) угон кранаветром;

6) управлениекраном необученными рабочими;

7)неисправность электрооборудования и травмирование работающего электрическимтоком;

8) несоблюдениемарочной системы при работе на мостовых кранах;

9) отсутствиеили неисправность ограждений площадок и вращающихся частей;

10)несоблюдение мер безопасности, указанных в наряде-допуске, при выполнении работна крановых путях и проходных галереях;

11)неисправность канатов, грузозахватных органов и съемных грузозахватныхприспособлений;

12) подъемгруза при наклонном положении канатов;

13)неправильная строповка грузов, перегруз или переполнение тары;

14) нахождениелюдей в полувагонах и на других транспортных средствах при их погрузке иразгрузке;

15)несоблюдение порядка и габаритов складирования грузов;

16) нахождениелюдей в зоне действия магнитных и грейферных кранов и под перемещаемым грузом.

1.4.Безопасная эксплуатация мостовых и козловых кранов зависит от умелых иправильных действий крановщика (машиниста)*, имеющего соответствующуюквалификацию.

___________

* Далее потексту - крановщик.

2.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

2.1. Дляуправления грузоподъемными кранами и их обслуживания приказом руководителяпредприятия назначаются обученные и аттестованные крановщики не моложе 18 лет,имеющие образование не ниже 8 классов, годные по состоянию здоровья, что должнобыть подтверждено результатами медицинского освидетельствования.

2.2.Крановщики мостовых и козловых кранов должны иметь квалификационную группу поэлектробезопасности не ниже II.

2.3.Подготовка и аттестация крановщиков должны проводиться впрофессионально-технических училищах, а также на курсах и в технических школахобучения рабочих указанным специальностям, создаваемых на предприятиях (ворганизациях), располагающих соответствующей базой для теоретического ипроизводственного обучения и имеющих специальное разрешение (лицензию) органовгосгортехнадзора.

2.4.Подготовка крановщиков должна осуществляться по программам, разработаннымучебным центром и согласованным с Госгортехнадзором России (например, Типовыепрограммы для подготовки и повышения квалификации крановщиков мостовых икозловых кранов, разработанные и утвержденные НТЦ “Строймашавтоматизация” исогласованные с Госгортехнадзором России 29.05.95 г., Программы для подготовкикрановщиков-операторов грузоподъемных кранов мостового типа, оснащенныхрадиоэлектронными средствами дистанционного управления, утвержденные ВНИИПТМАШи согласованные с Госгортехнадзором России 19.04.95 г.).

2.5.Аттестованным рабочим выдается удостоверение установленной формы сфотокарточкой (форма удостоверения приведена в приложении 7) за подписьюпредседателя комиссии и представителя органов госгортехнадзора. В удостоверениикрановщика должен быть указан тип крана, к управлению которым он допущен. Вовремя работы крановщик должен иметь удостоверение при себе.

2.6. Переддопуском к самостоятельной работе крановщик должен пройти стажировку на кране,на котором он будет работать. Продолжительность стажировки устанавливаетсяинженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемныхмашин в исправном состоянии, в зависимости от конструкции крана ииндивидуальных способностей крановщика и должна составлять не менее 10 дней длякрановщиков, работающих на кранах общего и специального назначения, и не менее1 мес для крановщиков, работающих на кранах, эксплуатирующихся вметаллургическом производстве, и на кранах-перегружателях. 

2.7. Наосновании настоящей Типовой инструкции организация разрабатываетпроизводственную инструкцию для крановщиков с учетом конструкции кранов,условий их эксплуатации и места установки. Производственная инструкция должнасодержать конкретные указания по оценке технического состояния приборов,устройств и механизмов, непосредственно влияющих на безопасность работы крана,а также порядок обмена сигналами между крановщиком и стропальщиками.

2.8.Крановщик, переводимый с крана одного типа на другой, например с башенного намостовой, перед назначением на должность должен быть обучен по соответствующейпрограмме и аттестован в порядке, установленном Правилами. Обучение в этомслучае может производиться по сокращенной программе, согласованной с органамигосгортехнадзора.

При переводекрановщика с одного мостового или козлового крана на такой же кран, но другойконструкции он должен быть ознакомлен с особенностями устройства и обслуживаниятакого крана и пройти стажировку. После проверки практических навыков крановщикможет быть допущен к самостоятельной работе на кране данной конструкции.Порядок стажировки и проверки практических навыков устанавливается владельцемкрана. Перевод крановщика в смене с одного крана на другой допускается толькона те краны, на которых он проходил стажировку, в установленном на предприятиипорядке.

2.9. Повторнаяпроверка знаний крановщиков должна проводиться:

периодически(не реже одного раза в 12 мес);

при переходена работу на другое предприятие;

по требованиюинспектора госгортехнадзора или инженерно-технического работника по надзору забезопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.

Повторнаяпроверка знаний проводится комиссией предприятия в объеме производственнойинструкции для крановщиков. Если владелец крана не может создать такуюкомиссию, то проверка знаний крановщиков может проводиться комиссией другогопредприятия по договору, что должно быть отражено в приказе по организациинадзора предприятия - владельца крана.

Участиеинспектора госгортехнадзора в повторной проверке знаний крановщиков необязательно.

2.10.Обученный крановщик, имеющий на руках удостоверение на право управления кранамии их обслуживания, должен знать:

1) устройствокрана, устройство и назначение механизмов и приборов безопасности,кинематическую и электрическую схемы крана, его параметры и техническиехарактеристики;

2)производственные инструкции для крановщиков и стропальщиков;

3) руководствопо эксплуатации крана;

4) принеобходимости Типовую инструкцию для крановщиков-операторов по безопаснойэксплуатации грузоподъемных кранов мостового типа, оснащенных радиоэлектроннымисредствами дистанционного управления;

5) содержаниеи порядок ведения вахтенного журнала (форма журнала приведена в приложении 4);

6) положение(инструкцию) о порядке применения марочной системы при эксплуатации мостовыхкранов;

7) основныетребования Правил устройства электроустановок и Правил эксплуатацииэлектроустановок потребителей в части, касающейся профессии крановщика;

8) действующуюна предприятии систему выдачи нарядов-допусков;

9) сроки ирезультаты проведенных технических освидетельствований, техническихобслуживаний и ремонтов;

10) сроки ирезультаты проведенных слесарями и электромонтерами периодических осмотров;

11) проектыпроизводства работ, технологические карты складирования грузов, технологию погрузочно-разгрузочныхработ и другие регламенты по безопасности;

12) безопасныеспособы строповки и зацепки грузов;

13) порядокперемещения и складирования грузов;

14) порядокбезопасного выхода из кабины при вынужденной остановке мостового крана не упосадочной площадки;

15)установленный на предприятии порядок обмена сигналами со стропальщиком(рекомендуемая знаковая сигнализация приведена в приложении 6);

16)требования, предъявляемые к крановым путям;

17)требования, предъявляемые к канатам, съемным грузозахватным приспособлениям итаре, и нормы их браковки (нормы браковки канатов приведены в приложении 3,нормы браковки съемных грузозахватных приспособлений - в приложении 8);

18)ассортимент и назначение смазочных материалов и периодичность смазки узлов идеталей крана;

19) приемыосвобождения от действия электрического тока человека, попавшего поднапряжение, и способы оказания первой помощи;

20)местонахождение и устройство средств пожаротушения и порядок их применения;

21)инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемныхмашин в исправном состоянии, лиц, ответственных за безопасное производстворабот кранами, слесарей, электромонтеров, стропальщиков и наладчиков приборовбезопасности.

2.11.Крановщик должен владеть навыками по управлению краном и его обслуживанию.

2.12. По частисодержания кранов в исправном состоянии крановщик должен выполнять указанияинженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемныхмашин в исправном состоянии, а по части производства работ - лица,ответственного за безопасное производство работ кранами.

2.13.Крановщик должен координировать работу стропальщика и следить за действиямиприкрепленного к нему стажера, не допуская при этом нарушения производственныхинструкций.

 

3.ОБЯЗАННОСТИ КРАНОВЩИКА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ КРАНА

 

3.1. До началаработы крановщик должен ознакомиться с записями в вахтенном журнале, произвестиприемку крана, убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций,узлов и других частей крана, а также кранового пути.

При этомкрановщик должен:

1) получитьключ-марку на управление мостовым краном в установленном на предприятии порядкеот крановщика, сдающего смену, или от лица, ответственного за выдачуключей-марок. Если в момент приема смены кран находился в ремонте, тоключ-марка принимается по окончании ремонта от лица, ответственного запроизведенный ремонт;

2) соблюдатьмеры безопасности при входе в кабину крана, пользуясь стационарными лестницами,посадочными площадками или проходными галереями. Если вход в кабину устроенчерез мост, то у магнитных кранов питающие электромагнит троллеи не должныотключаться при открывании двери в торцовых перилах и должны быть ограждены илирасположены в недоступном для соприкосновения месте;

3) входить вкабину крана вместе с помощником, стажером, учеником (при наличии таковых) ипроизводить прием смены. В случае неявки крановщика его помощнику, стажеру,ученику запрещается подниматься на кран;

4) осмотретьмеханизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть и противоугонныезахваты;

5) проверитьналичие и исправность ограждений механизмов и наличие в кабине диэлектрическихковриков;

6) проверить,смазаны ли передачи, подшипники и канаты, а также в каком состоянии находятсясмазочные приспособления и сальники;

7) осмотреть вдоступных местах металлоконструкции крана, сварные, заклепочные и болтовыесоединения;

8) проверитьсостояние канатов и их крепление на барабанах и в других местах. При этомследует обратить внимание на правильность укладки канатов в ручьях блоков ибарабанов;

9) осмотретькрюк, его крепление в обойме и замыкающее устройство на нем или другой сменныйгрузозахватный орган, установленный вместо крюка;

10) проверитьналичие блокировок, приборов и устройств безопасности на кране;

11) проверитьисправность освещения крана и рабочей зоны;

12) осмотретькрановые пути козлового крана и тупиковые упоры;

13) осмотретьэлектродвигатели в доступных местах, троллеи или гибкий токоподводящий кабель,токоприемники, панели управления, защитное заземление, проверить, закрыты ли назапор двери шкафов защитных панелей, главных рубильников, панелей магнита илюки площадок для обслуживания главных токоприемников;

14) проверитьналичие проходов шириной не менее 700 мм между козловым краном и штабелямигрузов и другими сооружениями на всем протяжении кранового пути;

15) проверитьналичие закрытых калиток и предупредительных плакатов в местах выхода нагалереи.

3.2. Крановщикдолжен совместно со стропальщиком проверить исправность съемных грузозахватныхприспособлений и тары, их соответствие массе и характеру груза, наличие на нихклейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.

3.3. Приприемке работающего крана его осмотр должен производиться совместно скрановщиком, сдающим смену. Для осмотра крана его владелец обязан выделитькрановщику необходимое время.

3.4. Осмотркрана должен осуществляться только при неработающих механизмах и отключенномрубильнике в кабине крановщика, осмотр токоподводящего кабеля - при отключенномрубильнике, подающем напряжение на кран.

3.5. Приосмотре крана в случае необходимости крановщик должен пользоваться переноснойлампой напряжением не выше 12 В.

3.6. Послеосмотра крана для его опробования крановщик должен включить рубильник иконтактный замок защитной панели. Предварительно следует убедиться в том, чтона кране никого нет, а штурвалы и рукоятки всех контроллеров находятся внулевом положении. При отсутствии ключа-марки от контактного замка кран недолжен быть включен. Об отсутствии ключа-марки необходимо поставить визвестность инженерно-технического работника, ответственного за содержаниегрузоподъемных машин в исправном состоянии, а в его отсутствие - лицо,ответственное за выдачу ключей-марок.

3.7. Передпуском крана в работу крановщик обязан опробовать вхолостую все механизмы кранаи проверить при этом исправность действия:

1) механизмовкрана и электрической аппаратуры;

2) тормозовмеханизмов подъема и передвижения;

3) блокировок,сигнального прибора, приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране.Исправность действия концевого выключателя механизма подъема проверяется путемподъема крюковой подвески без груза. При этом расстояние от подвески после ееостановки до упора должно быть не менее 200 мм. По результатам проверки суказанием фактического расстояния должна быть сделана запись в вахтенномжурнале;

4) нулевойблокировки магнитных контроллеров;

5) аварийноговыключателя и контактного замка с ключом-маркой.

3.8. Приобнаружении во время осмотра и опробования крана неисправностей, препятствующихбезопасной работе, и невозможности их устранения своими силами крановщик, неприступая к работе, должен произвести запись в вахтенном журнале и поставить визвестность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, иинженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемныхмашин в исправном состоянии.

3.9. Крановщикне должен приступать к работе, если:

1) имеютсятрещины или деформации в металлоконструкции крана, ослаблены болтовые илизаклепочные соединения;

2) поврежденыили отсутствуют зажимы крепления канатов или ослаблены их болты;

3) грузовойканат имеет число обрывов проволок или износ, превышающий установленнуюруководством по эксплуатации крана норму, а также оборванную прядь или местноеповреждение;

4) механизмыподъема груза, передвижения крана или тележки имеют дефекты;

5) деталитормозов или механизмов крана имеют повреждения;

6) износ крюкав зеве превышает 10% от первоначальной высоты сечения, неисправно устройство,замыкающее зев крюка, нарушено крепление крюка в обойме;

7) неисправныили отсутствуют блокировки, звуковой сигнальный прибор, концевые выключателимеханизмов подъема груза, передвижения крана или тележки;

8) поврежденыканатные блоки или полиспасты;

9) грузовойкрюк или блоки не вращаются;

10)отсутствуют ограждения механизмов или неизолированных токоведущих частейэлектрооборудования, а также отсутствует или повреждено заземление;

11) неисправныкрановые пути;

12) поврежденыили отсутствуют противоугонные устройства;

13) истеклисроки технического освидетельствования, ремонта, технического обслуживания ипрофилактического осмотра.

3.10. Дляустранения неисправностей электрооборудования, подключения крана к источникуэлектропитания, замены плавких предохранителей, подключения отопительныхприборов крановщик должен вызвать электромонтера. Крановщику выполнять этиработы запрещается.

3.11.Крановщик должен проверить наличие удостоверения на право строповки грузов иотличительного знака у стропальщика, впервые приступающего к работе с ним. Еслидля строповки грузов выделены рабочие, не имеющие удостоверения стропальщика,крановщик не должен приступать к работе.

3.12.Крановщик должен убедиться в достаточной освещенности рабочей площадки в зонедействия крана. При недостаточном освещении, сильном снегопаде или туманекрановщик, не приступая к работе, должен сообщить об этом лицу, ответственномуза безопасное производство работ кранами.

3.13.Произведя приемку крана, крановщик должен сделать соответствующую запись ввахтенном журнале о результатах осмотра и опробования крана и после получениязадания и разрешения на работу от лица, ответственного за безопасноепроизводство работ кранами, приступить к работе.

 

4.ОБЯЗАННОСТИ КРАНОВЩИКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ КРАНА

 

4.1. Приработе грузоподъемного крана крановщик должен руководствоваться требованиями иуказаниями, изложенными в руководстве по эксплуатации крана, производственнойинструкции, проектом производства работ или технологической картой.

4.2. Во времяработы крана крановщик не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, атакже производить чистку, смазку и ремонт механизмов.

4.3. Крановщикне должен допускать посторонних лиц на кран, а также передавать кому бы то нибыло управление краном без разрешения инженерно-технического работника,ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

4.4. Приналичии на кране стажера ни крановщик, ни стажер не должны уходить из кабиныдаже на короткое время, не предупредив об этом остающегося на кране. Вотсутствие крановщика стажеру не разрешается управлять краном.

4.5.Подниматься на кран и спускаться с него во время работы механизмов подъема илипередвижения крана или тележки не разрешается.

4.6. Привнезапном прекращении электропитания или остановке крана по другим причинамкрановщик должен поставить штурвалы или рукоятки контроллеров в нулевоеположение и выключить рубильник в кабине. Если груз остался в поднятомположении, крановщик обязан через стропальщика или других рабочих вызвать лицо,ответственное за безопасное производство работ кранами, и в его присутствииопустить груз путем ручного растормаживания. До прихода ответственного лицакрановщик не должен допускать нахождения или прохода людей под поднятым грузом.

4.7. Если вработе механизмов подъема или передвижения крана или тележки был перерыв(остановка), то перед их включением крановщик должен подать предупредительныйзвуковой сигнал.

4.8. Преждечем включить в работу любой из механизмов, крановщик обязан убедиться в том,что стажер находится в безопасном месте, а в зоне работы крана нет постороннихлюдей.

4.9. Крановщикможет производить совмещение движений (крановых операций) только в соответствиис указаниями, содержащимися в руководстве по эксплуатации крана; при этом недолжно допускаться одновременное включение механизмов.

4.10.Включение и остановку механизмов крана крановщик должен производить плавно, безрывков. Быстрое опускание груза, а также его спуск путем принудительногорастормаживания запрещается, за исключением случая, указанного в п. 4.6.

11. Крановщикне должен производить перевод с прямого хода на обратный до полной остановкимеханизмов, за исключением тех случаев, когда необходимо предотвратить авариюили несчастный случай.

4.12.Крановщик должен снижать скорость перед подходом крана к концевым выключателямили отключающим их устройствам. Использование концевых выключателей в качестверабочих органов отключения механизмов не разрешается.

4.13.Крановщику запрещается выводить из действия приборы безопасности (заклиниватьконтакторы, отключать ограничители высоты подъема, электрическую защиту ит.п.), а также производить работу краном при их неисправности.

4.14. Прилюбом временном уходе с крана крановщик должен отключить вводной рубильник,вынуть ключ-марку из защитной панели мостового крана и взять его с собой, адверь кабины козлового крана запереть на замок.

4.15.Крановщик должен быть уведомлен записью в вахтенном журнале о допуске персонала(рабочих) на крановые пути и проходные галереи мостовых кранов для производстваремонтных или других работ по наряду-допуску, определяющему условия безопасногопроизводства работ.

4.16. Привынужденной остановке мостового крана не у посадочной площадки спуск из кабиныкрановщик должен производить в порядке, установленном на предприятии иизложенном в производственной инструкции.

4.17.Крановщику не разрешается использовать кран для перемещения грузов привыполнении с моста крана строительных, малярных и других работ. Эти работыдолжны производиться по наряду-допуску, определяющему меры безопасности, вчастности меры по предупреждению падения людей с крана, поражения электрическимтоком, выхода на крановые пути, столкновения кранов. Устройство временныхподмостей, лестниц и т.п. на тележке запрещается. Работы должны вестисьнепосредственно с настила тележки или с установленных на настиле стационарныхподмостей; при этом перед подъемом людей на тележку с троллеев должно бытьснято напряжение. Передвигать мост или тележку крана крановщик может только покоманде производителя работ. При передвижении крана работающие должныразмещаться в кабине или на настиле моста. Передвижение тележки и моста кранапри нахождении людей на тележке запрещается.

4.18. Передвыходом ремонтного персонала на галерею мостового крана, у которого рельсыгрузовой тележки расположены на уровне настила галереи, крановщик долженустановить тележку в непосредственной близости от выхода из кабины на настил.

4.19. Приработе мостовых кранов, установленных в несколько ярусов, крановщик долженосуществлять проезд верхнего крана над кранами, расположенными ниже, только безгруза, с крюком, поднятым в верхнее рабочее положение.

4.20. Есликран оснащен специальным грузозахватным органом (магнитом, грейфером,захватами, клещами разных видов и т.п.), крановщик перед подъемом груза долженубедиться в том, что груз надежно захвачен грузозахватным органом.

4.21. Принеобходимости перемещения груза над перекрытиями, под которыми размещеныпроизводственные и служебные помещения, где находятся люди, крановщик можетприступить к работе только после получения письменного распоряжения руководствапредприятия и ознакомления с мероприятиями, обеспечивающими безопасноевыполнение работ. Производить работы следует под непосредственным руководствомлица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

4.22.Совместную работу по перемещению груза двумя или несколькими кранами крановщикидолжны производить лишь в отдельных случаях и осуществлять в соответствии спроектом производства работ или технологической картой, в которых должны бытьприведены схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательностивыполнения операций и положения кранов, а также другие указания по безопасномуперемещению груза.

4.23. Припроизводстве работ крановщик должен руководствоваться следующими правилами:

1) включатьмеханизмы крана можно только по сигналу стропальщика. Если стропальщик подаетсигнал, действуя вопреки производственной инструкции для стропальщиков, токрановщик этот сигнал выполнять не должен. За повреждения, причиненныедействием крана вследствие выполнения неправильно поданного сигнала, несутответственность как крановщик, так и стропальщик, подавший неправильный сигнал.Обмен сигналами между стропальщиком и крановщиком должен производиться поустановленному на предприятии (в организации) порядку. Сигнал “Стоп” крановщикобязан выполнять независимо от того, кто его подает;

2) передподъемом или опусканием груза следует предупредить стропальщика и всехнаходящихся на месте ведения работ о необходимости уйти из зоны перемещениягруза и зоны возможного падения груза. Перемещение груза можно производитьтолько при отсутствии людей в зоне работы крана. Эти требования крановщикдолжен выполнять также при подъеме и перемещении грейфера или грузоподъемногомагнита. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема илиопускания, если груз находится на высоте не более 1000 мм от уровня площадки;

3) призагрузке вагонеток, автомашин и прицепов, железнодорожных полувагонов, платформи других транспортных средств поднимать и опускать груз разрешается только приотсутствии людей на транспортных средствах, в чем крановщик долженпредварительно убедиться. Разгрузка и загрузка полувагонов крюковыми кранамидолжны производиться по технологии, утвержденной предприятием - владельцемкрана;

4) крюкподъемного механизма следует устанавливать над грузом так, чтобы при подъемегруза исключить наклонное положение грузового каната;

5) при подъемегруза необходимо предварительно поднять его на высоту не более 200-500 мм,чтобы убедиться в правильности строповки, надежности крепления груза иисправности действия тормозов, после чего можно производить его подъем нанужную высоту;

6)перемещаемые в горизонтальном направлении грузы или грузозахватныеприспособления следует предварительно приподнять на 500 мм выше встречающихсяна пути предметов;

7) приперемещении груза, находящегося вблизи стены, колонны, штабеля,железнодорожного вагона, автомашины, станка или другого оборудования, следуетпредварительно убедиться в отсутствии людей между перемещаемым грузом ивагонами, стенами, колоннами и другими сооружениями. Укладку грузов вполувагоны, на платформы и в вагонетки, а также снятие их следует производить,не нарушая равновесие полувагонов, вагонеток и платформ;

8)мелкоштучные грузы следует перемещать в специально предназначенной для этоготаре. При этом должна исключаться возможность выпадания отдельных грузов.Подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить только припогрузке его (и разгрузке на землю) на автомашины, прицепы, в железнодорожныеполувагоны и на платформы;

9) передподъемом груза из колодца, канавы, траншеи, котлована и т.п. и перед опусканиемгруза следует путем опускания свободного (ненагруженного) крюка предварительноубедиться в том, что при его низшем положении на барабане остаются навитыми неменее полутора витков каната, не считая витков, находящихся под зажимнымустройством;

10) укладку иразборку груза следует производить равномерно, не нарушая установленные дляскладирования грузов габариты и не загромождая проходы;

11) необходимовнимательно следить за канатами и в случае спадания их с барабанов или блоков,образования петель или обнаружения повреждений следует приостановить работукрана;

12) приодновременном действии нескольких кранов на одном крановом пути во избежание ихстолкновения крановщики должны соблюдать меры безопасности, изложенные впроекте производства работ или технологической карте;

13) приналичии у крана двух механизмов подъема одновременная их работа не разрешается.Крюк неработающего механизма должен быть всегда поднят в верхнее положение;

14) перемещениегрузов грейфером или магнитом может производиться только при выполнениитребований, изложенных в руководстве по эксплуатации крана. В частности,опасная зона работы крана должна быть обозначена, работы должны производитьсяпри отсутствии в зоне действия крана людей, подсобные рабочие могут допускатьсяк выполнению своих обязанностей только во время перерыва в работе крана послетого, как грейфер или магнит будет опущен на землю (пол, площадку). Перемещениесыпучих и кусковых материалов грейфером разрешается, если размер кусков непревышает 300 мм, а насыпная масса не превышает величину, установленную дляданного грейфера; перевалка штучного груза допускается только специальнымгрейфером;

15) перемещатьгрузы (например, плиты и болванки) кранами, оснащенными магнитами, разрешаетсятолько когда исключается возможность перегруза крана;

16)перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только послеопределения его фактической массы;

17) приперемещении длинномерных и крупногабаритных грузов они должны направлятьсястропальщиком при помощи крюков или оттяжек;

18) строповкагрузов должна производиться в соответствии с утвержденными схемами строповки.Перемещение груза, на который не разработана схема строповки, должнопроизводиться в присутствии и под руководством лица, ответственного забезопасное производство работ кранами. Для строповки должны применяться стропы,соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей иугла их наклона. Стропы общего назначения нужно подбирать так, чтобы угол междуих ветвями не превышал 90°;

19) при работекрана с крюком, подъемным электромагнитом или грейфером опускание груза,электромагнита или грейфера необходимо производить только двигателем;

20) опускатьперемещаемый груз разрешается только на предусмотренное проектом производстваработ или технологической картой место, где исключается возможность падения,опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки грузадолжны быть предварительно уложены соответствующей прочности подкладки. Укладкуи разборку грузов следует производить равномерно, не нарушая установленные дляскладирования грузов габариты и не загромождая проходы;

21) кантовкагрузов кранами может производиться на кантовальных площадках или в специальноотведенных местах. Выполнение такой работы разрешается по разработаннойтехнологии, в которой должны быть отражены последовательность выполненияопераций, способ строповки груза и указания по безопасному выполнению работ.

4.24.Крановщику запрещается включать механизмы крана, когда возле них находятся люди(кроме случаев осмотра крана лицом, ведущим регулярное наблюдение за ним; притаком осмотре крановщик может включать механизмы только по сигналу лица,производящего осмотр).

4.25. Впроцессе работы крана крановщик должен подавать звуковой сигнал в следующихслучаях:

1) привключении механизмов передвижения крана и тележки, а также при включениимеханизма подъема, за исключением выполнения технологических операциймагнитными, грейферными, стрипперными, клещевыми, грабельными кранами икранами-перегружателями;

2) приприближении крана с грузом к людям, находящимся на пути перемещения груза. Еслилюди не уходят с пути перемещения груза, крановщик должен остановить кран;

3) приприближении крана к другому крану, работающему на том же крановом пути;

4) приперемещении груза на малой высоте.

4.26. Припроизводстве работ крановщику запрещается:

1) перемещатьгруз, застропованный рабочими, не имеющими удостоверения стропальщика, а такжеиспользовать съемные грузозахватные приспособления без бирок или клейм. В этихслучаях крановщик должен прекратить работу и поставить в известность лицо,ответственное за безопасное производство работ кранами;

2) производитьпогрузку и разгрузку грузов краном при отсутствии утвержденных схем ихправильной обвязки и зацепки;

3) поднимать икантовать груз, масса которого превышает грузоподъемность крана. Если крановщикне знает массы груза, то он должен получить сведения (в письменном виде) о нейу лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;

4)подтаскивать груз по земле, рельсам и лагам крюком, грейфером илиэлектромагнитом крана при наклонном положении канатов;

5) отрыватькрюком груз, засыпанный или примерзший к земле, заложенный другими грузами,закрепленный болтами или залитый бетоном, а также раскачивать груз с целью егоотрыва;

6) освобождатькраном защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления (стропы, клещии т.п.);

7) подниматьжелезобетонные изделия, не имеющие маркировки массы;

8) подниматьжелезобетонные изделия с поврежденными петлями, неправильно застропованный инаходящийся в неустойчивом положении груз, а также груз в таре, заполненнойвыше бортов, кирпич, плитку и другие материалы, уложенные на поддонах безограждения. В виде исключения разрешается поднимать только кирпич в поддонахбез ограждения при погрузке его (и разгрузке на землю) на автомашины, прицепы,в железнодорожные полувагоны и на платформы;

9) производитьперемещение тары, заполненной выше бортов или черты заполнения;

10) передвигатькраном платформы, полувагоны, тележки и другие транспортные средства;

11) подниматьлюдей или груз с находящимися на нем людьми, а также груз, выравниваемыйтяжестью людей или поддерживаемый руками;

12)пользоваться концевыми выключателями в качестве рабочих органов дляавтоматической остановки механизмов крана;

13) передаватьуправление краном лицам, не имеющим на это прав, и крановщикам, не назначеннымприказом по предприятию, а также допускать к самостоятельному управлению краномучеников и стажеров без контроля за их действиями;

14)производить погрузку грузов в автомашины при нахождении водителя или другихлюдей в кабине;

15)производить регулировку тормоза механизма подъема при поднятом грузе;

16) подниматьбаллоны со сжатыми и сжиженными газами, не уложенные в специальные контейнеры;

17) оставлятьна площадках и механизмах крана инструменты, детали, посторонние предметы ит.п.

4.27.Крановщик обязан опустить груз, прекратить работу крана и сообщить об этомлицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, привозникновении неисправностей, указанных в п. 3.9, а также в следующих случаях:

1) при поломкемеханизмов или металлоконструкций крана;

2) припоявлении напряжения на корпусе электродвигателя, контроллера, кожухеаппаратов, крюке или металлоконструкциях крана;

3) призакручивании канатов грузового полиспаста;

4) приобнаружении неисправности кранового пути;

5) принедостаточном освещении места работы крана, сильном снегопаде или тумане, атакже при плохой видимости сигналов стропальщика или перемещаемого груза;

6) припонижении температуры воздуха ниже указанной в паспорте крана;

7) приприближении грозы, сильном ветре, скорость которого превышает указанную впаспорте крана (при этом следует принять меры против угона крана ветром);

8) при ложномсрабатывании электрической, тепловой или другой защиты крана, а также приборовбезопасности;

9) принеправильной укладке или спадании каната с барабана или блоков и обнаруженииповреждения канатов.

4.28. Во времяработы кранов специального назначения (мостовых, кранов-перегружателей,литейных, ковочных, посадочных, штыревых, грейферных, магнитных,мульдомагнитных, мульдогрейферных, мульдозавалочных, стрипперных, колодцевых идр.) крановщик должен соблюдать дополнительные требования безопасности,изложенные в руководствах по эксплуатации кранов и производственных инструкцияхдля крановщиков кранов мостового типа специального назначения.

4.29. Во времяработы кранов, оснащенных радиоэлектронными средствами дистанционногоуправления, крановщик должен соблюдать требования Типовой инструкции длякрановщиков-операторов грузоподъемных кранов мостового типа, оснащенныхрадиоэлектронными средствами дистанционного управления.

4.30. Призагрузке и разгрузке полувагонов, при перемещении груза несколькими кранами,при перемещении груза над перекрытиями, под которыми размещены производственныеи служебные помещения, где могут находиться люди, при перемещении груза, накоторый не разработана схема строповки, а также в других случаях,предусмотренных проектами производства работ или технологическими регламентами,крановщик должен производить работы только под непосредственным руководствомлица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

 

5.ОБЯЗАННОСТИ КРАНОВЩИКА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

5.1. Привозникновении на кране опасных факторов, которые могут вызвать аварию илинесчастный случай (трещины в металлоконструкциях, повреждение каната, поломкаосей колес и других элементов, неисправность механизмов, тормозов,электрооборудования и др.), а также при появлении треска, биения, стука,грохота в механизмах крановщик должен немедленно прекратить перемещение груза,подать предупредительный звуковой сигнал, опустить груз на землю (пол,площадку) и выяснить причину аварийной ситуации.

5.2. Еслиэлементы крана оказались под напряжением, крановщик должен принять меры личнойбезопасности, предусмотренные производственной инструкцией.

5.3. Привозникновении на кране пожара крановщик обязан немедленно прекратить работу,отключить рубильник питающей сети, вызвать пожарную охрану и приступить ктушению пожара, пользуясь имеющимися на кране средствами пожаротушения.

5.4. Привозникновении стихийных природных явлений (ураган, землетрясение и т.п.)крановщик должен прекратить работу, опустить груз на землю, площадку илиперекрытие, покинуть кран и уйти в безопасное место.

5.5. При угонекрана ветром крановщик должен принять меры к его остановке в соответствии суказаниями, изложенными в руководстве по эксплуатации крана (применениепротивовключения и др.), отключить электропитание, покинуть кран и закрепитьего всеми имеющимися противоугонными средствами, в том числе с применениемспециальных башмаков.

5.6. Привозникновении угрозы разрушения перекрытий или стен здания, крановых путей илиподкрановых балок мостовых кранов крановщик должен немедленно прекратитьработу, остановить и обесточить кран и покинуть пределы опасной зоны.

5.7. Привозникновении других аварийных ситуаций крановщик должен выполнить требованиябезопасности, изложенные в руководстве по эксплуатации крана.

5.8. Если вовремя работы крана произошли авария или несчастный случай, крановщик долженнемедленно поставить в известность лицо, ответственное за безопасноепроизводство работ кранами, и обеспечить сохранность обстановки аварии илинесчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровьялюдей.

5.9. Обо всехаварийных ситуациях крановщик обязан сделать запись в вахтенном журнале ипоставить в известность инженерно-технического работника, ответственного засодержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

 

6.ОБЯЗАННОСТИ КРАНОВЩИКА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ КРАНА

 

6.1. Поокончании работы крана крановщик обязан:

1) освободитьот груза крюк или съемное грузозахватное приспособление;

2) поставитькран у посадочной площадки или на место, предназначенное для его стоянки;

3) поднятькрюк в верхнее положение, а подъемный электромагнит, грейфер или другойгрузозахватный орган опустить на землю (пол, площадку) на отведенное для этогоместо;

4) перевести внулевое положение штурвалы и рукоятки всех контроллеров и командоконтроллеров,отключить главный рубильник (автомат) и вынуть ключ-марку из защитной панелимостовых кранов;

5) закрыть назамок кабину крана, работающего на открытом воздухе;

6) надежноукрепить кран, работающий на открытом воздухе, всеми устройствами дляпредотвращения угона ветром;

7) записать ввахтенный журнал сведения о выявленных дефектах и неисправностях узлов иэлементов крана и сообщить об этом инженерно-техническому работнику,ответственному за содержание крана в исправном состоянии.

6.2. Приработе крана в несколько смен крановщик, сдающий смену, должен сообщить своемусменщику обо всех неполадках в работе крана и сделать в вахтенном журналесоответствующую запись.

 

7.техничЕСКИй уход за краном

 

7.1. Притехническом уходе за краном крановщик должен выполнять требования, изложенные вруководстве по эксплуатации крана, в том числе:

1) содержатьмеханизмы и оборудование крана в чистоте и исправности;

2)своевременно производить смазку всех механизмов крана и канатов;

3) хранитьсмазочный и обтирочный материал в закрытой металлической таре, удалять с кранаиспользованный обтирочный материал;

4) неоставлять на кране инструменты, спецодежду и другие предметы;

5) содержатькабину крана (рабочее место) в чистоте.

7.2. Если притехническом уходе за краном будут выявлены неисправности, крановщик долженсообщить о них инженерно-техническому работнику, ответственному за содержаниекрана в исправном состоянии, и сделать соответствующую запись в вахтенномжурнале.

7.3. Во времяпроведения технического ухода кран должен быть обесточен, рубильник - выключени заперт на замок.

 

8.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Крановщикимостовых и козловых кранов несут ответственность в соответствии с действующимзаконодательством за допущенные ими нарушения руководства по эксплуатациикрана, производственных инструкций, требований безопасности, изложенных впроектах производства работ, технологических картах, нарядах-допусках и другихдокументах, регламентирующих безопасную эксплуатацию крана.

 

 

Приложение 3

 

Нормы браковки канатов грузоподъемных машин

 

1. Браковкуканатов грузоподъемных машин, находящихся в эксплуатации, проводят всоответствии с настоящим приложением.

Для оценкибезопасности использования канатов используют следующие критерии:

а) характер ичисло обрывов проволок (рис. 1 - 3), в том числе наличие обрывов проволок уконцевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивностьвозрастания числа обрывов проволок;

Рис. 1. Обрывы исмещения проволок каната крестовой свивки

Рис. 2. Сочетаниеобрывов проволок с их износом: а - в канате крестовой свивки; б -в канате односторонней свивки

Рис. 3. Обрывыпроволок в зоне уравнительного блока: а - в нескольких прядях каната; б- в двух прядях в сочетании с местным износом

 

б) разрывпряди;

в)поверхностный и внутренний износ;

г)поверхностная и внутренняя коррозия;

д) местноеуменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

е) уменьшениеплощади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);

ж) деформацияв виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей,раздавливания прядей, заломов, перегибов и т. п.;

з) поврежденияв результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

2. Браковкуканатов, работающих со стальными и чугунными блоками, следует проводить почислу обрывов проволок в соответствии с табл. 1.

Канатыгрузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также,транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные и ядовитыевещества, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

 

Таблица1

 

Число обрывов проволок, при наличии которых канатыдвойной свивки, работающие со стальными и чугунными блоками, бракуются

 

Число

Конструкции

 

 

Группа классификации (режима) механизма

несущих

канатов по ИСО и

 

ГОСТ

М1, М2, МЗ и М4

М5, М6, М7 и М8

проволок в

государственным стандартам

Тип свивки

на канат

крестовая свивка

односторонняя свивка

крестовая свивка

односторонняя свивка

наружных

 

 

 

на участке длиной

прядях

 

 

 

6d

30d

6d

30d

6d

30d

6d

30d

n £ 50

6´7(6/1)

 

 

2

4

1

2

4

8

2

4

 

6´7(1+6)+1´7(1+6)

ЛК-О

3066-80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6´7(1+6)+1о.с.

ЛК-О

3069-80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8´6(0+6)+9о.с.

ЛК-О

3097-80

 

 

 

 

 

 

 

 

51£ n £ 75

6´19(9/9/1)*

 

 

3

6

2

3

6

12

3

6

 

6´19(1+9+9)+1о.с.

ЛК-О

3077-80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6´19(1+9+9)+7´ ´7(1+6)*

ЛК-О

3081-80

 

 

 

 

 

 

 

 

76£ n £100

18´7(1+6)+1о.с.

ЛК-О

7681-80

4

8

2

4

8

16

4

8

101£ n £120

8´19(9/9/1)*

 

 

5

10

2

5

10

19

5

10

 

6´19(12/6/1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6´19(12/6+6F/l)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6´25FS(12/12/1)*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6´19(1+6+6/6)+7´ ´7(1+6)

ЛК-Р

14954-80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6´19(1+6+6/6)+1o.c

ЛК-Р

2688-80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6´25(1+6;

6+12)+1o.c.

ЛК-З

7665-80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6´25(1+6;

6+12)+7´7(1+6)

ЛК-З

7667-80

 

 

 

 

 

 

 

 

121£ n £140

8´16(0+5+11)+9o.c.

TK

3097-80

6

11

3

6

11

22

6

11

141£ n £160

8´19(12/6+6f/1)

 

 

6

13

3

6

13

26

6

13

 

8´19(1+6+6/6)+1o.c.

ЛК-Р

7670-80

 

 

 

 

 

 

 

 

161£ n £180

6´36(14/7+7/7/1)*

 

 

7

14

4

7

14

29

7

14

 

6´30(0+15+15)+7о.с.

ЛК-О

3083-80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6´36(1+7+7/7+14)+ +lo.c.*

ЛК-РО

7668-80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6´36(1+7+7/7+14)+ +7´7(1+6)*

ЛК-РО

7669-80

 

 

 

 

 

 

 

 

181£ n £200

6´31(1+6+6/6+12)+ +1o.c.

 

 

8

16

4

8

16

32

8

16

 

6´31(1+6+6/6+12)+ +7х´7(1+6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6´37(1+6+15+15)+ +1о.с.

ТЛК-О

3079-80

 

 

 

 

 

 

 

 

201£ n £220

6´41(16/8+8/8/1)*

 

 

9

18

4

9

18

38

9

18

221£ n £240

6´37(18/12/6/1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18´19(1+6+6/6)+1о.с.

ЛК-Р

3088-80

 

 

 

 

 

 

 

 

241£ n £260

 

 

 

10

21

5

10

21

42

10

21

261£ n £280

 

 

 

11

22

6

11

22

45

11

22

281£ n £300

 

 

 

12

24

6

12

24

48

12

24

300£ n

 

 

 

0,04n

0,08n

0,02n

0,04n

0,08n

0,16n

0,04n

0,08n

 

Примечания. 1.n - число несущих проволок в наружных прядях каната; d - диаметр каната, мм.

2. Проволокизаполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах снесколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя.В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняяпрядь и не учитывается.

3. Числообрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которыхможет быть в 2 раза больше.

4. Для канатовконструкции с диаметром наружных проволок во внешних прядях, превышающимдиаметр проволок нижележащих слоев, класс конструкции понижен и отмечензвездочкой.

5. При работеканата полностью или частично с блоками из синтетического материала или изметалла с синтетической футеровкой отмечается появление значительного числаобрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволокили интенсивного износа на наружной поверхности каната. Такие канатыотбраковываются с учетом потери внутреннего сечения.

6.Незаполненные строки в графе “Конструкции канатов по ИСО и государственнымстандартам” означают отсутствие конструкций канатов с соответствующим числомпроволок. При появлении таких конструкций канатов, а также для канатов с общимчислом проволок более 300 число обрывов проволок, при которых канат бракуется,определяется по формулам, приведенным в нижней строке таблицы, причемполученное значение округляется до целого в большую сторону.

7. Канатыгрузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а такжетранспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные и ядовитые вещества,бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

 

3. Приуменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. 4) иликоррозии (рис. 5) на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канатподлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

Рис. 4                                        Рис.5

Рис. 4. Износнаружных проволок каната крестовой свивки:

а - небольшиелыски на проволоках; б - увеличенная длина лысок на отдельныхпроволоках;

в - удлинениелысок в отдельных проволоках при заметном уменьшении диаметра проволок;

г - лыски навсех проволоках, уменьшение диаметра каната; д -интенсивный износ всехнаружных проволок каната (уменьшение диаметра проволок на 40%)

Рис. 5. Поверхностнаякоррозия проволок каната крестовой свивки:

а - начальноеокисление поверхности; б - общее окисление поверхности; в -заметное окисление; г - сильное окисление; д - интенсивнаякоррозия

 

При уменьшениидиаметра каната в результате повреждения сердечника - внутреннего износа,обмятия, разрыва и т. п. (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатови на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствиивидимых обрывов проволок (рис. 6).

Рис. 6. Местноеуменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника

 

При наличии уканата поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признакбраковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.

При уменьшениипервоначального диаметра наружных проволок в результате износа (см. рис. 4,д) или коррозии (см. рис. 5, д) на 40% и более канат бракуется.

Таблица2

 

Нормы браковкиканата в зависимости от поверхностного износа или коррозии

 

Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, %

Число обрывов проволок, °/ч от норм, указанных в табл. 1

10

85

15

75

20

70

25

60

30 и более

50

 

Определениеизноса или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра илииного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.

При меньшем,чем указано в табл. 1, числе обрывов проволок, а также при наличииповерхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работепри условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрахс записью результатов в журнал осмотров и смены каната по достижении степениизноса, указанной в табл. 2.

Если грузподвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускаетсязамена одного, более изношенного, каната.

4. Для оценкисостояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической частипоперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванных обрывами,механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 7), канатнеобходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине. При регистрации спомощью дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5% и более,канат бракуется.

Рис. 7. Уменьшениеплощади поперечного сечения проволок (интенсивная внутренняя коррозия)

 

5. Приобнаружении в канате одного или нескольких оборванных прядей канат к дальнейшейработе не допускается.

6. Волнистостьканата характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 8). При совпадениинаправлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спираливолнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при dв ³ l,08 dк, где dв -диаметр спирали волнистости, dк- номинальный диаметр каната

Рис. 8. Волнистостьканата (объяснение в тексте)

 

Принесовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенствешагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметровканат подлежит браковке при dв ³ 4/3 dк.Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25 dк.

7. Канаты недолжны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразнойдеформации (рис. 9); выдавливания сердечника (рис. 10); выдавливания илирасслоения прядей (рис. 11); местного увеличения диаметра каната (рис. 12);местного уменьшения диаметра каната (см. рис. 6); раздавленных участков (рис.13); перекручиваний (рис. 14); заломов (рис. 15); перегибов (рис. 16);повреждений в результате температурных воздействий или электрического дуговогоразряда.

Рис. 9.Корзинообразная деформация

Рис. 10. Выдавливаниесердечника

Рис. 11. Выдавливаниепроволок прядей:

а - в однойпряди; б - в нескольких прядях

Рис. 12. Местноеувеличение диаметра каната

Рис. 13.Раздавливание каната

Рис. 14.Перекручивание каната

Рис. 15. Залом каната

Рис. 16. Перегибканата

 

 

Приложение 4

 

Форма вахтенного журнала крановщика

 

Дата ___________________________Смена_____________________________

Крановщик ________________________________________________________

Результатыосмотра крана:

 

№ п/п

Наименование механизма, узла, детали

Результаты проверки

Фамилия, инициалы и должность лица, устранившего нарушение

1

Металлоконструкция

 

 

2

Тормоза:

 

 

 

грузовой лебедки

 

 

 

стреловой лебедки

 

 

 

механизма передвижения

 

 

 

тележки

 

 

 

поворота

 

 

 

механизма передвижения

 

 

 

крана

 

 

3

Приборы безопасности:

 

 

 

ограничитель грузоподъемности

 

 

 

концевые выключатели

 

 

 

блокировочные контакты

 

 

 

указатели

 

 

 

сигнализаторы

 

 

4

Электрооборудование

 

 

5

Канаты:

 

 

 

грузовой

 

 

 

стреловой

 

 

 

оттяжки стрелы

 

 

 

тележечный

 

 

6

Крюковая подвеска

 

 

7

Освещение, отопление

 

 

8

Крановый путь

 

 

9

Противовес, балласт

 

 

10

Заземление

 

 

11

Прочие замечания, выявленные в процессе работы

 

 

 

Смену принял____________________________________________________________

(фамилия,инициалы и подпись крановщика)

Смену сдал _______________________________________________________________

(указатьсостояние крана)

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

______________________________________________

(фамилия,инициалы и подпись крановщика)

Результаты осмотра крана:

слесарем___________________________

электромонтером____________________

Инженерно-технический работник,ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии_______________________________________________

 

 

Приложение 6

 

Рекомендуемаязнаковая сигнализация при перемещении грузов кранами*

 

*Рекомендуемая форма стропальщика жилет и каска - желтого цвета, рубашка -голубого, повязка – красного.

 

Операция

Рисунок

Сигнал

Поднять груз или крюк

Прерывистое движение рукой вверх на уровне пояса, ладонь обращена вверх, рука согнута в локте

Опустить груз или крюк

Прерывистое движение рукой вниз перед грудью, ладонь обращена вниз, рука согнута в локте

Передвинуть кран (мост)

Движение вытянутой рукой, ладонь обращена в сторону требуемого движения

Передвинуть тележку

Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения тележки

Повернуть стрелу

Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения стрелы

Поднять стрелу

Движение вверх вытянутой рукой, предварительно опущенной до вертикального положения, ладонь раскрыта

Опустить стрелу

Движение вниз вытянутой рукой, предварительно поднятой до вертикального положения, ладонь раскрыта

Стоп (прекратить подъем или передвижение)

Резкое движение рукой вправо и влево на уровне пояса, ладонь обращена вниз

Осторожно (применяется перед подачей какого-либо из перечисленных выше сигналов при необходимости незначительного перемещения)

Кисти рук обращены ладонями одна к другой на небольшом расстоянии, руки при этом подняты вверх

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

Формаудостоверения о проверке знаний обслуживающего персонала (крановщиков, ихпомощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности истропальщиков)

Стр.1

___________________________

личнаяподпись

Выдано“ ___ ”_________19__г.

 

 

Фото

 

 

 

печать

учебного

заведения

УДОСТОВЕРЕНИЕ №__________

Стр. 2

Выдано______________________________________________________________

(фамилия,имя, отчество)

в том, что он“____”___________19____г. окончил

_____________________________________________________________________

(наименование,номер и место нахождения

_____________________________________________________________________

учебногозаведения)

по профессии_________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Стр.3

Решениемэкзаменационной комиссии

_____________________________________________________________________

(фамилия, имя,отчество)

присвоенаквалификация_______________________________________________

_____________________________________________________________________

допускается кобслуживанию____________________________________________

_____________________________________________________________________

(тип крана)

Стр.4

Основание:протокол экзаменационной комиссии

№______от “___ ”___________ 19___г.

Председательэкзаменационной комиссии_________________

(подпись)

Инспекторгосгортехнадзора ____________________________

(штамп иподпись инспектора)

Директоручебного заведения ___________________

(подпись)

Примечание. Удостоверение издается втвердой обложке на листах формата 110´80мм.

 

Стр.5

(вкладыш)

К УДОСТОВЕРЕНИЮ №____________

Повторная проверказнаний проведена

Протокол№__________

от № “__”______19___г.

Председателькомиссии

____________________

(подпись)

 

Стр.6

 

За какое нарушение изъят ТАЛОН № 1

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

(должность лица,

_________________________________

изъявшего талон)

“_____”____________19____г.

_____________

(подпись)

л

и

н

и

я

 

о

т

р

е

з

а

Учитывается и хранится службой охраны труда

ТАЛОН № 1

к удостоверению №__________________

владельца__________________________

___________________________________

нарушившего правила и нормы безопасности труда (производственную

инструкцию) при

___________________________________

___________________________________

___________________________________

 

Стр.7

 

Талон изымается при нарушении владельцем удостоверения правил и норм безопасности труда

л

и

н

и

я

 

о

т

р

е

з

а

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

(должность лица,

_________________________________

изъявшего талон)

_____________

(подпись)

 

Стр.8

 

За какое нарушение изъят ТАЛОН № 2

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

(должность лица,

_________________________________

изъявшего талон)

“_____”____________19____г.

_____________

(подпись)

л

и

н

и

я

 

о

т

р

е

з

а

Учитывается и хранится службой охраны труда

ТАЛОН № 2

к удостоверению №__________________

владельца__________________________

___________________________________

нарушившего правила и нормы безопасности труда (производственную

инструкцию) при

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

 

Стр.9

 

Талон изымается при нарушении владельцем удостоверения правил и норм безопасности труда. После трехкратного нарушения владелец лишается удостоверения с отстранением его от обслуживания объекта и с правом сдачи экзамена по истечении 3 мес.

л

и

н

и

я

 

о

т

р

е

з

а

Учитывается и хранится службой охраны труда

ТАЛОН № 1

к удостоверению №__________________

владельца__________________________

___________________________________

нарушившего правила и нормы безопасности труда (производственную

инструкцию) при

___________________________________

___________________________________

___________________________________

 

 

Приложение 8

 

Нормы браковки съемных грузозахватных приспособлений

 

Браковкасъемных грузозахватных приспособлений, находящихся в эксплуатации, должнапроизводиться согласно нормативным документам, определяющим порядок, методыбраковки и браковочные показатели.

При отсутствииу владельца нормативных документов браковку элементов канатных и цепных строповпроизводят в соответствии с рекомендациями, приведенными в настоящемприложении.

Канатныйстроп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок канатапревышает указанное в таблице.

 

Стропы из канатов двойной свивки

Число видимых обрывов проволок на участке канатного стропа длиной

 

3d

6d

30d

 

4

6

16

 

Примечание, d - диаметр каната, мм.

Рис. 1. Увеличениезвена цепи:

l0 - первоначальная длина звена, мм; L1- увеличенная длина звена, мм

 

Цепной стропподлежит браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера(рис. 1) и при уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие износа более10 % (рис. 2).

Рис. 2. Уменьшениедиаметра сечения звена цепи:

d0 -первоначальный диаметр, мм; d1, d2 - фактические диаметры сечения звена,измеренные во взаимно перпендикулярных направлениях, мм


   
Справочник ГОСТов, ТУ, стандартов, норм и правил. СНиП, СанПиН, сертификация, технические условия

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: