Справочник по ГОСТам и стандартам
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
   ГОСТы, стандарты, нормы, правила
 

ОДН 218.012-99
Общие технические требования к ограждающим устройствам на мостовых сооружениях, расположенных на магистральных автомобильных дорогах

ОДН 218.012-99. Общие технические требования к ограждающим устройствам на мостовых сооружениях, расположенных на магистральных автомобильных дорогах

 

ОДН 218.012-99

 

ОТРАСЛЕВЫЕ ДОРОЖНЫЕ НОРМЫ

 

 

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ КОГРАЖДАЮЩИМ УСТРОЙСТВАМ

 НА МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХНА МАГИСТРАЛЬНЫХ

 АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

 

Дата введения 1999-07-01

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

1. РАЗРАБОТАНЫ Государственным предприятием РосдорНИИ(к.т.н. В.И.Шестериков) и Государственным предприятием СоюздорНИИ (к.т.н.И.Д.Сахарова) и доработаны с участием специалистов Научно-исследовательскогоцентра ГИБДД МВД России (Е.П.Коншин). Нормы разработаны в развитие СНиП2.05.03-84* (1) и касаются ограждений на автодорожных мостах, расположенных надорогах первой категории по классификации СНиП 2.05.02-85 (2). Они учитываютсовременный состав движения на магистралях, интенсивность и скорости движениятранспортных средств.

 

2. ВНЕСЕНЫ на утверждение Управлением безопасностидорожного движения ФДС России.

 

3. СОГЛАСОВАНЫ с ГИБДД МВД России 24.03.99.

 

4. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом ФДС N 174 от03.06.99.

 

ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ.

 

5. В настоящих отраслевых дорожных нормах реализованытребования отраслевых стандартов ОСТ 218.001-96 (3) и ОСТ 218.002-98 (4). Крометого, при разработке норм были учтены результаты исследований, выполнявшихся поданной проблеме в ГП РосдорНИИ и ГП СоюздорНИИ, многолетний опыт применения намостах ограждений по ГОСТ 26804-86 (5) и типовым проектам, а также и требованияЕвропейского стандарта ЕN 1317-2.95 (6).

 

 

1. Область применения

 

Настоящие отраслевые дорожные нормы (ОДН)распространяются на конструкции ограждений недеформируемого и деформируемоготипа, устанавливаемые на мостовых сооружениях автомагистралей РоссийскойФедерации, в том числе на автомобильных дорогах международного класса. Нормыприменяются на всей территории Российской Федерации.

 

Предметом нормирования настоящих ОДН являютсятребования к мостовым ограждениям, на основании которых осуществляется выбор(из числа сертифицированных конструкций) и разработка новых конструкцийограждений для мостов, а также определение области применения разработанныхранее конструкций. Нормы являются обязательными для применения органамигосударственного управления автомобильными дорогами, органами надзора,проектными и научно-исследовательскими организациями, предприятиями иорганизациями дорожного хозяйства России независимо от ведомственнойподчиненности и форм собственности.

 

2. Нормативные ссылки

 

В настоящих ОДН использованы ссылки на следующиенормативные документы.

 

1. СНиП 2.05.03-84*. Мосты и трубы.

 

2. СниП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. "Road registrant systems - Part 2:Safety barriers - Performance classes impact test acceptance criteria testmethods.

 

3. ОСТ 218.001-96. Система нормативных и методическихдокументов дорожного хозяйства.

 

4. ОСТ 218.002-98. Порядок разработки, внесенияизменения и переработки нормативных документов дорожного хозяйства.

  

5. ГОСТ 26804-86. Ограждения дорожные, металлическиебарьерного типа. Технические условия.

 

6. Европейский стандарт EN 1317-2.1995.

 

7. СНиП 2.03.11-85. Защита строительных конструкций откоррозии.

 

8. ГОСТ 10060.2-95. Бетоны. Методы контроляморозостойкости.

 

3. Требования ОДН

 

3.1. Общие требования к ограждениям.Классификация требований

 

3.1.1. Конструкции ограждений устанавливают на краюпроезжей части между ее кромкой и тротуаром или служебным проходом; на краюпролетного строения при отсутствии тротуаров или служебных проходов; наразделительной полосе. Ограждения предназначены для предотвращения съезда(падения) потерявшего управление транспортного средства с мостового сооруженияи участка сопряжения его с насыпями подходов.

 

3.1.2. К ограждениям, устанавливаемым на мостовыхсооружениях, предъявляют: требования назначения; требования надежности;конструктивные требования и требования к параметрам.

 

3.2. Требования назначения

 

3.2.1. Требования включают в себя перечень функций,которым должно удовлетворять ограждение, и представляют собой функциональныетребования, определяющие работоспособность конструкции при ее взаимодействии савтомобилем, влияние на траекторию движения автомобиля, безопасность водителя(пассажира) и сохранность груза.

 

3.2.2. Вступивший во взаимодействие с ограждениемрасчетный автомобиль не должен опрокидываться как через ограждение, так и всторону полосы движения. Автомобиль не должен разворачиваться после контакта сограждением (в сторону увеличения угла наезда) и не должен прорыватьограждение.

 

3.2.3. Ограждение должно корректировать траекториюнаехавшего транспортного средства (воздействие его на ограждение происходит ввиде двух последовательных боковых скользящих ударов, а при наезде автопоезда -тягача с прицепом - в виде трех ударов). Взаимодействие автомобиля сограждением должно завершаться его выбегом под углом и со скоростью, меньшимиугла и скорости наезда.

 

3.2.4. Ограждение должно обеспечивать пассивнуюбезопасность автомобиля: продольная перегрузка в центре масс автомобиля недолжна превышать 10 g, поперечная перегрузка на водителя (пассажира) - 5 g, наперевозимый груз 6 g (g - ускорение свободного падения). Послеаварийнаябезопасность ограждения заключается в отсутствии падения элементов огражденияна проезжую часть и проникновения их в салон автомобиля.

 

3.2.5. При наезде автомобиля на ограждение недопускается деформация пассажирского отделения транспортного средства. Послесоударения элементы ограждения не должны представлять опасность для другихтранспортных средств.

 

 

 

3.3. Требования надежности

 

3.3.1. Требования надежности предусматривают возможныедопустимые при наезде расчетного автомобиля повреждения конструкции ограждения,при которых обеспечиваются его функциональные качества.

 

При расчетном наезде транспортного средства наограждение не должно быть разрушения конструкций самого ограждения и элементовнесущих конструкций пролетных строений, на которых оно установлено. Допускаетсяпоявление трещин или других мелких повреждений в железобетонных ограждениях, устранениекоторых не требует их замены.

 

3.3.2. При расчетном наезде на ограждение легковоготранспортного средства не должно быть отрыва направляющей балки (балок) отамортизаторов или стоек и амортизаторов от стоек, а также должны отсутствоватьразрывы во всех элементах ограждения.

 

При расчетном наезде грузового транспортного средствав ограждении не должно быть:

 

- разрывов направляющей балки;

 

- отрыва стоек от закладных деталей в несущихконструкциях (допускаются пластические деформации в болтовом соединении);

 

- повреждения анкеров закладных деталей (напряжения ванкерах не должны превышать расчетных сопротивлений растяжению их материала);

 

- разрушения бетона цоколя, на котором установленыстойки;

 

- контакта деформированного ограждения с элементами,установленными за ними (перилами, мачтами освещения, щитами звукозащитными ит.п.).

 

При расчетном наезде на ограждение автопоезда недолжно быть разрушений:

 

· анкеров закладных деталей;

·

· конструкции дорожной одежды в зоне расположениязакладной детали;

·

· плиты проезжей части в месте анкеровки ограждений;

·

· элементов, установленных за ограждением (перил, мачтосвещения и т.п.).

·

3.3.3. Конструкции ограждений должны бытьремонтопригодными - после их восстановления показатели надежности должны бытьне ниже, чем до наезда.

 

3.4. Конструктивные требования итребования к параметрам

 

3.4.1. Требования касаются ограждений, устанавливаемыхв пределах длины мостового сооружения и участков сопряжения его с насыпямиподходов, и определяют указанные выше требования назначения, надежности иудерживающей способности.

 

3.4.2. Требования к высоте ограждений определяютсяусловиями движения на дороге, исходя из устойчивости расчетного транспортногосредства при нормируемых параметрах поперечных ускорений, приведенных вп.3.2.4. с учетом конструктивного решения поперечного сечения пролетногостроения мостового сооружения (наличие или отсутствие тротуаров, служебныхпроходов). Высота, в зависимости от условий движения на участке дороги, гдерасположено мостовое сооружение, и конструктивного решения поперечного сеченияпролетного строения, должна быть не меньше значений, приведенных в табл.1.

 

 

 

 

Таблица 1

 

Минимальные высоты ограждений, м

 

Условия движения на дороге*

Тротуары или служебные проходы

Тротуары и служебные проходы отсутствуют

легкие

 

0,9

1,1

затрудненные

 

1,1

1,3

опасные

 

1,1

1,5

___________________

* Характеристики условий движения - см. р. 3.5.

 

 

3.4.3. Поперечные перемещения (прогибы) конструкцийограждений при наезде на них расчетных автомобилей не должны превышатьследующих значений:

 

- установленных между проезжей частью и тротуаром приего ширине более 1 м -  0,75 м;

 

- установленных между проезжей частью и тротуаромшириной до 1 м или служебным проходом, или на краю пролетного строения приотсутствии тротуаров или служебных проходов -  0,5 м;

 

- установленных на разделительной полосе -  1,2 м.

 

Прогиб ограждения определяют в уровне его верха повеличине смещения лицевой поверхности элемента, находящегося в верхней частиконструкции.

 

3.4.4. Конструкции ограждений, устанавливаемых намостовом сооружении, должны быть объединены в единую систему. Сопряжениемостового и дорожного ограждений, имеющих различную удерживающую способность идеформируемость, выполняют посредством переходного участка, обеспечивающегопостепенное выравнивание поперечной жесткости.

 

При отсутствии ограждений на участке дороги, гдерасположено мостовое сооружение, ограждение на нем должно быть продлено надлину не менее 25 м перед и 15 м - за мостовым сооружением. Ограждение должнозаканчиваться специальным концевым участком.

 

3.4.5. На переходных плитах в узлах сопряжениямостового сооружения с насыпями подходов устанавливают ограждения той жеконструкции, что и на мостовом сооружении.

 

3.4.6. Балка деформируемого барьерного ограждения впределах всей длины должна быть непрерывной, состыкованной в цепь равнопрочнымиболтовыми соединениями. Над деформационными швами пролетных строений балкадолжна иметь возможность относительного осевого перемещения в стыке секций навеличину расчетных перемещений в деформационном шве. При перемещениях более 100мм такая возможность может быть реализована специальным устройством, например,телескопического типа с обратной стороны балки.

 

3.4.7. Отдельные блоки недеформируемых парапетныхограждений должны быть состыкованы для восприятия расчетной горизонтальнойпоперечной нагрузки от удара расчетного автомобиля.

 

3.4.8. Конструкции металлических ограждений иметаллические открытые детали железобетонных ограждений должны быть защищены откоррозии в соответствии со СНиП 2.03.11-85 [7], толщина защитного цинковогопокрытия должна быть не менее 80 мкм.

 

Бетонные конструкции ограждений должны быть выполненыиз бетона класса не ниже В35, с морозостойкостью F300 при испытаниях вхлористых солях по ГОСТ 10060.2-95 [8] как для бетона дорожных и аэродромныхпокрытий. Толщина бетона защитного слоя над арматурой должна быть 50 мм.

 

3.5. Расчетные параметры наездатранспортного средства на ограждение

 

3.5.1. Расчетные параметры наезда определяются: весомтранспортного средства (Q, т); скоростью движения в момент, предшествующийнаезду (V, км/час); углом наезда на ограждение.

 

Параметры наезда определяются условиями движения научастке дороги, где расположено мостовое сооружение, в зависимости от степенизатрудненности движения по СНиП 2.05.02-85.

 

3.5.2. Расчетные транспортные средства, на которыедолжны быть запроектированы ограждения, принимают исходя из состава иинтенсивности движения на участке дороги, где расположено мостовое сооружение.

 

В качестве расчетных автомобилей, исходя из составатранспортного потока на автомагистралях, и по аналогии с требованиямимеждународного стандарта ЕN 1317-2.95 [6], приняты для мостов на магистральныхдорогах (рис.1):

- легковой автомобиль весом 1,5;

- грузовой трехосный автомобиль весом 18 т;

- автобус весом 15 т;

- грузовой автомобиль с полуприцепом (автопоезд) весом36 т.

 

Схемы расчетных транспортных средств

 

 

Рис.1

 

3.5.3. Скорости движения расчетных транспортныхсредств приняты с учетом категории дороги и степени затрудненности движения поСНиП 2.05.02-85. Кроме того, принято положение, что скорость в момент контактаавтомобиля с ограждением меньше расчетной скорости движения автомобиля впотоке. Принятые в качестве расчетных скорости движения автомобилей в моментконтакта, то есть с измененной от обычного движения траекторией, приведены втаблице 2.

 

Таблица 2

 

Расчетные скорости движения в моментконтакта с ограждением, км/ч

 

Условия движения

Расчетные автомобили

 на участке дороги

Легковой 1,5 т

Грузовой 181

Автобус 15 т

Автопоезд 36 т

 

Легкие

100

70

70

-

 

Затрудненные

100

70

70

-

 

Опасные

100

70

70

60

 

 

В соответствии со СНиП 2.05.02-85 (табл.46) условиярасположения мостового сооружения в зависимости от степени затрудненности движенияотнесены к 3 случаям:

 

1 случай - легкие условия движения с параметрамидороги, соответствующими нормативным: радиус кривой в плане не менее 2000 м,продольные уклоны на мостовом сооружении и подходах не более 3+, уровеньзагрузки дороги не выше 30%;

 

2 случай - затрудненные условия движения с теми жепараметрами, что и в 1 случае, но при уровне загрузки более 30% и при радиусекривизны в плане до 1000 м;

 

3 случай - опасные условия движения - радиус кривой вплане менее 1000 м, уклоны более 30+, уровень загрузки дороги более 50%.         

 

3.5.4. Углы наезда автомобилей на ограждения приняты взависимости от условий движения на дороге (легкие, затрудненные, опасные) ичисла полос движения в одном направлении. Диапазон изменения углов наезда:

 

- при двух полосах движения в одном направлении - от15 до 20°

 

- при трех полосах движения и более - от 17 до 22°.

 

3.6. Требования к удерживающейспособности

 

Учитывая приведенные в р. 3.5. параметры наезда(значения углов наезда, скорости движения и веса транспортных средств),показатель удерживающей способности как величина энергии приближающегося кограждению автомобиля не должен быть ниже значений, приведенных в таблице 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

 

Воспринимаемые ограждением энергиинаезда, кдж (для мостов на магистральных дорогах)

 

Число полос движения

Условия движения по дороге

в одном направлении

Легкие

Затрудненные

Опасные

2 полосы

200

300

400

3 полосы и более

300

400

500 (700)*

_____________________________

* в скобках указано значение энергии для автопоезда Q= 36 т.     


   
Справочник ГОСТов, ТУ, стандартов, норм и правил. СНиП, СанПиН, сертификация, технические условия

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции