РД 10-30-93
Типовая инструкция для инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии
РД 10-30-93. Типовая инструкция для инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии
Федеральныйгорный и промышленный надзор России
ГосгортехнадзорРоссии
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ,ОТВЕТСТВЕННЫХ
ЗА СОДЕРЖАНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН* ВИСПРАВНОМ СОСТОЯНИИ
РД-10-30-93
УТВЕРЖДЕНАГосгортехнадзором России 26 июля 1993 года.
Ответственныесоставители-разработчики:
В.С. Котельников, Ю.И.Гудков, Н.А. Шишков
Внесено Изменение № 1(РДИ 10-395(30)-00)**, утвержденное Постановлением Госгортехнадзора России от28.12.00 № 70
Настоящая Типоваяинструкция разработана в соответствии с Правилами применения техническихустройств на опасных производственных объектах, утвержденными постановлениемПравительства Российской Федерации от 25.12.98 № 1540, Правилами организации иосуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленнойбезопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлениемПравительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263, Правилами устройства ибезопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10- 382-00)***, утвержденнымипостановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 № 98, и устанавливаетдолжностные обязанности инженерно-технических работников, ответственных засодержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.
_____________
* Далее - грузоподъемные краны (в связи свведением в действие с 10.01.01 г. Правил устройства и безопасной эксплуатациигрузоподъемных кранов.)
** Для удобства чтения по просьбевладельцев кранов текст изменения № 1 внесен в Типовую инструкцию и выделенкурсивом.
*** Далее - Правила.
На основании Типовойинструкции владельцы грузоподъемных кранов должны разработать и утвердитьдолжностную инструкцию для инженерно-технического работника, ответственного засодержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.
Должностная инструкциядолжна содержать: основные указания настоящей Типовой инструкции;дополнительные требования, вытекающие из местных условий эксплуатациигрузоподъемных кранов; указания по содержанию грузоподъемных кранов в исправномсостоянии, изложенные в руководствах по эксплуатации кранов.
С выходом настоящейТиповой инструкции отменяется Типовая инструкция для лиц, ответственных заисправное состояние грузоподъемных кранов, утвержденная Госгортехнадзором РСФСР9 апреля 1965 года.
1. Общие положения
1.1. В соответствии сПравилами руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцыгрузоподъемных кранов назначают инженерно-технического работника,ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.
1.2. Ответственным засодержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии назначаетсяинженерно-технический работник соответствующий квалификации, в подчинении укоторого будет находиться персонал (кроме стропальщиков), обслуживающийгрузоподъемный кран.
Функцииинженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемныхкранов в исправном состоянии, должны быть изложены в Положении опроизводственном контроле на опасном производственном объекте организации.
1.3.Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемныхкранов в исправном состоянии, назначается после прохождения им проверки знанийПравил, должностной инструкции, производственных инструкций обслуживающегоперсонала (кроме стропальщиков), другой нормативной документации,касающейся его компетенции, комиссией с участием инспектора Госгортехнадзора ивыдачи ему соответствующего удостоверения и должностной инструкции.Периодическая проверка знаний ответственного за содержание грузоподъемныхкранов в исправном состоянии проводится не реже одного раза в 3 года комиссией сучастия инспектора Госгортехнадзора.
1.4. Номер и датаприказа о назначении инженерно-технического работника, ответственного засодержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, а также его должность,фамилия, имя, отчество и подпись должны заноситься в паспорт крана до еерегистрации в органах Госгортехнадзора, а также каждый раз после назначениядругого ответственного лица.
1.5. Если владелец неимеет соответствующих специалистов, то по согласованию с органомГосгортехнадзора ответственность за содержание грузоподъемных кранов висправном состоянии может быть возложена на работника специализированнойорганизации.
1.6. На время отпуска,командировки, болезни и в других случаях отсутствия инженерно-техническогоработника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправномсостоянии, исполнение его обязанностей должно быть возложено на другогоработника в порядке, установленном Правилами.
1.7.Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемныхкранов в исправном состоянии, должен знать:
1) Правила устройства ибезопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;
2) Правила техническойэксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности приэксплуатации электроустановок потребителей (для кранов с электроприводом);
3) настоящую Типовуюинструкцию для инженерно-технических работников, ответственных за содержаниегрузоподъемных машин в исправном состоянии, и должностную инструкцию;
4) требованияруководств (инструкций) по эксплуатации грузоподъемных кранов, в частностипериодичность технического обслуживания и ремонта узлов и механизмов, возможныеповреждения металлоконструкций и способы их устранения, периодичность и способыпроверки приборов безопасности, способы регулировки тормозов, переченьбыстроизнашивающихся деталей и допуски на их износ, критерии предельногосостояния кранов для отправки в капитальный ремонт;
5) типовые и производственныеинструкции для обслуживающего персонала (крановщиков, слесарей,электромонтеров, наладчиков приборов безопасности);
6) Инструкцию по надзоруза изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений;
7) Методические указанияпо обследованию грузоподъемных кранов, отработавших нормативный срок службы;
8) информационные письмаи другие указания органов Госгортехнадзора по предупреждению аварий инесчастных случаев при эксплуатации грузоподъемных кранов;
9) устройствогрузоподъемных кранов, приборов безопасности, крановых путей и съемныхгрузозахватных приспособлений;
10) порядок регистрациии снятия с учета грузоподъемных кранов, установки и пуска их в эксплуатацию;
11) порядок направлениякранов для работы в другие области (округа) и передачи кранов в аренду другиморганизациям;
12) системупланово-предупредительного ремонта грузоподъемных кранов, порядок вывода их времонт и ввода в эксплуатацию после ремонта;
13) организацию ипорядок проведения монтажа, ремонта, реконструкции и техническогоосвидетельствования кранов, а также обследования грузоподъемных кранов,отработавших нормативный срок службы;
14) порядок оформления ивыдачи нарядов-допусков в случаях, предусмотренных Правилами;
15) порядок применениямарочной системы при работе мостовых кранов;
16) порядок выделения инаправления стреловых кранов на объекты;
17) Положение опроизводственном контроле, организацию надзора и обслуживаниягрузоподъемных кранов на предприятии;
18) нормы браковкистальных канатов.
2. Обязанности
2.1.Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемныхкранов в исправном состоянии, обязан обеспечить:
1) содержаниегрузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановыхпутей (если содержание последних не возложено на другие службы) в исправномсостоянии путем проведения периодических осмотров, технических обслуживаний иремонтов в установленные графиком сроки, систематического контроля заправильным ведением журнала периодических осмотров и своевременного устранениявыявленных неисправностей, а также регулярного личного осмотра грузоподъемныхмашин, крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары;
2) обслуживание и ремонтгрузоподъемных кранов обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимыезнания и достаточные навыки для выполнения возложенных на него обязанностей, атакже проведение периодической проверки знаний и инструктажей обслуживающегоперсонала;
3) контроль завыполнением крановщиками и ремонтным персоналом требований производственныхинструкций по обслуживанию грузоподъемных кранов;
4) своевременнуюподготовку грузоподъемных кранов к техническому освидетельствованию, а такжеподготовку к обследованию кранов, отработавших нормативный срок службы, результатыобследования (диагностирования) заносить в паспорт крана;
5) вывод в ремонтгрузоподъемных кранов согласно графику. Сведения о ремонтах, вызывающихнеобходимость внеочередного полного технического освидетельствования крана,записать в его паспорт;
6) соблюдение марочнойсистемы при эксплуатации мостовых кранов;
7) выполнениеустановленного порядка допуска обслуживающего персонала и других рабочих накрановые пути мостовых и передвижных консольных кранов для производстваремонтных и других работ;
8) хранение паспортов итехнической документации на грузоподъемные кранов, съемные грузозахватныеприспособления и тару, а также ведение журнала периодической проверки знанийобслуживающего персонала;
9) выполнениепредписаний органов Госгортехнадзора, работника, ответственного заосуществление производственного контроля, и инженерно-техническогоработника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов.
2.2.Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемныхкранов в исправном состоянии, допускает в эксплуатацию вновь установленный кранили кран, смонтированный на новом месте работ, только после проведенного еготехнического освидетельствования, наличия разрешения на эксплуатацию,записанного в паспорт крана, а также при наличии обученного обслуживающего иремонтного персонала.
2.3.Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемныхкранов в исправном состоянии, обнаружив в процессе монтажа или эксплуатациинедостатки в их конструкции или изготовлении, а также несоответствие кранатребованиям Правил, обязан совместно со службой надзора подготовитьпредприятию-изготовителю рекламацию, копия которой направляется также органуГосгортехнадзора, выдавшему разрешение на изготовление кранов.
2.4. При монтаже,ремонте и реконструкции грузоподъемных кранов инженерно-технический работник,ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязанстрого соблюдать требования Правил и при этом не допускать выполнение указанныхработ предприятиями, не имеющими разрешения (лицензии) органов Госгортехнадзорана выполнение этих работ, а также без разработки проектов и технических условий.
2.5.Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемныхкранов в исправном состоянии, должен присутствовать при техническихосвидетельствованиях кранов, обследовании кранов, отработавших нормативный срокслужбы, а также при проверках кранов инспектором Госгортехнадзора, работником,ответственным за осуществление производственного контроля, иинженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатациейгрузоподъемных кранов.
2.6.Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемныхмашин в исправном состоянии, должен подготовить кран к техническомуосвидетельствованию. При этом проверяются в работе ее механизмы иэлектрооборудование, приборы безопасности, тормоза, ходовые колеса, аппаратыуправления, освещение, сигнализация. Если ответственному за содержаниегрузоподъемных кранов в исправном состоянии поручалось проведение осмотраотдельных узлов и механизмов грузоподъемной крана до ее полного техническогоосвидетельствования, то при полном техническом освидетельствовании он долженпроверить:
1) состояниеметаллоконструкций, сварных, болтовых, клепаных соединений (отсутствие трещин,деформаций, утонения стенок деталей вследствие коррозии, ослабление болтовых иклепаных соединений и других дефектов), а также состояние кабины, лестниц,площадок и ограждений;
2) состояние крюка,ходовых колес, блоков, барабанов, элементов тормозов. На металлургическихпредприятиях у грузоподъемных машин, транспортирующих расплавленный металл ижидкий шлак, у механизмов подъема и кантовки ковша ревизия кованых иштампованных крюков должна производиться лабораторией этого предприятия поспециальной инструкции с применением неразрушающего контроля. Заключениелаборатории должно храниться вместе с паспортом крана. При неразрушающемконтроле должно быть проверено отсутствие трещин в нарезанной части кованого(штампованного) крюка, отсутствие трещин в нарезанной части вилки пластинчатогокрюка и оси его соединения с вилкой или траверсой. Такая проверка должнапроводиться не реже одного раза в 12 мес. Необходимость и периодичностьпроверки других деталей подвески устанавливаются владельцем крана;
3) состояние изоляциипроводов и заземления электрического крана;
4) состояние канатов иих крепления;
5) соответствие массыпротивовеса и балласта у крана стрелового типа значениям, указанным в егопаспорте.
6) результаты осмотров ипроверок должны оформляться актом, подписанным инженерно-техническимработником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправномсостоянии. Работы, предусмотренные подпунктами 1-5, могут быть проведеныотдельно, но не ранее чем за 10 дней до технического освидетельствования крана.Результаты осмотров и проверок должны оформляться актом, подписанныминженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемныхкранов в исправном состоянии.
2.7. При заменеизношенных грузовых, стреловых, вантовых, несущих и тяговых канатовинженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемныхкранов в исправном состоянии должен:
1) произвести выборканата в соответствии с паспортными данными;
2) произвести расчетканата;
3) проверитьправильность запасовки и надежность крепления концов каната;
4) произвести обтяжкуканата рабочим грузом;
5) занести сведения овыполненных работах в паспорт крана.
2.8. При осмотреприборов безопасности инженерно-технический работник, ответственный засодержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии обязан проверить:
1) установку концевоговыключателя механизма подъема. При этом зазор между грузозахватным органомпосле его остановки и упором должен составлять для грузоподъемных машин неменее 200 мм, для электроталей - не менее 50 мм;
2) установку концевоговыключателя механизма передвижения. При этом отключение его двигателя должнопроисходить на расстоянии до упора, составляющем не менее половины путиторможения механизмов, а у башенных, портальных и козловых кранов и мостовыхперегружателей - не менее полного пути торможения. При установке взаимныхограничителей хода механизмов передвижения мостовых и консольных передвижныхкранов, работающих на одном пути, указанное расстояние может быть уменьшено до500 мм. Путь торможения механизма указывается в паспорте крана;
3) действие ограничителягрузоподъемности контрольным грузом. При этом он должен автоматически отключатьмеханизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, массакоторого превышает номинальную грузоподъемность стрелового крана болеечем на 10% (для башенных кранов с грузовым моментом до 20 т·м и портальныхкранов - более чем на 15%, для кранов мостового типа - более чем на 25%).Результаты проверки ограничителя должны быть отражены в журнале периодическихосмотров грузоподъемной машины;
4) правильностьустановки шкалы указателя грузоподъемности и вылета. При замене шкалы и ееградуировке замер вылета следует производить на горизонтальной площадке сгрузом на крюке, соответствующим данному вылету, а нанесение отметки на шкаленеобходимо производить после снятия груза.
2.9. Если наинженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемныхкранов в исправном состоянии, возложены обязанности по содержанию крановогопути в исправном состоянии, то он обязан:
1) проверитьсоответствие кранового пути проекту и готовность пути к эксплуатации согласноакту;
2) произвести осмотрпути и обеспечить измерение сопротивления его заземления в соответствии снормативной документацией;
3) обеспечитьсвоевременное проведение инструментальной проверки (нивелировки) кранового путисогласно графику; допуски на размер колеи, прямолинейность и горизонтальностьпути не должны превышать требований нормативных документов;
4) произвестисвоевременный ремонт кранового пути в соответствии с графиком и устранениенеисправностей, выявляемых при осмотрах и нивелировке.
2.10. Если наинженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемныхмашин в исправном состоянии, возложены обязанности по содержанию в исправномсостоянии грузозахватных приспособлений и тары, то он обязан проводить ихпериодические осмотры в сроки, установленные Правилами, а также их ремонтсогласно нормативной документации.
2.11.Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемныхкранов в исправном состоянии, обязан обеспечить их обслуживание постояннозакрепленным персоналом и не допускать переход крановщиков для работы с одногокрана на другой без его ведома.
При необходимостиперевода крановщиков с одного крана на другой того же типа, но другой моделиили с другим приводом он обязан ознакомить крановщика с особенностями устройстваи обслуживания такого крана и обеспечить стажировку, а также проверить егопрактические навыки.
Перевод крановщиков скранов одного типа на другой, например с башенного на мостовой, может бытьдопущен только после обучения и аттестации их в порядке, установленномПравилами.
2.12.Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемныхкранов в исправном состоянии, должен установить такой порядок, чтобы лица, накоторых возложены обязанности по обслуживанию грузоподъемных машин (крановщики,их помощники, слесари, электромонтеры, наладчики приборов безопасности), велинаблюдение за порученным им оборудованием путем осмотра и проверки егоработоспособности и поддерживали его в исправном состоянии. Крановщики должныпроизводить осмотр грузоподъемных кранов перед началом работы, для чего имдолжно быть выделено соответствующее время. Результаты осмотра и проверкигрузоподъемной машины должны записываться в вахтенный журнал.
Проверка ведениявахтенного журнала инженерно-техническим работником, ответственным засодержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии должна производиться нереже одного раза в месяц.
2.13.Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемныхкранов в исправном состоянии, должен систематически проводить инструктажикрановщиков, их помощников, операторов (машинистов), слесарей, электромонтеровпо безопасному обслуживанию и ремонту кранов, разбирая допущенные иминарушения, случаи травматизма и аварий.
2.14. При инструктажекрановщиков до начала работ должно быть обращено особое внимание их на:
1) наличие и исправностьограждений легкодоступных движущихся частей грузоподъемного крана, которыемогут быть причиной несчастного случая (барабаны, валы, зубчатые передачи ит.п.), и неизолированных токоведущих частей электрооборудования (выключателей,контакторов, панелей, ящиков сопротивления, троллейных проводов и т.п.);
2) исправность действияустройств и приборов безопасности грузоподъемного крана (концевых выключателей,блокировок, ограничителя грузоподъемности и др.);
3) состояние тормозов,блоков, барабанов, канатов, крановых металлоконструкций;
4) соблюдениеустановленного порядка приема и сдачи смены;
5) строгое выполнениетребований нарядов-допусков в случаях, предусмотренных Правилами;
6) выполнениеустановленного порядка по применению марочной системы при работе мостовыхкранов;
7) опасность хождения покрановым путям мостовых кранов, посадки на кран не через посадочную площадку;
8) недопустимостьиспользования грейфера для подъема людей и производства работ, на которыегрейфер не рассчитан;
9) недопустимостьпогрузки и разгрузки платформ, полувагонов, автомашин при нахождении на нихлюдей;
10) недопустимостьперегрузки грузоподъемных машин;
11) необходимостьзапирания дверей кабины по окончании работы или уходе с крана;
12) недопустимостьсамовольной установки в кабинах электронагревательных приборов;
13) недопустимостьзаклинивания контакторов защитных панелей грузоподъемных машин;
14) необходимостьзакрепления всеми противоугонными захватами кранов, передвигающихся порельсовым путям по окончании их работы или в перерыве;
15) недопустимостьустановки стреловых кранов для работы под линией электропередачи, а также ближе30 м от нее без наряда-допуска;
16) порядок установкистреловых кранов на дополнительные опоры на уклонах, откосах, на краю траншей икотлованов, вблизи строений, штабелей грузов и т.п.;
17) опасность нахождениялюдей под перемещаемым грузом и вблизи работающего крана;
18) необходимостьстрогого соблюдения стропальщиками способов строповки грузов и применениясоответствующих характеру и массе грузов съемных грузозахватных приспособлений;
19) соблюдение указаний,содержащихся в инструкции предприятия-изготовителя, о возможности совмещенияопераций при работе крана и условиях опускания стрелы с грузом.
2.15.Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемныхмашин в исправном состоянии, должен:
1) обеспечить проведениеремонта мостовых и консольных передвижных кранов, выполнение работ с мостакрана, при выходе персонала на крановые пути мостовых кранов, производстворабот стреловыми кранами вблизи линий электропередачи только понарядам-допускам;
2) установить порядок,при котором крановщик может приступить к работе на мостовом кране только послеполучения ключа-марки, и следить за тем, чтобы при осмотре кранов слесарями,электромонтерами и другими лицами они забирали у крановщика ключ-марку на периодпребывания их на кране;
3) обеспечитькрановщиков вахтенными журналами;
4) обеспечить наличие накране таблички с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и датыследующего испытания, а также предупредительных надписей и плакатов;
5) направлять стреловыекраны на участок производства работ только по заявке, в которой должны бытьуказаны фамилии ответственного за безопасное производство работ кранами истропальщиков, номера их удостоверений, вид работы, сведения о наличии линийэлектропередачи. Указанные данные должны быть внесены в путевой лист;
6) произвести осмотравтомобильных кранов перед выпуском их из гаража и обеспечить устранениеобнаруженных неисправностей. В путевом листе должно быть указано, что краннаходится в исправном состоянии;
7) после получения отзаказчика сообщения об окончании работ кранами обеспечить их безопасноесостояние в нерабочем положении. При этом электрические краны должны бытьотсоединены от источника питания и приняты меры против угона кранов ветром;
8) обеспечитьвозможность считывания (получения) хранящейся в регистраторе параметровинформации и обработки ее с использованием специальных технических средств вцелях получения необходимых данных о параметрах работы крана, в том численаработки в моточасах.
2.16.Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемныхкранов в исправном состоянии, не должен допускать их работу при:
1) наличии в крановыхметаллоконструкциях опасных дефектов (трещин, деформаций, утонения стенок идр.);
2) ослаблении крепленийв соединениях металлоконструкций или деталей механизмов;
3) неисправностиприборов и устройств безопасности;
4) неисправностимеханизмов и тормозов и недопустимом износе их деталей;
5) обнаружениинедопустимых дефектов стальных канатов и их креплений и неисправности крюка иего подвески;
6) выявлениинеисправностей кранового пути;
7) истечении срокатехнического освидетельствования или нормативного срока службы машины;
8) запрещении работыкранов инспектором Госгортехнадзора или инженерно-техническим работником понадзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов. Когда краностановлен принудительно с опломбированием, пломба может быть снята только сразрешения этих работников, а ответственность за сохранность ее с моментапостановки до снятия возлагается на инженерно-технического работника,ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.
3. Права
3.1.Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемныхмашин в исправном состоянии, имеет право:
1) посещать в любоевремя участки, где работают краны, и проверять их техническое состояние исоблюдение персоналом производственных инструкций;
2) выводить краны изработы для проведения их технических обслуживаний, ремонтов,освидетельствований, специальных обследований и диагностирования;
3) отстранять отобслуживания машин персонал, нарушающий производственные инструкции;
4) ставить вопрос передруководством предприятия (владельцем) о наказании персонала за нарушениеправил, инструкций при эксплуатации грузоподъемных кранов.
4. Ответственность
4.1.Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемныхкранов в исправном состоянии, несет ответственность в соответствии сдействующим законодательством за:
1) допущенные имнарушения Правил и должностной инструкции независимо от того, привело это каварии или несчастному случаю или нет;
2) выдачу имподчиненному персоналу указаний или распоряжений, принуждающих его нарушатьпроизводственные инструкции;
3) самовольноевозобновление работ кранами, остановленными органами Госгортехнадзора илиинженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатациейгрузоподъемных кранов;
4) непринятие им мер поустранению нарушений правил и инструкций при эксплуатации грузоподъемныхкранов.