Справочник по ГОСТам и стандартам
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
   ГОСТы, стандарты, нормы, правила
 

ОДН 218.3.039-2003
Укрепление обочин автомобильных дорог (взамен ВСН 39-79)

ОДН 218.3.039-2003. Укрепление обочин автомобильных дорог (взамен ВСН 39-79)

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГОХОЗЯЙСТВА

(РОСАВТОДОР)

 

 

ОТРАСЛЕВЫЕ ДОРОЖНЫЕ НОРМЫ

 

Утверждено

распоряжением Минтранса России

от 23.05.2003 г. № ОС-461-р

 

УКРЕПЛЕНИЕ ОБОЧИН АВТОМОБИЛЬНЫХДОРОГ

(взамен ВСН 39-79)

 

ОДН 218.3.039-2003

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящие нормы предназначены для выбораматериалов и конструкций укрепления обочин. Они учитывают положения действующихнормативных документов по проектированию, строительству и ремонту автомобильныхдорог, организации и обеспечению на них безопасности движения.

Документ разработан в ГП «Росдорнии» канд.техн. наук Ю.Р. Перковым, инж. А.П. Фоминым.

Замечания и предложения просьба направлять поадресу: 125493, Москва, ул. Смольная, 2, ГП «Росдорнии».

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Настоящие Нормы развивают положения СНиП2.05.02-85, СНиП 3.06.03-85 и «Технических правил ремонта и содержанияавтомобильных дорог общего пользования».

1.2. Нормы распространяются на автомобильныедороги общего пользования I-V категорий. Они предназначены для выбора конструкцийукрепления обочин, материалов и технологии производства работ на строящихся,реконструируемых и эксплуатируемых автомобильных дорогах.

1.3. Укрепление обочин выполняют для повышенияскорости пропускной способности автомобильных дорог, удобства и безопасностидвижения. В неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях укреплениемобочин защищают земляное полотно от проникновения поверхностных вод,предохраняют проезжую часть дороги от разрушения и загрязнения.

Укреплением обочин обеспечивают более полныйперенос снега в зимний период, облегчают содержание дороги, а также организациюдвижения при проведении на проезжей части ремонтных работ.

1.4. По своему назначению обочины по ширинеразделяются на:

- краевую укрепительную полосу, служащуюупором для дорожной одежды проезжей части дороги, устраиваемую, как правило,совместно с проезжей частью при строительстве (реконструкции) дороги илисамостоятельно на обочинах и разделительных полосах при ее ремонте;

- остановочную полосу, предназначенную длявынужденной остановки автомобилей. К ней относятся также специальноустраиваемые на обочине или выносном участке для этой же цели остановочныеплощадки;

- прибровочную полосу шириной 0,5 м (0,75 мпри наличии оградительных устройств), служащую переходной зоной от обочины коткосу.

1.5. При назначении конструкций укрепленияобочин, технологии производства работ, наряду с положениями настоящих ОДН,следует учитывать региональные особенности в части климатических условий иобеспеченности местными материалами.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К УКРЕПЛЕНИЮОБОЧИН

 

2.1. Конструкция укрепления и используемыематериалы должны обеспечивать заезд на обочину транспортных средств с расчетнойнагрузкой, скоростью и повторностью наезда без возникновения деформаций,превышающих по величине и характеру допустимые действующими «Техническимиправилами ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования».

2.2. Параметры, конструкции укрепления обочинназначаются с учетом влияния погодно-климатических факторов на состояние поверхностидороги и безопасность движения.

При этом особое значение имеетпродолжительность зимнего и переходных (осеннего и весеннего) периодов, когдаукрепленные обочины работают наиболее эффективно. В соответствии с этимтерритория России разделяется на следующие зоны (рис. 1): 

- Зона I с расчетным зимнимпериодом продолжительностью 125 дней в году и более. Эта зона состоит из двухподзон:

подзона IA - продолжительностьзимнего периода составляет 180-260, а переходных периодов 20-60 дней; подзона IБ - продолжительность зимнегопериода составляет 140-180, а переходных периодов 60-100 дней.

- Зона II с расчетнымипереходными периодами продолжительностью от 14 до 110 дней и зимним периодомменее 125 дней в году.

- Зона Г - горные районы.

2.3. В случае значительного влияния насостояние грунтов рабочего слоя земляного полотна поверхностных вододновременно с укреплением обочин принимают меры по его гидрозащите отповерхностных вод.

2.4. Краевые укрепительные и остановочныеполосы не предназначены для систематического движения транспортных средств. Ихотделяют от проезжей части дороги сплошной линией разметки за исключением специальныхплощадок для остановки автомобилей, где устраивается прерывистая разметка.

2.5. Укрепление обочин в первую очередьвыполняют на наиболее сложных участках.

К ним относятся:

- участки с интенсивностью движения вышеуказанной в СНиП 2.05.02-85;

- участки в сложных грунтово-гидрологическихусловиях;

- населенные пункты;

- подходы к местам пересечений и примыканийдорог в одном уровне;

- участки дорог с необеспеченной видимостью;

- кривые минимального радиуса и меньшеминимальных в плане, максимальные продольные уклоны согласно СНиП 2.05.02-85;

- съезды и въезды пересечений и примыканийдорог в разных уровнях и подходы к ним;

- снегозаносимые участки;

- ветроопасные и туманоопасные участки.

2.6. Отметка поверхности укрепленной обочины,не отделенной от проезжей части бордюром (бордюр устраивается, как правило, впределах населенных пунктов городского типа и участков размещения пунктов сервиса),не должна быть ниже уровня проезжей части более чем на 4 см. Возвышение обочинынад проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.

2.7. Покрытие краевой укрепительной полосыдолжно иметь коэффициент сцепления не менее коэффициента сцепления для проезжейчасти дороги.

2.8. Ровность покрытия краевой укрепительнойполосы должна соответствовать требованиям табл. 2.1.

Предельные размеры отдельных поврежденийпокрытия краевой укрепительной полосы не должны превышать по длине 15 см,ширине - 60 см и глубине 5 см при их суммарной площади на дорогах синтенсивностью движения по табл. 2.1, соответственно 5 м2, 7 м2и 10 м2на площадь 1000 м2.

 

 

Рис. 1. Карта районированиятерритории России по условиям движения

 

Таблица 2.1

 

 

 

Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам

Состояние покрытия по ровности

Допустимые предельные повреждения на 1000 м2 покрытия не более, м2

Показатель ровности по прибору ПКРС-2, см/км, не более

Число просветов под 3-метровой рейкой, %, не более

Автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000 авт./сут

660

7

0,3 (1,5)

Тоже, 1000-3000 авт./сут

860

9

1,5 (3,5)

То же, менее 1000 авт./сут

1200

11

2,5 (7)

 

Примечания: 1. Число просветов подсчитывают позначениям, превышающим указанные в СНиП 3.06.03-85.

2. В скобках даны значения длявесеннего периода.

 

2.9. Ширину краевой укрепительной полосыстроящихся, реконструируемых и эксплуатируемых дорог I-II категорий принимаютравной, как правило, 0,75 м, III-IVкатегорий - 0,5 м.

Краевая укрепительная полоса для дорог V категорииназначается только в случае соответствующего технико-экономического обоснованияс учетом п. 1.5 и шириной не более 0,5 м.

Ширину укрепляемой остановочной полосыопределяют как разницу между общей шириной обочины и суммой ширин краевойукрепительной и прибровочной полос с учетом п. 1.4.

2.10. При технико-экономическом обоснованиидопускается увеличение ширины укрепления обочины по типу краевой укрепительнойполосы к значениям СНиП 2.05.02-85 в условиях значительного влиянияпогодно-климатических факторов на характер, вероятность и продолжительностьнеблагоприятного состояния поверхности дороги и условий движения с учетом опытаэксплуатации. Для зоны I (см. п. 2.2) могут быть использованы данные табл. 2.2 сучетом указанных в таблице типов укрепления остановочной полосы для дорог III-IV категорий.

 


Таблица 2.2

 

Материал укрепления остановочных полос

Дополнительное увеличение ширины укрепления по типу краевых укрепительных полос на участках

прямых

с радиусом кривых* в плане <600 м

с ограждениями

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Щебень или гравий

-

-

0,1

1,0

1,0

1,3

-

0,25

0,5

Засев трав

-

0,1

0,5

1,1

1,1

1,4

0,7

1,0

1,3

Нет укрепления

-

0,2

0,5

1,1

1,1

1,5

0,7

1,0

1,3

 

Примечание. Графы 1, 2 ,3 - при % оснащенности машинамии оборудованием для зимнего содержания автомобильной дороги соответственно выше70%, 50-70%, менее 50%; *) при отсутствии требуемого СНиП уширения проезжейчасти.

 

2.11. Общая ширина обочины может бытьуменьшена по отношению к положениям СНиП 2.05.02-85 при соответствующемобосновании и разработке мероприятий по организации и безопасности движения длядорог I, II категорий не менее чем до 1,5 м, для дорог других категорийне менее чем до 1,0 м в случаях:

- увеличения ширины проезжей части за счетобочин (участки расположения дополнительных полос движения,переходно-скоростных полос, с радиусом кривых в плане не более 1000 м);

- прохождения трассы в особых условиях (особотрудные участки горной местности, особо ценные сельскохозяйственные земли).

2.12. На дорогах I-III категорий, а также IV категории соблегченным типом покрытия, если обочина по каким-либо причинам уменьшена (см.п. 2.11) и уширение земляного полотна не предусматривается, укрепление наостановочной полосе принимается аналогично укреплению краевой укрепительнойполосы.

2.13. Укрепление обочины на уширяемом земляномполотне по прочности должно соответствовать требованиям настоящего документа. Взоне расположения стыка старой и отсыпаемой части уширения насыпи должна обеспечиваться равнопрочность конструкцииукрепления.

2.14. Поперечные уклоны при укреплении обочиндолжны приниматься согласно требованиям действующих нормативно-техническихдокументов.

При односкатном поперечном профиле (виражи)поперечный уклон должен соответствовать уклону проезжей части. При двухскатномпоперечном профиле поперечный уклон назначают в зависимости от полосы обочины(п. 1.5) и типа укрепления полосы.

Краевая укрепительная полоса, имеющая покрытиеукрепления аналогичное покрытию проезжей части, должна иметь поперечный уклонпроезжей части. При ином типе покрытия поперечный уклон согласно СНиП2.05.02-85 должен превышать уклон проезжей части на 10-30% в зависимости отвида укрепления и составлять:

- 30-40‰ при укреплении материалами сприменением вяжущего;

- 40-60‰ при укреплении гравием, щебнем,мелкоразмерной бетонной плиткой;

- 50-60‰ при биологическом укреплении (засевтрав, дернование).

2.15. Покрытия конструкций укрепления обочинавтомобильных дорог, проходящих через населенные пункты и сельскохозяйственныеугодья, не должны содержать материалов, способствующих пылеобразованию, а внаселенных пунктах дополнительно и обладающих канцерогенными свойствами.

2.16. Покрытия укрепленных обочин должныотличаться по цвету и внешнему виду от покрытия проезжей части дороги или отделятьсяразметкой согласно п. 2.4.

2.17. При реконструкции дороги или ее ремонтеукрепление обочин выполняется с учетом возможной необходимости измененияводно-теплового режима земляного полотна в части его защиты от поверхностныхвод и предотвращения образования на дороге пучин. Выбор решения осуществляетсяна основе данных обследования дороги, в т.ч. и на период выполнениястроительно-ремонтных работ.

2.18. При стадийном устройстве дорожной одеждына проезжей части дороги или длительных перерывах между устройством отдельныхее слоев порядок укрепления обочин назначают в зависимости от предусмотренныхстадий, их продолжительности. Как правило, следует предусматривать укреплениеобочин также стадийно, по мере устройства дорожной одежды.

2.19. При необходимости устройства продольныхлотков для перехвата и отвода поверхностных вод с покрытия проезжей части ихразмещают за пределами укрепленной с применением органических вяжущихматериалов части обочины - желательно на границе остановочной и прибровочнойполос и в любом случае за пределами краевой укрепительной полосы.

2.20. Конструкции укрепления обочинэксплуатируемых дорог при их самостоятельном сооружении назначают раздельно дляукрепительной и остановочной полос на основе расчетного обоснования ихпрочности (разд. 4). При этом для укрепительных полос учитывают повторностьнагружения (вероятное число заездов транспортных средств в рассматриваемыхусловиях), а сам расчет выполняют с учетом всех критериев прочности,предусмотренных для дорожной одежды проезжей части.

В пределах остановочных полос конструкциюукрепления, как правило, рассчитывают на продолжительное единичное нагружениепо критерию сдвига (дороги III-IV).При обосновании возможен расчет по всемкритериям оценки прочности, предусмотренным для расчета дорожной одеждыпроезжей части. Такое решение возможно прежде всего для отдельных участковдорог высоких технических категорий (см. п. 3.3-3.6), в т.ч. где вследствиевысокой интенсивности движения имеется необходимость, по опыту эксплуатации,систематического пропуска потока по укрепительной и остановочной полосам впериоды ограничения проезда или в отдельные кратковременные «пиковые» периодыроста интенсивности движения, когда уширение дорожной одежды проезжей частинецелесообразно или невозможно по технико-экономическим условиям.

 

3. ВЫБОР КОНСТРУКЦИЙ УКРЕПЛЕНИЯОБОЧИН

 

3.1. Выбор конструкции укрепления обочин,соответствующей условиям движения и изложенным выше требованиям, осуществляетсяна стадии разработки проекта строительства, реконструкции или ремонта дороги.При этом в расчетах и выборе конструкции дорожной одежды проезжей части дорогипри ее строительстве или ремонте, усилении, разработке мероприятий поликвидации пучин или пучиноопасных мест следует учитывать, что устройство наобочине слоев укрепления улучшает водно-тепловой режим земляного полотна.Степень этого влияния зависит от применяемых при укреплении материалов.

3.2. В состав работ при выборе конструкцииукрепления входит определение:

- необходимости устройства только краевойукрепительной или дополнительно и укрепление остановочной полосы;

- материалов для устройства слоев;

- толщин слоев укрепления.

3.3. Краевая укрепительная и остановочныеполосы на федеральных дорогах с индексами «Е» и «М», на прочих федеральныхдорогах, где проектно-сметной документацией предусматривается устройстворазделительной полосы с установкой барьерного ограждения, укрепляются по типудорожной одежды проезжей части дороги.

3.4. Краевая укрепительная полоса наэксплуатируемых дорогах I-IV категорий при самостоятельном выполнении работ укрепляетсясогласно положениям настоящего документа, СНиП 2.05.02-85 и «Технических правилремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования», на строящихсядорогах - по типу дорожной одежды проезжей части путем ее уширения.

3.5. Остановочная полоса на строящихся иэксплуатируемых дорогах I-IV категорий укрепляется в соответствии с положенияминастоящего документа в первую очередь в местах:

- населенных пунктов и подходов к ним;

- подходов к местам пересечений и примыканий водном уровне;

- подходов к искусственным сооружениям,особенно, если необходимо устройство велосипедной дорожки;

- концентрации ДТП по дорожным условиям;

- расположения пунктов дорожного сервиса,смотровых площадок и площадок отдыха, у памятников и др., связанных свозможностью частой остановки транспортных средств;

- необеспеченной видимости, ветро- итуманоопасных;

- кривых меньше минимального радиуса, припродольных уклонах больше максимальных согласно СНиП 2.05.02-85.

3.6. Покрытия из связных материалов наостановочных полосах обочин (помимо указанных в п. 3.3) при обоснованиивыполняют (рис. 2, в, г, д):

- на дорогах I-III категорий в зоненаселенных пунктов городского типа и на подходах к ним на расстоянии не менее100 м;

- на участках между населенными пунктами дорогI-II категорий при интенсивности движения выше 25000 авт./сут;

- на подходах к местам пересечения, примыканияи съездов дорог в одном уровне, на расстоянии не менее 100 м (200 м внеблагоприятных грунтовых условиях) для дорог I-II категорий и не менее50 м и 25 м для дорог соответственно IIIи IVкатегорий с капитальными и облегченными типамипокрытий;

- на подходах к местам пересечений ипримыканий дорог в разных уровнях, где не предусмотрено устройствопереходно-скоростных полос, на расстоянии от оси пересечения не менее 150 м;

- в местах размещения пунктов общественногопитания, торговли, технического обслуживания автомобилей и т.д., оговариваемыхв СНиП и других нормативных документах;

- на участках обочин дорог I и II категорий вкачестве отдельных площадок для остановки автомобилей при интенсивностидвижения более значений, указанных в СНиП;

- на участках дорог I и II категорий,где интенсивность движения за первые 5 лет эксплуатации превышает 50% отрасчетной перспективной;

- на обочинах левосторонних съездов,пересечений и примыканий в разных уровнях;

 

 

Рис. 2. Конструктивные решения поукреплению обочин

 

- непосредственно на въездах и съездахпересечений и примыканий дорог в разных уровнях. Как исключение, в этихусловиях обочины можно укреплять полосой шириной не менее 0,5-0,75 м.

В остальных случаях при укреплении обочиниспользуют конструкции, приведенные на рис. 2, а, б, е.

3.7. Для улучшения работы укрепления, особеннов тяжелых грунтово-гидрологических условиях и напряженного режима движениятранспортных средств, в конструкции целесообразно использовать прослойки изразличных геосинтетических материалов.

3.8. Для снижения толщин основания (другихслоев укрепления) или повышения срока службы укрепленной обочины используютсяпрослойки с защитно-армирующей функцией с условным модулем более 350 Н/см.

3.9. Защитно-дренирующие прослойки изгеосинтетических материалов устраиваются, как правило, на контакте между слоямиоснования и земляным полотном. Такое решение целесообразно применять:

- при переустройстве дренирующего слоя в зонеобочин с отсыпкой слоя из мелких песков с Кф = 1-2 м/сут;

- при заиленном дренирующем слое и укрепленииобочины без его переустройства;

- в качестве мероприятия, снижающего влажностьгрунтов земляного полотна при 2 и 3 типе местности по условиям увлажнения во II и III дорожно-климатическихзонах (дороги I и III категорий) и как мероприятие при регулированииводно-теплового режима земляного полотна на участках, подверженных образованиюпучин, для ускорения отвода воды;

- при укладке щебеночного слоя непосредственнона грунт на их контакте.

3.10. Гидроизолирующие прослойки применяют дляпредотвращения поступления влаги атмосферных осадков в тело земляного полотначерез неукрепленные или укрепленные водопроницаемым материалом обочины при 2-3типе местности по условиям увлажнения во II и III дорожно-климатическихзонах при высокой фактической (расчетной) влажности, средних и тяжелыхпылеватых суглинках, при наличии или опасности образования пучин. При этомвеличина снижения влажности в расчетах может быть принята (0,05-0,03) wт и (0,03-0,01) wт (Wт - влажность на границетекучести), соответственно для II и III дорожно-климатических зон 2 и 3 типа местности по условиямувлажнения.

3.11. Наиболее экономичным по единовременнымкапитальным затратам является укрепление обочин устройством краевойукрепительной полосы, в т.ч. выполняемое и путем уширения проезжей части (рис.2, а, б) и укрепления остановочной полосы крупно фракционным несвязнымматериалом. Использование такого решения улучшает транспортно-эксплуатационныепоказатели, способствует усилению кромки проезжей части. Однако рассматриваемаяконструкция эффективна при малом количестве наездов на обочину, маломколичестве выпадающих осадков и земляном полотне из легких грунтов. Такоерешение возможно и как укрепление на первой стадии при двухстадийномстроительстве дороги.

3.12. Если земляное полотно выполнено изсвязных грунтов и подвержено повышенному увлажнению, в конструкции по типу рис.2, а, б целесообразно использовать гидроизолирующую прослойку. В условиях, еслиостро стоит задача не гидроизоляции земляного полотна, а усиления конструкции,вместо гидроизоляционного материала можно использовать геосетку или другойгеоматериал с высоким модулем деформации.

3.13. Укрепление по рис. 2, в, г, д являетсянаиболее капитальным. Такая конструкция оказывает положительное воздействие наводно-тепловой режим земляного полотна. Степень снижения влажности грунтовзависит от применяемых в конструкции материалов и колеблется в пределах до 0,05Wт. Использование в таких конструкциях прослоек изгеосинтетических материалов или георешеток направлено на экономиюдорожно-строительных материалов, повышение прочности конструкции укрепления,дренаж поступившей в земляное полотно воды или его защиту от влагонакопления.

3.14. Аналогичная конструкция, но с краевойукрепительной полосой, выполненной путем уширения проезжей части, целесообразнапри строительстве, реконструкции или ремонте дороги, связанными с уширениемдорожной одежды проезжей части, на первой стадии при двухстадийномстроительстве дороги при значительном числе останавливающихся транспортныхсредств.

3.15. Конструкция по рис. 2, б, е применяется,когда материалы укрепления краевой и остановочных полос (в основном - покрытие)отличаются друг от друга. Так, краевая укрепительная полоса имеет покрытие изасфальтобетона или выполнена из цементобетона, а остановочная полоса укрепленащебнем, гравием, шлаком или другим несвязным материалом. Снижение в такойконструкции влажности земляного полотна возможно не более чем на 0,02 Wт. Наиболее целесообразно ее применять в легкихгрунтово-климатических условиях, при невысокой интенсивности движения или вместах редкой остановки транспортных средств, на первой стадии придвухстадийном строительстве дороги.

3.16. Защитно-армирующие прослойки из нетканыхгеосинтетических материалов, выполняющие в отдельных случаях также функцииводоотвода (гидроизоляции), применяют при укреплении обочин с целью снижениярасхода других строительных материалов, усиления конструкции укрепления, защитыего от водной эрозии, а рабочего слоя земляного полотна - от дополнительногоувлажнения поверхностными водами, усиления прикромочной зоны дорожной одежды.

Основные варианты конструктивных решенийпредставлены на рис. 3:

- если ГМ имеют небольшую водопроницаемость(соизмеримую с водопроницаемостью песчаных грунтов) или нет необходимости ввыполнении ими функций дренирующего (гидроизолирующего) и защитного от воднойэрозии слоя, целесообразно укладывать ГМ лишь в пределах краевой укрепительнойполосы с небольшим запасом (ширина укладки ГМ Всм = В1 +0,2 м) - рис. 3, а;

 

 

Рис. 3. Основные вариантыприменения ГМ при укреплении обочин:

I - краевая укрепительная полоса шириной В1; II - остановочная полоса; III - прибровочнаяполоса; 1 - ГМ; 2 - конструкция укрепления; 3 - проезжая часть; 4 - дренирующийгрунт (песок)

 

- если ГМвыполняют функцию дренирующего слоя, а земляное полотно представлено связнымигрунтами, которые подвергаются повышенному увлажнению и имеют высокуюдеформативность в отдельные периоды года, ГМ укладывают непосредственно наповерхность земляного полотна по всей ширине обочины с выводом его на откос(рис. 3, б). Также укладывают ГМ в качестве водонепроницаемых экранов принеобходимости дополнительной гидроизоляции грунтов земляного полотна, еслипокрытие укрепления обочины водопроницаемо;

- если возможна водная эрозия укрепленияобочины или ее части (остановочная полоса), с которой, как правило, начинаетсяразмыв откоса, ГМ укладывают на всю ширину обочины с выводом на откос, в томчисле и на всю его плоскость (рис. 3, в) с отсыпкой на его поверхностьрастительного грунта или соответствующего материала. В этом случае возможнаукладка ГМ с уклоном в сторону проезжей части и выводом на поверхность обочины убровки откоса (рис. 3, г), если это не будет способствовать дополнительномуувлажнению земляного полотна (под ГМ расположен дренирующий грунт).

При необходимости применяют различныекомбинации размещения ГМ в пределах обочины (рис. 3, д).

3.17. При укреплении обочин на уширяемойнасыпи, когда линии контакта старой и присыпной части находятся в пределахконструкции укрепления, для обеспечения ее равнопрочности в основание слоевукрепления укладывается прослойка из геосинтетического материала (рис. 4). Еслипрослойка должна выполнять функции дренажа и отвода воды (рис. 4, а),используются нетканые синтетические материалы с коэффициентом фильтрации неменее 100 м/сут. Если решается задача экономии материалов, усиления конструкцииили ее усиления с гидроизоляцией (рис. 4, б), используются более прочные ижесткие материалы. В таких случаях краевую укрепительную полосу целесообразновыполнять путем уширения проезжей части. Заделка прослоек в проезжей части вэтой конструкции должна быть не менее 0,5 м.

 

 

Рис. 4. Усиление конструкцийукрепления обочин при

уширении земляного полотна идорожной одежды:

I - краевая укрепительная полоса; II - остановочнаяполоса; III - прибровочная полоса; IV - полоса уширения проезжейчасти; 1 - защитно-дренирующая полоса из ГМ; 2 - армирующая прослойка из ГМ; 3- граница уширяемой части насыпи

 

3.18. При ремонте (усилении) дорожнойконструкции проезжей части дороги, имеющей укрепление обочины, в зоне контактапроезжей части и краевой укрепительной полосы целесообразно укладывать прослойкуиз геосинтетического материала (рис. 4, в). В качестве прослойки следуетиспользовать сетку или материал нетканого типа с высоким условным модулемупругости. При недостаточной прочности старой конструкции укрепленияостановочной полосы прослойка укладывается на всю ширину укрепления (рис. 4,г).

3.19. В отдельных случаях при специальномтехнико-экономическом обосновании для укрепления обочин возможно применениегеокомпозитов и пространственных георешеток. Применение геокомпозитов (из двухслоев фильтров с пористым заполнителем между ними) целесообразно в качествезащитно-дренирующего слоя на контакте с грунтом земляного полотна, когдасуществующий дренирующий слой под проезжей частью имеет ухудшенные в процессеэксплуатации дренирующие свойства. Применение пространственных георешеток можетбыть целесообразным на отдельных особо сложных участках, где наблюдаютсяповышенные разрушения в пределах обочины, связанные с наездом автомобилей иразмывами, переходящими на откос.

 

4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОНСТРУКЦИЙ УКРЕПЛЕНИЯ

 

4.1. Выбор параметров конструкций укрепления,как правило, производится на основе расчетов. В качестве расчетной согласно ОДН218-046-01 принимается автомобиль с нагрузкой 10 т на ось давлением в шинах 0,6МПа и диаметром отпечатка, эквивалентным следу колеса, 33 см для расчетаукрепления остановочной полосы (если расчет выполняется только по критериюсдвига) и 37 см - краевой укрепительной полосы.

4.2. Толщину каждого слоя конструкцииукрепления следует принимать не ниже значений, указанных в СНиП 2.05.02-85. Верхний слой укрепления (покрытие) принимают наименьшейтолщины, если при расчете конструкции его толщина оказалась меньше указанных вСНиП 2.05.02-85 величин.

4.3. Расчетные значения влажности грунтаземляного полотна в зависимости от условий увлажнения и типа покрытияукрепления для использования в расчетах конструкций укрепления приведены втабл. 4.1.

4.4. При наличии на обочинах пучинистыхгрунтов они при выполнении работ по укреплению должны быть заменены дренирующимгрунтом или несвязным материалом укрепления.

4.5. При укреплении обочин (части обочин) потипу капитальных или облегченных дорожных одежд с усовершенствованнымипокрытиями на земляном полотне из пылеватых песчаных и глинистых грунтов в I-III дорожно-климатическихзонах при 2-3 типе местности по условиям увлажнения должна быть выполненапроверка конструкции на морозоустойчивость аналогично выполняемой при расчетедорожной одежды проезжей части согласно ОДН 218-046-01.

4.6. Расчет конструкций укрепления краевойукрепительной полосы не выполняется в случаях:

- устройства путем уширения дорожной одеждыпроезжей части или самостоятельно с аналогичными характеристиками иматериалами;

- устройства краевой укрепительной полосы изсборного цементобетона.

4.7. Конструкция укрепления остановочнойполосы рассчитывается по методике ОДН 218.0.046-01*:

________________

* Значение коэффициента Кдв формуле 3.14 ОДН 218.0.046-01 принимается равным 1.

 

- только по критерию сдвига, если покрытиеукрепления выполнено из слабосвязных материалов или материалов, обработанныхорганическим вяжущим (см. рис. 2, б, е). Расчет ведется на действие единичнойстатической нагрузки;

 

Таблица 4.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дорожно-климатическая зона

Тип местности по условиям увлажнения

Рекомендуемая для расчетов относительная влажность грунта под обочинами, укрепленными различными материалами

Асфальто

бетон

Цементо

бетон

Битумо

грунт

Щебень при плотности, г/см3

Песчано-гравийная смесь

1,8

2,0

2,2

 

1

0,60

0,60-0,65

0,60-0,65

0,70-0,80

0,65-0,70

0,65-0,70

0,65-0,70

II

2

0,65

0,65-0,70

0,65-0,70

0,75-0,85

0,70-0,75

0,70-0,75

0,70-0,75

 

3

0,70

0,70-0,75

0,70-0,75

0,80-0,90

0,75-0,80

0,75-0,80

0,75-0,80

 

1

0,60

0,60-0,65

0,60-0,65

0,65-0,75

0,65-0,70

0,60-0,65

0,60-0,70

III

2

0,65

0,65-0,70

0,65-0,70

0,70-0,80

0,70-0,75

0,65-0,70

0,65-0,75

 

3

0,65

0,65-0,70

0,65-0,70

0,70-0,80

0,70-0,75

0,65-0,70

0,65-0,75

 

1

0,60

0,60

0,60

0,65-0,75

0,60

0,60

0,60-0,70

IV

2

0,65

0,65-0,70

0,65-0,70

0,70-0,80

0,65-0,70

0,65-0,70

0,65-0,70

 

3

0,65

0,65-0,70

0,65-0,70

0,70-0,80

0,65-0,70

0,65-0,70

0,65-0,70

 

1

0,60

0,60

0,60

0,60-0,70

0,60-0,65

0,60

0,60-0,65

V

2

0,60-0,65

0,60-0,65

0,60-0,65

0,60-0,70

0,65-0,70

0,65-0,70

0,60-0,70

 

3

0,60-0,65

0,65-0,75

0,65

0,60-0,70

0,65-0,70

0,65-0,70

0,65-0,70

 

Примечание. Меньшие значения влажности принимаются длясупесей легких непылеватых, большие - для пылеватых супесей, суглинковпылеватых и тяжелых пылеватых.

 

- по трем критериям аналогично расчету краевойукрепительной полосы (см. п. 4.9), если покрытие укрепления выполнено изсвязных материалов (см. п.п. 3.3, 3.6).

4.8. Величина требуемого модуля упругостиконструкции укрепления остановочной полосы принимается равной:

- при укреплении с использованием в покрытииасфальтобетона или других связных материалов (конструкции с капитальным илиоблегченным типами дорожных одежд) - 120 МПа;

- при укреплении битумоминеральными смесями,гравийными, щебеночными материалами, в т.ч. и обработанными способами пропитки,укрепленными грунтами (конструкции с облегченными и переходными типами дорожныходежд) - 85 МПа.

4.9. Параметры краевой укрепительной полосы,сооружаемой при самостоятельном выполнении работ по укреплению обочин,устанавливаются согласно ОДН 218-046-01 расчетами по трем критериям:

- упругому прогибу;

- сдвигу в грунте земляного полотна, слабосвязныхматериалах и материалах, обработанных вяжущим (см. п. 4.7);

- растягивающим напряжениям в монолитныхслоях.

4.10. Требуемое минимальное значение модуляупругости конструкции укрепления краевой полосы устанавливается в зависимостиот количества наездов автомобилей , определяемого пономограмме (рис. 5) в зависимости от типа покрытия краевой укрепительнойполосы.

4.11. Среднесуточное количество наездов наобочину автомобилей Nо рассчитывается по формуле

где А - коэффициент, учитывающий количествонаездов автомобилей на краевую укрепительную полосу, принимается по табл. 4.2;

Nm - число проездов автомобилей по дороге m-й марки всутки;

 - суммарный коэффициентприведения к расчетной нагрузке, принимаемый по приложению 1 ОДН 218.046.01.

 

 

Рис. 5. Номограмма для расчетатребуемого модуля упругости

краевой укрепительной полосы:

Nо — приведенное количество наездов автомобилей на краевуюукрепительную полосу за сутки; а — покрытие из асфальтобетона, цементобетона,битумоминеральных смесей, приготовленных в установке; б — покрытия избитумоминеральных смесей, щебеночных и гравийных материалов, обработанныхспособами пропитки, песчаными и супесчаными укрепленными различными вязнущимигрунтами

 

Таблица 4.2

 

п/п

Средняя суточная интенсивность движения, расчетных автомобилей, авт./сут

Коэффициент А

Ширина проезжей части, м

7,0

7,5

10,5

>10,5

7,0

7,5

10,5

>10,5

Покрытие обочин аналогично по виду покрытиям усовершенствованного типа

Покрытие обочин не аналогично по виду покрытиям усовершенствованного типа

1

1000

Расчет ведется при коэффициенте А, равном 0,001

2

2000

0,006

 

 

 

 

 

 

 

3

3000

0,012

0,004

0,003

0,003

 

 

 

 

4

4000

0,02

0,003

0,004

0,0035

0,003

 

 

 

5

5000

0,03

0,012

0,005

0,004

0,005

0,004

0,002

 

6

6000

0,04

0,016

0,007

0,005

0,007

0,005

0,003

 

7

7000

0,055

0,020

0,01

0,007

0,01

0,007

0,004

0,002

8

8000

-

0,035

0,02

0,012

0,012

0,01

0,006

0,003

9

9000

-

0,05

0,03

0,018

0,02

0,02

0,009

0,004

10

10000

-

-

0,04

0,024

0,04

0,03

0,015

0,006

11

> 10000

-

-

0,05

0,035

-

-

0,02

0,01

 

Примечание. Если значение коэффициента А располагаетсяниже нижней ограничительной линии, необходимо уширение проезжей части дороги,так как укрепление обочин при этих значениях коэффициента А может привести ксозданию экономически неэффективных конструкций.

 

4.12. Проверка монолитных слоев на изгибпроизводится согласно положениям ОДН 218.046-01.

4.13. Если в конструкции укрепления обочиныиспользуются прослойки из геосинтетических материалов, величина расчетногомодуля упругости конструкции умножается на коэффициент 1/a, где a -показатель, принимаемый по приложению 1 настоящего документа.

 

5. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯОБОЧИН

 

5.1. Для укрепления обочин используютсяматериалы:

- асфальтобетон различных марок,асфальтогранулобетон, фиброасфальтобетон;

- сборный цементобетон;

- битумоминеральные смеси;

- обработанные различными вяжущими щебеночныеи гравийные материалы;

- укрепленный различными вяжущими грунт;

- щебеночные, гравийные и другие несвязныематериалы, в т.ч. отходы камнедробильного производства, кирпичных, бетонныхзаводов, шлаки и другие местные материалы;

- грунтощебеночные, грунтогравийные смеси.

5.2. Выбор материалов определяетсятребованиями раздела 2 с учетом особенностей работы материалов под нагрузкой всоответствующих грунтово-климатических условиях.

Рекомендуемое расположение материалов вконструкции укрепления приведено на рис. 6.

5.3. Применяемые для укрепления обочиндорожно-строительные материалы должны соответствовать техническим условиям наих производство и применение.

5.4. При укреплении обочин асфальтобетономнизких марок для улучшения свойств целесообразно применять стекловолокна илибазальтовые волокна ориентировочно из расчета 3-5% от объема смеси. Расчетныехарактеристики армированного таким образом асфальтобетона следует повышать на20 %.

5.5. При использовании для укрепления обочинобработанных вяжущими грунтов следует руководствоваться положениями специальныхдокументов по их применению.

5.6. В условиях необходимости повышенияпрочности конструкции укрепления недостатка дорожно-строительных материалов,необходимости гидроизоляции земляного полотна или улучшения условий отвода водыиспользуются геосинтетические материалы (ГМ), в группу которых входят нетканые,пленочные, сетчатые материалы и георешетки пространственного типа.

Геосинтетические материалы должны отвечатьтребованиям технических условий на их производство и применение, обладатьбиологической и химической устойчивостью к воздействию агрессивных факторов.

Место расположения ГМ в конструкции укрепленияобочин (по ширине обочины и глубине заложения) определяется видом применяемогоГСМ и выполнением им указанных выше функций.

5.7. Нетканые ГМ представляют собой хаотичнопереплетенные короткие или длинные (бесконечные) волокна, соединенныемеханическим, физическим или химическим способами.

ГМ, соединенные механическим способом(иглопрокалыванием), обладают, как правило, высокой водопроницаемостью во всехнаправлениях и при достаточной толщине выполняют функции дренирующих слоев ифильтров, но имеют повышенную деформативность. Нетканые ГСМ, соединенныесшиванием или химическим способом и имеющие высокий модуль деформации, необладают, как правило, водопроницаемостью в горизонтальном направлении, могутвыполнять функции арматуры.

 

 

Рис. 6. Материалы слоев укрепленияобочин:

1 - асфальтобетон, асфальтогранулобетон,фиброасфальтобетон, цементобетон; 2 - щебеночные материалы, шлаки; 3 -укрепленный неорганическими вяжущими грунт; 4 - щебень, гравий с пропиткойвязнущими материалами; 5 - гравийные (щебеночные) материалы; 6 - грунтогравийные,грунтощебеночные материалы, отходы производства (кирпичный бой, отходы бетонныхзаводов, породы угольных шахт и т.д.); 7 - битумоминеральные смеси; 8 -битумогрунт

 

5.8. Тканые ГМ отличаются регулярнойструктурой и меньшей деформативностью, чем нетканые. Они в подавляющембольшинстве случаев выполняют функции защитных и армирующих, но не дренирующихслоев.

5.9. Пленочные ГМ отличаютсягидроизоляционными свойствами, но имеют обычно меньшую прочность. Используяпленку, следует учитывать низкое значение сопротивления сдвигу на контакте сгрунтом, а также плохую сопротивляемость воздействию нетрадиционных нагрузок(щебень, гравий).

5.10. Материалы сетчатого типа - геосетки -обладают высокой прочностью и малой деформативностью. Они используются как армирующиепрослойки. Наибольший эффект проявляется при их включении в слои из связныхматериалов. Для объемного армирования, т.е. устройства самостоятельного слояукрепления на остановочной полосе (при достаточной её ширине), могутиспользоваться объемные геосетки — георешетки, ячейки которых заполняютсягрунтом, щебнем, гравием, укрепленным различными вяжущими грунтом,обеспечивающими в комплексе прочность слоя.

5.11. При укреплении обочин с использованиемармирующих прослоек из геосинтетических материалов они укладываются взависимости от решаемой задачи:

- под слой укрепления, если он выполняется изнесвязных материалов на границе с грунтом земляного полотна;

- на границе между слоями укрепления, если обаслоя выполнены из связного материала или один из них из несвязного.

5.12. Гидроизоляционную защиту грунтов обочинот воздействия поверхностных вод осуществляют следующими способами:

- устройством слоя асфальтобетона минимальнойтолщины;

- устройством на верхнем слое укрепленияповерхностной обработки, а если укрепление обочин выполнено из грунтов,укрепленных неорганическими вяжущими и смолами, то с укладкой промежуточногощебеночного слоя толщиной 5 см;

- применением синтетических пленочных илипленкообразующих материалов из органических вяжущих, укладываемых или наносимыхтонким слоем путем набрызга на основание нижнего слоя укрепления или прослойкииз геосинтетического материала;

- смазкой торцов дорожной одежды одним извидов органических вяжущих перед укладкой слоев укрепления.

5.13. Укрепление травосеянием прибровочнойполосы применяют при грунтах, имеющих рН ³ 5. Для посева травырастительная земля должна содержать необходимые компоненты питательных веществ.При использовании бедных растительных почв их обогащают органическими иминеральными удобрениями.

5.14. При использовании в конструкцияхукрепления прослоек из ГМ необходимо выполнять проверку их прочности надействие строительных и эксплуатационных нагрузок в соответствии с ОДН218.049-03.

 

6. ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАВИЛАПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

 

6.1. Работы по укладке, профилированию иуплотнению слоев укрепления обочин выполняют согласно проекту на производстворабот, СНиП 3.06.03-85 и положениям настоящего документа в зависимости отдорожной обстановки, плана и профиля дороги, интенсивности движения, конструкцииукрепления, применяемых материалов и средств механизации работ.

6.2. При отсутствии проекта на производстворабот укрепление может выполняться по технологическим картам, составляемым наместе дорожными организациями, выполняющими эти работы, в зависимости отуказанных в п. 6.1 условий.

6.3. Для составления проекта на производстворабот или технологической карты в табл. 6.1 и 6.2 даны возможные вариантыиспользования материалов, технология укрепительных работ, порядок выполнения инаиболее приемлемые типы дорожных машин.

6.4. При выполнении работ по укреплению обочиндолжен быть удален на откос (прибровочную полосу) растительный грунт споследующей его планировкой и засевом травами. Грунт обочин в зависимости отпланируемой конструкции укрепления также удаляется на откос или используетсядля устройства слоя укрепления.

6.5. При использовании в конструкцияхукрепления прослоек из геосинтетических материалов или георешеток дополнительнок работам, определяемым СНиП 3.06.03-85,табл. 6.1 и 6.2 настоящего документа,производятся работы по транспортировке, распределению и укладке прослойки ГСМ(георешетки) в конструкцию укрепления.

 

Таблица 6.1

 

Вид укрепления обочины

Конструкция с одним слоем укрепления

Конструкция с двумя слоями укрепления

Приготовление материала на обочине (укрепленный грунт)

Привозной материал

Приготовление нижнего слоя на обочине, верхний из привозного материала

Привозной материал

Укрепление с использованием грунта обочины

I

-

II

-

Грунт при устройстве корыта удаляется за пределы земляного полотна

-

III

IV

V

 

Примечание. I-V - номера вариантов технологии выполненияработ.

 

Таблица 6.2

 

Наименование операций

Порядок выполнения операций по сооружению конструкций укрепления обочин по вариантам I-V согласно табл. 6.1

Тип механизмов, которые могут быть использованы

I

II

III

IV

V

1

2

3

4

5

6

7

Зачистка поверхности обочин путем снятия грунта толщиной 3-5 см с перемещением его на откосную часть

1

-

-

-

-

Автогрейдеры легкого и среднего типов. Бульдозеры

Устройство корыта в соответствии с профилем и глубиной, определяемой конструкцией укрепления (толщиной слоя укрепления) из привозного материала:

 

 

 

 

 

 

- со срезкой и перемещением в валы на обочине с последующей погрузкой и вывозом за пределы земляного полотна;

-

1

1

1

1

Для срезки: автогрейдеры легкого и среднего типов; экскаваторы с емкостью ковша 0,15-0,3 м3.

 

 

 

 

 

 

Для вывоза: автосамосвалы всех типов.

 

 

 

 

 

 

Для погрузки: экскаваторы с емкостью ковша 0,15-0,3 м3 и др.

- со срезкой и удалением на откосы

-

1

1

1

1

Автогрейдеры легкого и среднего типов

Выравнивание кромки проезжей части

2

2

2

2

2

Бетоноломы, пневмонические молотки

Смазка торца дорожной одежды одним из видов органического вяжущего материала

-

7

-

10

7

-

Рыхление грунта

3

-

-

3

-

Кирковщики автогрейдеров, рыхлители

Уплотнение дна корыта за 3-5 проходов

-

3

3

-

3

Катки с шириной захвата до 2 м

Размельчение и перемешивание грунта

4

-

-

4

-

Фрезы с шириной захвата до 2 м

Завоз на обочину вяжущего материала

5

-

-

5

-

Автогудронаторы, цементовозы

Распределение вяжущих материалов на обочине

6

-

-

6

-

Фрезы, распределители сыпучих материалов, автогудронаторы

Приготовление смеси (перемешивание грунта с вяжущим)

7

-

-

7

-

Фрезы, автогрейдеры среднего и легкого типов

Завоз несвязного материала укрепления на обочину

-

4

4

-

4

Автосамосвалы всех типов

Завоз на обочину материала верхнего слоя

-

8

-

11

8

Автосамосвалы всех типов

Разравнивание и профилирование слоя

8

5,9

5

8, 12

5, 9

Авто грейдеры легкого и среднего типов, бульдозеры, асфальтоукладчик с шириной захвата 2 м, машина для устройства укрепительных полос

Уплотнение слоя укрепления на обочине:

9

10

-

9, 13

10

Катки с шириной захвата 2 м

- верхнего из связных материалов или укрепленного грунта;

 

 

 

 

 

 

- слоя из несвязных материалов

-

6

6

13

6

Катки с шириной захвата 2 м

 

Примечание. Цифры в вертикальных графах показываютпорядок операций по устройству слоев укрепления, принятого согласно табл. 6.1варианта конструкции.

 

6.6. Раскатку рулонов и укладку полотен ГМ врабочее положение выполняют с низовой (по отношению к направлению стока воды)стороны.

Их положение закрепляют прижатием полотна кгрунту через 10-12 м анкерами, присыпкой грунтом, щебенкой. Прижатие производятво избежание смещения полотна при действии ветровой нагрузки, укладкевышележащих слоев укрепления, а также для сохранения небольшогопредварительного его натяжения.

6.7. При недостаточной ширине ГМ полотнаукладывают с перекрытием не менее 0,10-0,15 м (при создании гидроизолирующихслоев - 0,3 м), а в случае возможности возникновения в месте перекрытия полотензначительных растягивающих напряжений их соединяют. Соединение выполняют, если:

- перекрытие расположено в пределах краевойукрепительной полосы, а основной функцией ГМ в конструкции укрепления являетсяармирование;

- полотна укладывают с выходом на откос сцелью его защиты, а перекрытие расположено в пределах 0,5 м от бровки откоса.

Выбор способа соединения зависит от видаприменяемого ГМ и функций, которые он выполняет в конструкции.

6.8. При устройстве прослоек из СМ, особенногидроизолирующих, необходимо проверить качество планировки и соответствиепоперечных уклонов проектным, качество швов соединения полотен.

6.9. Отсыпку на ГМ материала вышележащего слояукрепления желательно вести с таким расчетом, чтобы ГМ (нестабилизированный)находился под действием дневного света не более 4-5 ч.

Отсыпку материала ведут по способу «от себя»без заезда строительных машин на открытые полотна. Материал укреплениявыгружают непосредственно на уложенные полотна, надвигают, разравнивают ипрофилируют бульдозером и автогрейдером, после чего уплотняют. Пристроительстве избегают резких поворотов гусеничных машин, так как это можетпривести к повреждению полотен ГМ.

6.10. Первый слой укрепления поверх ГМотсыпают на толщину, не менее требуемой, исходя из данных расчета настроительные нагрузки (см. раздел 5). Если на поверхность ГМ укладываюткрупнофракционный материал (щебень, гравий), а данные по стойкости ГМ кнетрадиционным воздействиям отсутствуют, проверяют возможность такой укладкипутем визуальной оценки степени повреждения образца ГМ размерами 2´2м после проезда построечного транспорта по покрывающему его слою. При наличииповреждений на полотно отсыпают технологический слой из мелкозернистогоматериала толщиной в уплотненном состоянии не менее 5 см (для пленок - 10 см).

6.11. Прослойку из геосинтетического материалапод пространственную георешетку (при необходимости) устраивают согласноизложенным выше правилам.

6.12. Укладку георешетки производят путемрастяжки пакета и прикрепления (фиксации положения) георешетки к грунтуземляного полотна штырями по всему ее периметру.

6.13. Отсыпку материала в ячейки георешеткивыполняют одновременно на всю высоту георешетки с запасом ориентировочно 15 смдля защиты ребер георешетки от смятия уплотняющими и транспортными машинами.

6.14. Планировку и уплотнениематериала-заполнителя георешетки выполняют обычным способом согласно СНиП3.06.03-85.

6.15. Работы по укреплению обочин следуетпроизводить в соответствии с действующими правилами по технике безопасности.Примерная схема расположения дорожных знаков и ограждений при производстверабот показана на рис. 7.

 

 

Рис. 7. Схема ограждения участкаработ при укреплении обочин

 

7. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

 

7.1. Контроль качества выполнения работ осуществляетсяс целью обеспечения соответствия параметров конструкций укрепления обочинтребованиям раздела 2 настоящего документа и соответствующих положений ГОСТ50597-93, СНиП 2.05.02-85, СНиП 3.06.03-85, ВСН 19-89 и др.

7.2. Толщина слоев укрепления и поперечныеуклоны определяются мерным инструментом. Они не должны иметь отклонения отпроектных значений более указанных в СНиП 3.06.03-85, ВСН 19-89 и «Пособии попроизводственному контролю качества при строительстве автомобильных дорог»(далее Пособие).

7.3. Сцепление колес автомобиля с покрытиемдолжно соответствовать ГОСТ 50597-93 и определяться согласно ГОСТ 30413-96.Ровность покрытия укрепленной обочины должна соответствовать требованиям ВСН38-90, ГОСТ 50597-93 и определяться по ГОСТ 30412-96.

7.4. Контроль качества устройстваконструктивных слоев укрепления осуществляется согласно соответствующимположениям ВСН 19-89 и СНиП 3.06.03-85.

7.5. Качество используемых геосинтетическихматериалов и их укладки в конструкцию укрепления оценивают согласно ВСН 49-86 исоответствующим положениям Пособия.

7.6. Качество используемых при укрепленииобочин дорожно-строительных материалов устанавливается согласно положениямспециальных нормативно-технических документов.

 

 

Приложение 1

 

Значение коэффициентов повышениямодуля упругости конструкции a

при введении прослоек изгеосинтетических материалов

 

Есро

Значение a при H/D

 

0,3

0,6

0,9

1,2

1,5 ¸ 2,0

1

2

3

4

5

6

Ео = 20 МПа

1,0

0,635

0,690

0,766

0,829

0,908

 

0,720

0,790

0,873

0,939

0,989

3,0

0,635

0,701

0,778

0,864

0,926

 

0,720

0,803

0,884

0,964

0,995

5,0

0,635

0,710

0,800

0,886

0,947

 

0,720

0,813

0,912

0,978

0,998

10,0

0,637

0,722

0,837

0,913

0,966

 

0,723

0,827

0,945

0,986

1,000

20,0

0,646

0,773

0,869

0,932

0,974

 

0,738

0,878

0,960

0,991

1,000

40,0

0,654

0,806

0,893

0,945

0,978

 

0,751

0,909

0,970

0,996

1,000

Ео = 36 МПа

1,0

0,650

0,729

0,833

0,907

0,963

 

0,744

0,834

0,941

0,985

1,000

3,0

0,654

0,775

0,864

0,927

0,972

 

0,751

0,880

0,958

0,990

1,000

5,0

0,659

0,797

0,881

0,938

0,977

 

0,758

0,902

0,966

0,993

1,000

10,0

0,691

0,828

0,908

0,950

0,986

 

0,791

0,922

0,975

0,996

1,000

20,0

0,729

0,854

0,920

0,960

0,986

 

0,832

0,936

0,982

0,997

1,000

30,0

0,749

0,867

0,927

0,964

0,988

 

0,853

0,943

0,984

0,998

1,000

Ео = 50 МПа

1,0

0,675

0,794

0,875

0,933

0,978

 

0,755

0,899

0,963

0,992

1,000

2,0

0,698

0,811

0,888

0,941

0,978

 

0,798

0,912

0,968

0,994

1,000

3,0

0,714

0,824

0,898

0,946

1,000

 

0,824

0,920

0,973

0,995

1,000

5,0

0,733

0,842

0,910

0,954

0,987

 

0,836

0,932

0,978

0,996

1,000

10,0

0,760

0,865

0,924

0,963

0,987

 

0,864

0,947

0,983

0,997

1,000

20,0

0,783

0,883

0,935

0,970

0,980

 

0,881

0,950

0,987

0,998

1,000

Ео = 80 МПа

1,0

0,773

0,856

0,916

0,959

0,987

 

0,873

0,937

0,980

0,997

1,000

2,0

0,784

0,867

0,923

0,959

0,987

 

0,882

0,946

0,983

0,997

1,000

3,0

0,792

0,875

0,928

0,963

1,000

 

0,888

0,951

0,985

0,997

1,000

5,0

0,804

0,886

0,935

0,969

1,000

 

0,898

0,958

0,987

0,998

1,000

10,0

0,821

0,898

0,943

0,975

1,000

 

0,913

0,966

0,990

1,000

1,000

Ео = 100 МПа

1,0

0,802

0,877

0,931

0,966

1,000

 

0,896

0,957

0,986

0,998

1,000

2,0

0,812

0,885

0,931

0,966

1,000

 

0,905

0,963

0,986

0,998

1,000

3,0

0,819

0,891

0,936

0,974

1,000

 

0,912

0,967

0,987

1,000

1,000

5,0

0,829

0,898

0,943

0,974

1,000

 

0,920

0,972

0,990

1,000

1,000

10,0

0,843

0,908

0,952

0,974

1,000

 

0,932

0,978

0,993

1,000

1,000

 

Примечания:

1. Верхнее значение a в таблице берется при Егм ³ 60 кН/м, нижнее - при 35 £ Егм < 60 кН/м.

2. Ео - модульупругости грунта земляного полотна.

3. Еср - среднеезначение модуля упругости дорожной конструкции, определяемое по формуле

H = Sh

 

 

СПИСОК НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙЛИТЕРАТУРЫ

 

1. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги.Госстрой СССР, М., 1986.

2. СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги.Госстрой СССР, М., 1986.

3. СН 25-76. Инструкция по применению грунтов,укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильныхдорог и аэродромов. Минтрансстрой СССР, 1975.

4. ОДН 218.046-01. Проектирование нежесткихдорожных одежд. ГСДХ Минтранса России, М., 2001.

5. ГОСТ Р 50597-93. Требования кэксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасностидорожного движения. Госстандарт России, М., 1993.

6. ОДН 218.024-03. Технические правила ремонтаи содержания автомобильных дорог. ГСДХ Минтранса России, М., 2003.

7. ОДН 218.049-02. Правила применениягеосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог.ГСДХ Минтранса России, М., 2003.

8. ВСН 39-79. «Технические указания поукреплению обочин автомобильных дорог». Минавтодор РСФСР, Транспорт, М., 1980.

9. ВСН 14-95. Инструкция по строительствудорожных асфальтобетонных покрытий. НТУ Департамента строительства.Мосстройлицензия, 1995.

10. ВСН 7-89. Указание по строительству,ремонту и содержанию гравийных покрытий. Минавтодор РСФСР, М., 1989.

11. ВСН 25-86. Указания по обеспечениюбезопасности дорожного движения на автомобильных дорогах. Минавтодор РСФСР, М.,1986.

12. ВСН 123-77. Инструкция по устройствупокрытий и оснований из щебеночных, гравийных и песчаных материалов,обработанных органическими вяжущими. Минтрансстрой, М., 1977.

13. Руководство по строительству оснований ипокрытий автомобильных дорог из щебеночных и гравийных материалов. Союздорнии,1999.

14. Рекомендации по применению влажныхорганоминеральных смесей для устройства конструктивных слоев дорожных одежд.Минавтодор РСФСР, Гипродорнии, 1986.

15. О производстве работ по укреплению обочин.Распоряжение Минтранса России от 14.02.03 № ИС-79-р.

16. Типовые решения по восстановлению несущейспособности земляного полотна и обеспечению прочности и морозоустойчивостидорожной одежды на пучинистых участках автомобильных дорог. РосавтодорМинтранса России. Распоряжение от 14.06.2002 г. № 113-р, М., 2002.

17. Рекомендации по расчету и технологииустройства оптимальных конструкций дорожных одежд с армированными прослойкамипри строительстве, реконструкции и ремонте дорог с асфальтобетоннымипокрытиями. ФДД Минтранса России, 1993.

18. Рекомендации по выявлению и устранениюколей на нежестких дорожных одеждах. Росавтодор Минтранса России, М., 2002.

19. Временные строительные нормы. Применениесинтетических материалов при устройстве нежестких одежд автомобильных дорог (IV-V категорийпо классификации СНиП 2.05.02-85). 26 Центральный НИИ МО, ОАО «ЦНИИС-тест»Минстроя России, 1999.

20. Методические рекомендации по технологииармирования асфальтобетонных покрытий добавками базальтовых волокон (фиброй)при строительстве и ремонте автомобильных дорог. Росавтодор Минтранса России.Распоряжение от 11.01.2002 г. № 12-р.

21. Методические рекомендации по применениютехнологии армирования асфальтобетонных покрытий рулонными базальтоволокнистымиматериалами при строительстве и ремонте автомобильных дорог. РосавтодорМинтранса России. Распоряжение № 333-р, М., 2001.

22. Методические рекомендации по применениюобъемной георешетки типа «геовеб» при сооружении автомобильных дорог в районахвечной мерзлоты Западной Сибири (для опытного применения), ФГУП «Союздорнии»Госстроя РФ, Балашиха, 2001.

23. ВСН 19-89. Правила приемки работ пристроительстве и ремонте автомобильных дорог. М., Транспорт, 1990.

24. Пособие по производственному контролюкачества при строительстве автомобильных дорог. НИЦ «Инженер», М., 1998.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Общие положения

2. Требования к укреплению обочин

3. Выбор конструкций укрепления обочин

4. Проектирование конструкций укрепления

5. Материалы для укрепления обочин

6. Технология и правила производства работ

7. Контроль качества

Приложение 1. Значение коэффициентов повышениямодуля упругости конструкции a при введении прослоек из геосинтетическихматериалов

Список нормативно-технической литературы


   
Справочник ГОСТов, ТУ, стандартов, норм и правил. СНиП, СанПиН, сертификация, технические условия

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции